Роль и функции религии в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Понятие религии……………………………………………………………………..4
2. Религия в нашем обществе…………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………………...7
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ 

Вечерний  факультет

Кафедра:  Бухгалтерский учет, финансы и  аудит 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине Социология и политология

на тему:

«Роль и функции религии в современной России» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

студентка группы ЭФ- 4  1003

Попова  Р.П. 

Проверил

Попов Г.И. 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………3 

1. Понятие  религии……………………………………………………………………..4

2. Религия  в нашем обществе…………………………………………………………..5 

Заключение……………………………………………………………………………...7 

Список  использованной литературы……………………………………………….….9

 

       1 Введение

     Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три  блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.

     Переворачиванию идеалов и поведенческих норм в современной культуре по сравнению  с прежней в какой-то мере соответствует  тяга к реформаторству в традиционной религии, радикализация межконфессиональных  и внутриконфессиональных противоречий, активный поиск еретиков, всяческих врагов истинной веры и т. п. Информационному буму соответствуют резкий рост миссионерства и проповедничества с использованием всех средств передачи информации. 

 

      1 Понятие религии

     Наряду  с мифом и философией религия — одна из форм мировоззрения. Как и философия, она пришла на смену мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие в древнем обществе при переходе от первобытно-общинных отношений к более усложненным, классовым.

       Религиозное сознание, возникнув  в древности и претерпев различные  изменения, связанные с развитием  общественных отношений, продолжает  оказывать влияние на поведение  и поступки очень многих людей  и в наши дни.

       В истории человеческого общества религия играла неоднозначную роль. Например, в Европе в Средние века (с V по XV вв.) христианская форма мировоззрения являлась господствующей. Христианство определяло развитие всех сфер жизни общества, все решалось в соответствии с его предписаниями.

       В дальнейшем, при переходе от  феодальных отношений к буржуазным, с развитием наук стала выявляться  ограниченность и несостоятельность  христианских постулатов. Первые  шаги в освобождении от религии  происходили в ученой среде,  а с расширением образования и новыми научными открытиями влияние религии постепенно стало ослабевать и в других слоях общества. Жизнь общества стала секуляризироваться, т.е. освобождаться от религиозного влияния.

       В современную эпоху даже в  тех государствах Западной Европы и Америки, где христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное ослабление его влияния на развитие культуры. «В прошлом это влияние было громадно, его наследством мы продолжаем пользоваться по сей день; сегодня оно ничтожно мало». В это же время в странах бывшего социалистического лагеря, где официально осуществлялось атеистическое воспитание, наблюдается возрастание интереса к религиозным проблемам.

       В России в наши дни к  верующим относят себя 60% опрошенных  граждан. 
 
 

     2 Религия в нашем обществе

     Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими  поведение людей на основе веры в  существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и  общества к непосредственной связи  с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

     Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей  человечества является Бог,— высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании, как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фавор; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

     Религия благодаря своему универсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и дает им свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту является составной частью культуры.

     В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.

     В настоящее время складывается достаточно устойчивый исторический баланс между  основными религиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры — с другой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.

     Огромное  влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры  так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в тех условиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества.

     Религия в качестве нравственной, духовной силы получила возможность сегодня  вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых также большинством религий, лежат универсальные, общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

 

     

     Заключение

     Вывод, к которому мы подошли, заключается  в следующем. Наука — это одновременно мощный созидательный и разрушительный инструмент в руках образованного  человечества. Направить этот инструмент во благо мы способны, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности миру, космосу и той высокой реальности, которую человек именует как Божество. Наука и религия — две чаши весов, и для баланса сил в этом мире необходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых немыслимо культурное развитие человечества.

     С помощью религиозной символики  полученный человечеством опыт встраивается в глубинные мировоззренческие  пласты, формируя религиозное мировоззрение  в его целостности и всеохватности. Как и наука, религия может быть понята как символическая модель мира, обобщающая и по определённым принципам упорядочивающая весь опыт отношения человека к природе и космосу, к самому себе и всему человечеству.

     В религии переплетаются, порой причудливо, компоненты общегуманистические, формационные, цивилизационные, классовые, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях актуализируются, выступают на передний план те или другие: религиозные лидеры, мыслители, группы могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это впрямую связано и с социально-политическими ориентациями; история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко придерживаются какой-то определенной. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется, прежде всего, тем, в какой мере она служит утверждению общегуманистических ценностей.

     Как остроумно заметил Н.Бор, “человечество  сделало два величайших открытия, одно — что Бог есть, второе —  что Бога нет”. И, возможно, не столь  важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый из нас в своём  самоопределении в мире, а важно найти ту дорогу, которая приведёт нас к Храму.

 

Список  использованной литературы:

1. Universe: сайт о мире [http://universe.moy.su/publ/5-1-0-2]

2. Статья Говорун Сергея «О религии без Бога»

3. Мчедлов М.П. “Религия и современность” М. Издательство политической литературы, 2008г.

4. Радугин А.А., Радугин К.А.  “Социология” М. “Центр”, 2007 г.

5. Яблокова И.Н. “Основы религиоведения”, 2010 г.

Информация о работе Роль и функции религии в современной России