Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:19, реферат
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
I. Роль информатизации в развитии общества
1). Что такое процесс информатизации общества.
2). Опыт информатизации и перспективные идеи
3). Роль средств массовой информации
II. Об информационной культуре
Литература
Содержание
I. Роль информатизации в развитии общества
1). Что такое процесс информатизации общества.
2). Опыт информатизации и перспективные идеи
3). Роль средств массовой информации
II. Об информационной культуре
Литература
I. Роль информатизации в развитии общества.
1. Что такое
процесс информатизации
Деятельность отдельных
людей, групп, коллективов и организаций
сейчас все в большей степени
начинает зависеть от их информированности
и способности эффективно использовать
имеющуюся информацию. Прежде чем
предпринять какие-то действия, необходимо
провести большую работу по сбору
и переработке информации, ее осмыслению
и анализу. Отыскание рациональных
решений в любой сфере требует
обработки больших объемов
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обуславливается:
- быстрым ростом числа
документов, отчетов, диссертаций
и т.п., в которых излагаются
результаты научных
- постоянно увеличивающимся
числом периодических изданий
по разным областям
- появлением данных ( геофизических, медицинских и др. ), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.
Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:
- появляются противоречия
между ограниченными
- существует большое количество
избыточной информации, которая
затрудняет восприятие
- возникают определенные
экономические, политические и
другие социальные барьеры,
Эти причины породили весьма
парадоксальную ситуацию - в мире накоплен
громадный информационный потенциал,
но люди не могут им воспользоваться
в полном объеме в силу ограниченности
своих возможностей. Информационный
кризис поставил общество перед необходимостью
поиска путей выхода из создавшегося
положения. Внедрение компьютеров,
современных средств
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени « компьютеризация общества ». При внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, « информатизация
общества » является более широким
понятием, чем « компьютеризации
общества », и направлена на скорейшее
овладение информацией для
2. Опыт информатизации и перспективные идеи
В настоящее время все
страны мира в той или иной степени
осуществляют процесс информатизации.
Неправильно выбранная
В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых стран « третьего мира » с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России.
В любой стране, независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации.
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.
Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.
3. Роль средств массовой информации
Одной из отличительных особенностей
жизни в современном обществе
является гигантское развитие средств
массовой информации. Поставленные современными
научно-техническими разработками на
качественно новый уровень и
объединенные средствами связи в
мировые информационно-
Развитию средств массовой
информации во многом способствует процесс
информатизации общества. Появление
новых технических средств, информационных
технологий и др. обеспечивает своевременный
сбор, накопление, оперативную обработку
и передачу информации в любую
точку мирового пространства. Как
следствие, становится возможным принятие
оперативных решений и
В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.
II. Об информационной культуре
В период перехода к информационному
обществу кроме решения описанных
выше проблем необходимо подготовить
человека к быстрому восприятию и
обработке больших объемов
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации
в информационном потоке человек
должен обладать информационной культурой
как одной из составляющих общей
культуры. Информационная культура связана
с социальной природой человека. Она
является продуктом разнообразных
творческих способностей человека и
проявляется в следующих
- в конкретных навыках по использованию технических устройств;
- в способности использовать
в своей деятельности
- в умении извлекать
информацию из различных
- во владении основами
аналитической переработки
- в умении работать с различной информацией;
- в знании особенностей
информационных потоков в
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности ( кибернетика, теория информации и др. ). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
В информационном обществе
необходимо начать овладевать информационной
культурой с детства, сначала
с помощью электронных игрушек,
а затем привлекая персональный
компьютер. Для ВУЗов социальным
заказом информационного
В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение « объекта » информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации « дружественной » программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие.
Литература