Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 15:38, контрольная работа
Поскольку в различных ситуациях и в различных общностях возникают различные типы и стили лидерства, существенно отличающиеся друг от друга характером, содержанием, направленностью, формами деятельности лидера, постольку очень трудно дать общепринятое понятие данного термина. Чаще всего под лидерством понимают соотносительное положение (статус) определенной личности в группе, более обширной общности (партия, нация, страна и т.п.) или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия в определенных социальных группах, союзах, социальных движениях.
Стиль лидерства зависит от взаимопереплетения нескольких факторов. Перечислим основные из них:
— структура цели и задач, решаемых группой (организацией), включая привычность задач, четкость их формулировки и структуризации, их ресурсное обеспечение и т.п.;
— должностное положение лидера - объем его властных полномочий, возможности использовать вознаграждения и санкции в отношении к подчиненным; уровень поддержки, оказываемой лидеру его группой (организацией);
— особенности взаимодействий между лидером и членами группы, включая лояльность (или ее отсутствие), проявляемую подчиненными, степень их доверия к лидеру, его авторитет, привязанность членов группы к личности лидера и др.;
— личностные особенности лидера - специфические черты интеллекта, воли, требовательности, внимательности, отзывчивости, толерантности, заботливости и т.п.
Однако ситуации, в которых приходится действовать лидеру и возглавляемой им группы, редко остаются постоянными, напротив, они часто изменяются. Причем иногда радикальным образом. В таком случае наиболее эффективным оказывается адаптивное лидерство. Адаптивное лидерство исходит из необходимости проявления гибкости в деятельности лидера и его группы. Чтобы верно оценить ситуацию и внести в свою деятельность необходимые коррективы, лидер должен:
1) хорошо представлять способности и возможности подчиненных;
2) столь же хорошо знать свои собственные способности, возможности;
3) хорошо уяснить природу цели и задач, стоящих перед группой (организацией);
4)четко представлять
5) иметь точное представление о границах своих полномочий;
6) уметь оценивать, а если потребуется, - улучшать качество информации, на основе которой принимаются и осуществляются решения и планы действий. А это означает, что лидер должен быть всегда готовым, во-первых, к переоценке суждений, а если потребуется - планов действий; во-вторых, в случае необходимости, - к соответствующему изменению стиля своей собственной деятельности.
Лидер, который выбрал определенный стиль своей руководящей деятельности и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное лидерство в изменившейся ситуации. Поэтому лидер, намеревающийся осуществлять свои лидерские функции как можно дольше и эффективнее, получить все, что возможно, от возглавляемой им группы, организации, партии и т.п., не может себе позволить применять один какой-либо стиль деятельности при любых обстоятельствах и на протяжении всей своей карьеры. Скорее он должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, выбирая в каждом случае наиболее подходящий для конкретной ситуации. Если все же придется выбрать один из возможных, то таковым окажется адаптивный стиль лидерства, ориентированный на:
1) изменяющуюся реальность;
2) изменяющиеся условия деятельности группы (организации);
3) изменяющиеся задачи
деятельности по достижению
4) изменяющиеся критерии оценки результативности деятельности как своей собственной, так и возглавляемой им группы (организации).
А это означает, что в одних
случаях и при совершенно определенной
ситуации лидер должен уметь выступить
в роли знаменосца, вдохновителя, имеющего собственное
видение реальности и тенденций ее развития,
выдвинуть привлекательный идеал, способный
привлечь массы. Яркими представителями
такого типа лидерства были основатели
мировых религий - Иисус Христос, Будда,
Магомет, основатели революционных и политических
движений, преобразователи общества -
Петр Первый, Наполеон, В.И. Ленин, М. Ганди,
Дж. Неру. В других случаях и ситуациях
лидер обязан выступить в роли служителя - выразителя
интересов своих приверженцев и избирателей,
выступая и действуя от их имени. В качестве
примеров деятельности такого типа лидеров
можно назвать Ф. Рузвельта, Л. Эрхарда.
В совершенно иных ситуациях лидер может
выступить в роли зазывалы-торговца, отлича
В данной характеристике мы выделили наиболее типичные черты тех или иных лидеров, которые в чистом виде встречаются редко. В реальной действительности данные черты сочетаются друг с другом, а также с другими чертами (лидер - генератор эмоциональных состояний масс, лидер - умелец и т.д.) в различных пропорциях. Чтобы осуществлять эффективное лидерство, желательно овладеть несколькими из этих черт и научиться применять каждую из них эффективно в совершенно конкретных ситуациях. В этом и состоит одно из важнейших требований современной технологии лидерства, отдающей предпочтение адаптивному типу лидера.
2.Социальное прогнозирование в управлении.
Методологическая несостоятельность ориентации прогнозирования в общественных науках на безусловное предсказание (столь легко поддающееся здесь самоосуществлению или саморазрушению) привела к изучению способов разработки прогнозов, ориентированных на содействие оптимизации решений, повышения степени их объективности и, следовательно, эффективности. Это, в свою очередь, привело к открытию выдающегося значения — к открытию исследовательской техники поискового и нормативного прогнозирования, способного давать надлежащий эффект при выработке рекомендаций для целеполагания, планирования, программирования, проектирования, вообще управления на основе сопоставления данных прогнозного ряда и нормативов.
В самом общем виде поисковый прогноз можно определить как условное продолжение в будущее наблюдаемых тенденций в изучаемых явлениях, закономерности, развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Его суть и цель — выяснить, что произойдет, какие проблемы возникнут или назреют при сохранении существующих тенденций развития, т. е. при условии, что сфера управления не выработает никаких решений, способных видоизменить неблагоприятные тенденции.
Такая информация многим представляется гораздо менее интересной, чем смелая попытка предвосхитить будущее состояние того или иного объекта, дать, развернут <картину будущего» и т.п. Прогнозный поиск предоставляет такую поистине бесценную информацию, причем не только на считанные часы, дни, недели, месяцы, когда уже поздно принимать меры для предотвращения назревающих трудностей, а на долгие годы и даже на ближайшие два-три десятилетия — вполне достаточный период для принятия своевременных мер средствами управления. Поисковой прогнозной технике исследования как бы противостоит нормативная: задание некоего оптимального состояния исследуемого объекта на период упреждения в прогнозе средствами целеполагания по заранее определенным критериям и как бы обратная экстраполяция тенденций из этого условного будущего в настоящее с целью выявить альтернативные пути достижения оптимума.
В основе исследовательской техники разработки поискового прогноза лежит простая идея: экстраполяция в будущее (или интерполяция отсутствующих значений) динамического ряда данных, закономерности, развития которого в прошлом и настоящем известны. Однако экстраполяция сама по себе может быть довольно сложной, учитывающей разнообразные факторы и повышающей, таким образом, информативность прогноза для органа, принимающего решения. На практике поисковый прогноз дает не одно, а целый веер возможных значений, позволяющих основательнее ориентироваться в складывающейся ситуации. Исследовательская мысль выработала, по меньшей мере, два приема, позволяющих минимизировать недочеты прямой экстраполяции. Но во всех самых сложных случаях, давая пор ой ценнейшую упреждающую информацию. Подобная экстраполяция остается простейшей, механической, и ее не зря именуют наивной. Любую формул ее построения переоценивать так же неразумно, как и недооценивать. Подобные приемы достаточно надежны только в тех естествоведческих прогнозах, где исследуемые процессы развиваются по той или иной выявленной кривой устойчиво, без каких-либо отклонений и колебаний. Но, как только эта задача более или менее удовлетворительно решена, получение ценной прогнозной информации намного более содержательной, чем прямая экстраполяция, остается лишь вопросом эффективности вычислительной техники.
Другой прием — определение наиболее вероятного значения с учетом данных прогнозного фона, т. е. внешних факторов, оказывающих существенное воздействие на развитие прогнозируемого объекта. Стандартный прогнозный фон в социальной прогностике давно разработан. Он состоит из семи групп соответствующих данных: научно-технические и экологические, демографические, экономические, социологические, внутриполитические и внешнеполитические. Необходимо выявить по каждой группе наиболее информативные в каждом конкретном случае показатели и соотнести их со значениями прямой экстраполяции, а если понадобится — и со значениями верхней и нижней экстрем. Эта задача также отнюдь не относится к разряду простых. Но, как только она решена, мы получаем еще одно значение прогнозного поиска, причем гораздо более содержательное для органов, принимающих решения, чем данные прямой экстраполяции и обеих экстрем.
Этот перечень можно продолжать без конца на всех уровнях, от глобального до регионального и локального. И всюду мы будем сталкиваться не с «будущим реальным состоянием», а с ожидаемым проблемным состоянием, с перспективными проблемами, каждая из которых вносит свой вклад в своеобразную ситуацию — проблемную ситуацию.
По сравнению с социальным прогнозированием (разновидностью прикладного социального предвидения, которая носит более конкретный, эмпирический характер и может подвергаться каким-либо оценкам),
В истории не так уж редко складывались ситуации, когда интеллект оказывался не способным проникнуть в сущность процесса или явления, и на помощь приходила интуиция как «высочайшее откровение», как бессознательное проникновение будущности при помощи инстинкта других компонентов подсознания. Долгое время феномен интуитивного объясняла теория интуитивизма, которая исходила из того, что интуиция иррациональна, что необходимо ориентироваться не столько на разум, мышление, сколько на «прозревающую симпатию».
Дальнейшее изучение интуиции показало, что она может проявляться, во-первых, в форме, основанной на чувствах, а во-вторых, интуиция в социальном предвидении основывается на рациональном мышлении, поэтому озарение приходит не просто так, а как особым образом осмысленная реальность, знание огромного количества информации.
Вместе с тем необходимо знать те ограничения, которые сопровождают интуицию как метод познания, как форму социального предвидения.
Интуиция может приобрести прочность предрассудка, заблуждения, если, будучи эффективна в отношении одного социального процесса, будет беспрекословно переноситься на другие социальные процессы и явления.
Интуиция может превратиться в прожектерство, если не будет опираться на значительную информационную базу. В этом случае она становится сродни шарлатанству, которое оперирует случайными, мало связанными между собой сведениями, опирается на домыслы и произвольное толкование попавших под руку событий.
Именно использование интуиции позволяет утверждать, что в ХХ веке социальные противостояния сместятся с межрасовых, межнациональных противоречий в направлении религиозного противостояния между крупнейшими конфессиями мира.
Что касается управленческой деятельности, то несомненно, что интуиция используется практически каждым руководителем (осознанно или стихийно), в том числе при решении не только оперативных, но и перспективных проблем развития своей организации. И чем больше руководитель будет знать достоинства и ограничения интуиции, тем успешнее он будет применять ее в социальном предвидении.
Интуитивные предвидения нередки не только в мировой истории, но и в истории науки, при чем касаются не только развития каких-либо материальных объектов (техники, средств труда и т. п.), но и эволюций человеческого общества, социальных институтов, общностей, групп.
Научную методологию социального проектирования следует конструировать, основываясь на основных методологических положениях социальных наук.
Список использованной
1.Гулиев, В. Н. Социология и психология управления: учеб. пособие / В. Н. Гулиев. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
2.Кравченко, А. И. Социология управления: Фундаментальный курс: учеб. пособие / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. – М. : Академический проект, 2006.
3.Абабков, Ю. Н. Социология управления: методические указания по изучению курса / Ю. Н. Абабков, А. П. Бравцев, М. В. Михайлова, Г. Б. Детков. - СПб. : СПбГУСЭ, 2007.
4.Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учебник / И. Ф. Девятко. – М. : КД Университет, 2006.
5.Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков. – М. : Инфра-М, 2006.
Информация о работе Роль лидерства в управленческой деятельности