Роль информатизации в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:19, реферат

Описание работы

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Содержание работы

I. Роль информатизации в развитии общества
1). Что такое процесс информатизации общества.
2). Опыт информатизации и перспективные идеи
3). Роль средств массовой информации
II. Об информационной культуре
Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 24.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

I. Роль информатизации  в развитии общества

1). Что такое процесс  информатизации общества.

2). Опыт информатизации  и перспективные идеи

3). Роль средств массовой  информации

II. Об информационной культуре

Литература

I. Роль информатизации  в развитии общества.

1. Что такое  процесс информатизации общества.

Деятельность отдельных  людей, групп, коллективов и организаций  сейчас все в большей степени  начинает зависеть от их информированности  и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем  предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору  и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует  обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения  специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему  возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться  становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый  материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших  потоков информации обуславливается:

- быстрым ростом числа  документов, отчетов, диссертаций  и т.п., в которых излагаются  результаты научных исследований  и опытно - конструкторских работ;

- постоянно увеличивающимся  числом периодических изданий  по разным областям человеческой  деятельности;

- появлением данных ( геофизических, медицинских и др. ), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат - наступает  информационный кризис, который имеет  следующие проявления:

- появляются противоречия  между ограниченными возможностями  человека по восприятию и переработке  информации и существующими мощными  потоками и массивами хранящейся  информации. Так, например, общая  сумма знаний менялась вначале  очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет,  к 1950 г. удвоение происходило  каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно;

- существует большое количество  избыточной информации, которая  затрудняет восприятие полезной  для потребителя информации;

- возникают определенные  экономические, политические и  другие социальные барьеры, которые  препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения  секретности часто необходимой  информацией не могут воспользоваться  работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться  в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных средств переработки  и передачи информации в различные  сферы деятельности послужило началом  нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. ( Информатизация общества - организованный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.)

Информатизация общества является одной из закономерностей  современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет  широко используемый до недавнего времени  « компьютеризация общества ». При  внешней схожести этих понятий они  имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, « информатизация общества » является более широким  понятием, чем « компьютеризации  общества », и направлена на скорейшее  овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация на базе внедрения компьютерных и  телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в  существенном увеличении производительности труда в информационном секторе  общественного производства, где  сосредоточено более половины трудоспособного  населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного  населения, в СНГ - около 40%.

2. Опыт информатизации  и перспективные идеи

В настоящее время все  страны мира в той или иной степени  осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия  информатизации или ее недостаточные  динамизм и мобильность могут  привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, - это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность  и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и  стали наращивать темпы внедрения  компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая  и политическая пресса США полна  бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми  странами ( Японией, Германией и др.).

В большинстве развитых стран  понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может  стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых  стран « третьего мира » с нарастающей  тревогой наблюдают за все большим  отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что  страна будет восприниматься как  сырьевой придаток сообщества информационно  и промышленно развитых стран. Это  в полной мере относится и к  России.

В любой стране, независимо от уровня ее развития понимают в той  или иной мере неизбежность и необходимость  претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении  таких программ следует опираться  на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них  существующие и перспективные тенденции  информатизации.

Результатом процесса информатизации является создание информационного  общества, где манипулируют не материальными  объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть  человечество в целом, то оно в  настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

3. Роль средств  массовой информации

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств  массовой информации. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и  объединенные средствами связи в  мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно  сильное влияние на психологию громадной  массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С  помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических  предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс  информатизации общества. Появление  новых технических средств, информационных технологий и др. обеспечивает своевременный  сбор, накопление, оперативную обработку  и передачу информации в любую  точку мирового пространства. Как  следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства  наиболее передовых стран в последние  годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать  влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного  общества.

II. Об информационной  культуре

В период перехода к информационному  обществу кроме решения описанных  выше проблем необходимо подготовить  человека к быстрому восприятию и  обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме  того, новые условия работы порождают  зависимость информированности  одного человека от информации, приобретенной  другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать  и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит  о том, что человек должен иметь  определенный уровень культуры по обращению  с информацией. Для отражения  этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная  культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек  должен обладать информационной культурой  как одной из составляющих общей  культуры. Информационная культура связана  с социальной природой человека. Она  является продуктом разнообразных  творческих способностей человека и  проявляется в следующих аспектах:

- в конкретных навыках  по использованию технических  устройств;

- в способности использовать  в своей деятельности компьютерную  информационную технологию;

- в умении извлекать  информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном  виде и уметь ее эффективно  использовать;

- во владении основами  аналитической переработки информации;

- в умении работать  с различной информацией;

- в знании особенностей  информационных потоков в своей  области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и  приспособлению к конкретному виду деятельности ( кибернетика, теория информации и др. ). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала  с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для ВУЗов социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение  уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. Причем наряду с изучением теоретических дисциплин  информационного направления много  времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей  сферы деятельности. Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде  базовых информационных технологий при решении типовых задач  сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе  информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования  как направления, связанного с приобретением  и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «  объекта » информации, где требуется  так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту  не только общеобразовательные и  профессиональные знания в области  информатики, но и необходимый уровень  информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации « дружественной » программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Литература

  1. Бауэр Ф.Л. Информатика. - М.:Мир,1990
  2. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - М.:Наука,1989.
  3. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация.Поведение.Творчество. - М.:Наука,1991
  4. Информационные ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996
  5. Урсул А.Д. Информатизация общества. - М.:1990

Информация о работе Роль информатизации в развитии общества