Роль государства в формировании программ корпоративной социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 12:45, доклад

Описание работы

Уровень жизни населения является ключевой характеристикой эффективного развития экономики. Следовательно, выявление проблем стимулирования развития корпоративной социальной политики со стороны государства позволит сформулировать направления совершенствования государственной политики в данном вопросе. Государственное стимулирование включает прогнозирование, бюджетирование, финансирование, лицензирование, налогообложение, администрирование, кредитование, надзор, контроль и учет.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.31 Кб (Скачать файл)

Роль государства в формировании программ корпоративной социальной ответственности.

Уровень жизни населения  является ключевой характеристикой  эффективного развития экономики. Следовательно, выявление проблем стимулирования развития корпоративной социальной политики со стороны государства  позволит сформулировать направления  совершенствования государственной  политики в данном вопросе.

Государственное стимулирование включает прогнозирование, бюджетирование, финансирование, лицензирование, налогообложение, администрирование, кредитование, надзор, контроль и учет. Следовательно,  государственное стимулирование социальных программ характеризуется следующими трудностями:

  • пределы государственного стимулирования;
  • необходимость государственного стимулирования социальных программ предприятий;
  • состав государственного стимулирования;
  • особенности государственного стимулирования в настоящий момент в России.
  • воздействие государственного стимулирования на развитие программ.

 

Государственное стимулирование предполагает дополнительное изучение специалистами, которые расходятся во мнениях и формируют два основных направления.

Первое направление -  стимулирование является необязательным, поскольку формирование на предприятиях социальных программ носит добровольный характер, а это значит, что государство не может обязывать или контролировать реализацию данных программ. Руководители  предприятий характеризуются высокой степенью сознательности, что приводит к необязательности контроля.

Второе направление - руководители предприятий не характеризуются  социальной ответственностью, что приводит к необходимости государственного вмешательства.

Следует отметить существование  промежуточной позиции, которая направлена на формирование необходимых условий государством для реализации социальных программ (невмешательство государства в реализацию мер). В результате, государство формирует льготный налоговый режим и другие преференции предприятиям, занятым реализацией социальных программ, а реализация программ переходит в сферу регулирования внутренних договоренностей относительно вопросов этики. При этом на предприятиях создаются корпоративные кодексы – своды правил и принципов делового поведения, а также принципов корпоративной социальной ответственности.

Изучение социальной политики развитых стран позволяет сформулировать вывод, что государству следует  оказывать стимулирующее воздействие  на реализацию социальных программ по следующим причинам:

  • программы являются социально значимыми;
  • реализация программ оказывает влияние в пределах всего государства.

В России наблюдается формирование социальных программ на начальной стадии, а, следовательно, опыт зарубежных стран  в данном вопросе является важным. Государственное регулирование  социальных программ осуществляется косвенным  способом, что предполагает решение  большинства вопросов специальными общественными организациями.

Высокий уровень жизни  населения развитых стран определяется не только экономическим развитием, но и эффективной государственной  политикой и социальной деятельностью  коммерческих компаний, которые приняла  ответственность за общество с целью  достижения устойчивого развития.

На российских предприятиях также делается упор на реализацию саморегулирования функционирования относительно разработки и дальнейшей реализации социальных программ.

Государство России не стимулирует  развитие социальных программ прямыми  методами. Была создана законодательная  база, формирующая границы реализации программ. Регулирование социальных программ осуществляется в соответствии с федеральными законами, Бюджетным, Налоговым, Трудовым и Гражданским кодексами Российский Федерации.

Следовательно, государственное  регулирование корпоративных социальных программ предполагает формирование необходимых  условий развития социальных программ предприятий, которые смогут стимулировать  их реализацию. Таким образом, возникает  необходимость эффективного распределения  нагрузки между работодателями и  государством в отношении реализации социальных обязательств (в отношении  сфер социального обеспечения, добровольного  и обязательного социального  страхования). Нагрузка обязательного  социального страхования не должна являться сдерживающим фактором развития социальных программ и предприятия.

Согласно результатам  опросов, руководство предприятий  полагает, что со стороны государства  проводится недостаточно эффективная  политика относительно поддержки социально  ответственных предприятий и  поощрения их деятельности (47% респондентов). Отмечается, что законодательная  база, способная сформировать необходимые  условия для эффективного функционирования социально ответственных предприятий, развита недостаточно или вовсе  отсутствует (41% респондентов) [1]. Опрос  относительно сдерживающих развитие социальной ответственности в бизнесе факторов показал, что  отсутствуют налоговые льготы, преференции по государственным заказам, экспортная поддержка.

Опрошенные указали стимулы  реализации социально-ответственного поведения: доступ к льготному финансированию со стороны государства и публичное признание высокой репутации социально ответственных компаний со стороны государства.

Очевидно, что государственные  приоритеты относительно краткосрочных  поступлений в бюджет являются доминирующими  над долгосрочным стратегическими  приоритетами. В результате, развитие социально-ответственного бизнеса ограничено.

В таких условиях РФ выступает  социальным государством, как указано  в Конституции. Следовательно, возникает  необходимость принятия социальных обязательств в необходимом объеме. Перечень обязательств неуклонно растет, что приводит к росту объемов  необходимого финансирования. Государство  стремительно направлено на перекладывание значительной части социальной ответственности  на компании, которые выступают работодателями. Со стороны государства не формируются  необходимые условия для эффективного стимулирования развития социальных программ в пределах компаний. При этом наблюдается  повышение требований к обязательному  социальному страхованию, что приводит к сдерживанию развития социальной ответственности бизнеса.

Целесообразно отметить, что  в России не полностью используется потенциал предприятий, задействованных  в решении социальных задач. С  целью максимизации использования  потенциала следует создать более  эффективные внешние условия, в  том числе политические вопросы  взаимодействия бизнеса и государства  в сфере социального страхования.

Социальная ответственность  частного сектора не должна превращаться в социальный налог, замещая при  этом государственную социальную политику и политику органов местного самоуправления. Необходимо определить социальные нужды, ответственность за необеспеченность которых будет возложена на государство, на частный сектор, либо на тех и  на других. Государственные структуры  также должны нести социальную ответственность, а ее объем должен быть не меньше объема ответственности, которую несет  частный сектор.

Проведенное исследование позволяет сформулировать основные направления  стимулирования развития социальных программ со стороны государства относятся:

  • создание программ сотрудничества в социальной сфере государственных и муниципальных образований, а также бизнеса;
  • нормативное закрепление социальной ответственности предприятий частного бизнеса;
  • создание системы льгот и преференций для работодателей, которые формируют подобные программы;
  • государственная помощь относительно формирования социальных программ;
  • развитие стимулирующего законодательства;
  • введение обязательности социальной отчетности для ряда предприятий, которые принадлежат конкретным отраслям.

Информация о работе Роль государства в формировании программ корпоративной социальной ответственности