Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 02:47, творческая работа
Социальная ситуация в современном российском обществе находится в процессе постоянного изменения, разрушая прежние убеждения и стереотипы и заменяя их новыми. Этот процесс изменения общественного уклада затрагивает почти все сферы жизни.
Смена социально-экономических условий сопровождается переустройством механизмов социальных взаимодействий. В связи с этим, большое значение имеет анализ фактических результатов происходящих преобразований.
Введение 3
1.1 Понятие девиации 3
1.2 Норма и отклонение от нее 4
2.1 Причины отклоняющегося поведения. 5
2.2 Маргинализация и отклоняющееся поведение. 7
2.3 Отклоняющаяся социализация и девиантное поведение. 9
2.4 Девиантное поведение в современных условиях. 9
Заключение 10
Список литературы 12
Социология
Индивидуальное эссе на тему:
Группа
Выполнила
Преподаватель:
Москва, 2013
Оглавление
Введение 3
1.1 Понятие девиации 3
1.2 Норма и отклонение от нее 4
2.1 Причины отклоняющегося поведения. 5
2.2 Маргинализация и отклоняющееся поведение. 7
2.3 Отклоняющаяся
социализация и девиантное
2.4 Девиантное
поведение в современных
Заключение 10
Список литературы 12
Социальная ситуация в
современном российском обществе находится
в процессе постоянного изменения,
разрушая прежние убеждения и
стереотипы и заменяя их новыми.
Этот процесс изменения
Смена социально-экономических условий сопровождается переустройством механизмов социальных взаимодействий. В связи с этим, большое значение имеет анализ фактических результатов происходящих преобразований. Причем не только экономических, которые постоянно находятся в центре общественного внимания, но и социальных последствий: изменений социальных качеств людей, в том числе структуры их актуальных ценностей, важнейших основ социальной жизни, социальных потребностей, гражданских и политических позиций. В современной России развитие и изменение социальной ситуации периодически сопровождается кризисом различных норм, ценностей, целей, идеологии, социальная комплексность и смысловое единство которых являются залогом целостности и воспроизводства общества.
Актуальность
Интерес исследователей к девиантному поведению людей, в особоенности подростков, является традиционным в истории науки и цивилизации, так как данная проблема тесно переплетается с проблемой социальной адаптации молодежи, которая является фактором стабильности общества и его развития. Перспективы страны в большей степени зависят от уровня социализации, образованности сегодняшних подростков. Общество, обладающее системой базовых нравственных ценностей, должно передать их молодым. В этом залог того, что они смогут найти свое место в жизни, будут востребованы. Российское общество за последние годы претерпело глобальные изменения. Социальные изменения, произошедшие в России, привели к обострению социальных проблем, таких, как бедность, преступность, межнациональные конфликты, безработица и другие негативные социальные факторы, характерные для трансформационного общества. Трансформация российского общества предопределила формирование в нашей стране различных видов девиантного поведения. Девиантное поведение рассматривается как совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
К сожалению, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “социальное отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали интерес ученых. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.
Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”, а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”, то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций.
Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства. Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам", то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.
Социальные отклонения могут
происходить в сфере
Таким образом, девиантность определяется в социологии как отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.
Социология девиантного
поведения относится к “
Девиантное поведение приобрело в последние годы массовый характер и поставило проблемы девиации и ее происхождения в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, криминологов. Наряду с ростом позитивных (культурно одобряемых) девиаций (политическая активность, экономическая предприимчивость и т. п.) усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, аморальность. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопрос о сущности категории “социальная норма” и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и развитом обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. “Социальная норма, -отмечает Я. И. Гилинский, -определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций”.
Социальная норма находит свою поддержку и воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений. Отклонения не существует без нормы. Понятие нормы относят к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы как реальности, с четко обозначенными границами, за которыми начинается ненорма, то есть отклонение от нормы. Отклонение имеет множество вариаций с различной степенью дистанционности от нормы.
Значительное отклонение от нормы определяется легко, труднее определить незначительные отклонения. Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Разрушив нормы, сформированные в советское время мы лихорадочно пытаемся создать нормы для нынешнего этапа своего развития, обращая свои взоры или на Запад или в дореволюционное прошлое.
В кризисные моменты
Например, результаты социологического исследования показали, что ¼ респондентов признает, что они совершали противоправные действия, но в целом оценивают это поведение как нормальное для своей возрастной когорты. В данном случае мы сталкиваемся с феноменом “институционализации девиации”, своего рода превращением ее в социально приемлемый и негласно одобряемый тип поведения.
Определение причин девиации различными учеными. В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения. Так, Роберт Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в работе “Социальная структура и аномия”), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Люди начинают приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения (“инновация”, “ритуализм”, “ретретизм” и “мятеж”), в которых отвергаются или цели, или средства. или то и другое вместе.
Второе направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Еще одно направление в изучении причин девиации представляет австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Теория логотерапии и экзистенциального анализа Франкла представляет собой сложную систему воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.
Ощущение огромным числом
людей бессмысленности той
В современной отечественной социологии, несомненно, интерес представляет позиция Я.И.Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Известно – любые действия в конечном счете осуществляются ради удовлетворения потребностей. И, переходя к проблеме причин изучаемых процессов, можно предположить, что в иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих “причинный комплекс” девиантного поведения, наиболее значимо противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство.
На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиации служит “социальная неустроенность” как результат несоответствия объективных свойств индивида, включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть “ниже” (философ-истопник) или “выше” (посредственность в директорском кресле) своих объективных возможностей; индивид может оказаться вне официальной структуры общества (бродяга, тунеядец).
Каждая из этих позиций имеет право на существование, так как дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.
Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Отвечая на вопрос, что главным образом детерминирует в настоящее время девиантное поведение, преступность как его тяжелейшую разновидность и социальную аномию в целом, можно с уверенностью сказать, что это те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии “маргинализация”, то есть неустойчивость, “промежуточность”, “переходность”. Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи.
Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной “переоценки ценностей”.
Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица, беженцы, развал СССР объективно приводят к усилению маргинализации.
Люди смиряются с ухудшением своего материального положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования. Грозит ли это нам сегодня? К сожалению, да. Человек, ведущий борьбу за выживание и конкурирующий с другими в этой борьбе, постепенно сосредотачивает всю свою энергию и усилия на удовлетворение первичных (материальных) потребностей. На все другое у него не остается сил (или он теряет к этому интерес). Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения – свидетельство общего понижения уровня культуры людей. Примитивизация общества как бы оправдывает различные формы социальной патологии, перестает не только вести с ними борьбу, но и осуждать их. Апатия, рождающая цинизм, получает все большее распространение.