Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 00:28, реферат
Принципиально новую трансформацию пережило определение семьи под влиянием прихода христианства. Христианство, явившись вызовом всей римской культуре, не могло не затронуть и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Конечно, евангельская проповедь не была направлена на подрыв социально-политического порядка и не задавалась целью изменить отношения между полами, и все же христианство радикально утверждало новые принципы взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Определение семьи 4
2.Роль мужа в семье….........................…………………………………… 8
3. Роль отца в семье 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЯ 16
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВИДЕНИЕ»
Филиал F00149ukr111
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «Роль мужа и отца в семье»
ПО КУРСУ: «Любовь в браке»
Студента 1 курса:
Рибицкого Андрея
Преподаватель:
Александр Николаевич
Проверяющий:
Гаврилюк Ольга
пгт Емильчино
ноябрь 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Определение семьи 4
2.Роль мужа в семье…........................
3. Роль отца в семье 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЯ 16
ВВЕДЕНИЕ
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ
Принципиально новую трансформацию
пережило определение семьи под
влиянием прихода христианства. Христианство,
явившись вызовом всей римской культуре,
не могло не затронуть и взаимоотношений
между мужчиной и женщиной. Конечно, евангельская
проповедь не была направлена на подрыв
социально-политического порядка и не
задавалась целью изменить отношения
между полами, и все же христианство радикально
утверждало новые принципы взаимоотношений
между мужчиной и женщиной.
Прежде всего, христианство предложило
принципиально новую оценку человека,
актуализировав идею творения «по образу
и подобию». Новое учение утверждало, что
«нет уже Иудея, ни язычника; нет раба,
ни свободного; нет мужеского пола, ни
женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»
(Гл. 3:28). Принципиально важно понять, что
в этом отрицании нет ни малейшего презрения
к полу или браку, но утверждается, напротив,
равенство полов перед Богом, ценность
личности, а не мужского или женского начала.
Конечно, равенство ценностное не означает
равенства функционального, не стирает
разницу — и это важно осознавать и чувствовать,
иначе христианские установки могут быть
при желании легко истолкованы в духе
«воинствующего феминизма».
Христианство впервые посмотрело на женщину
как на человека, увидело в ней самостоятельную
цельную личность, неравную мужчине, но
и не менее ценную для Бога, чем он. В христианстве
женщина перестала быть чем-то нечистым,
злым, перестала быть вещью и собственностью
мужа, перестала, наконец, быть только
матерью или женой.
Евангельская история, вся история раннего
христианства свидетельствуют об отличном
от цельсова (т.е. от языческого как такового)
отношения к женщине. Так, Христос беседовал
и общался как с мужчинами, так и с женщинами.
Именно женщины сопровождали Христа на
Голгофу в то время, когда ученики оставили
Его. Именно женщинам первым явился Христос.
Этих женщин, шедших ко гробу Христа с
драгоценным миром, чтобы умастить тело
по древнему обычаю (этого не сделали сразу
после распятия, так как начиналась суббота,
нарушать которую было нельзя по ветхозаветному
обычаю), христианская Церковь до сих пор
чтит, прославляя в неделю жен-мироносиц
(вторая неделя после Пасхи).
Картины женского бесправия в древнем
мире кажутся нам сегодня ужасными и несправедливыми
только благодаря произошедшей две тысячи
лет назад «христианской революции».
Именно в христианской культуре утвердился
моногамный брак. Именно христианство
впервые в человеческой истории провозгласило,
что супружеская измена мужчины настолько
же недопустима, насколько недопустима
измена женщины.
В средние века, когда на смену языческой
культуре приходит культура христианская,
семья становится не просто «ячейкой общества»,
но таинством, в которое вступают два христианина,
заявляя о совместном решении перед своей
общиной. По христианскому учению, семья
есть малая церковь. А церковь не может
созидаться «на время» — она создается
навсегда, скрепляемая любовью, которая
не ищет лишь своей выгоды и удобств. Кстати
сказать, венцы, которые во время венчания
в Православной Церкви надевают на жениха
и невесту, это не царские, как думают многие,
а мученические венцы. Конечно, не в том
смысле, что брак — это сплошное мучение,
нет. Имеется в виду другое: по толкованию
одного христианского святого, муж не
должен останавливаться ни перед какими
страданиями, даже смертью, если они нужны
для блага жены. Венчающиеся здесь уподобляются
раннехристианским мученикам, которые
страдали за Христа…
Что же касается известной фразы апостола
Павла «жена да боится своего мужа» (Ев.
5:33), то, по мнению большинства православных
богословов, она не означает, что жена
должна испытывать страх и трепет перед
грозным супругом, а лишь то, что она должна
бояться оскорбить мужа, бояться стать
поруганием его чести. Это не животный
страх от ненависти и ужаса, а страх охранительный,
проистекающий из любви. Так дети боятся
обидеть родителей, боятся причинить им
боль…
Кроме того, не стоит забывать и о тех словах,
с которыми в этом же отрывке апостол обращается
к мужу: «Мужья, любите своих жен, как и
Христос возлюбил Церковь и предал Себя
за нее. Так каждый из вас да любит свою
жену, как самого себя» (Ев. 5:25, 33)
Новозаветное переосмысление человека
отнюдь не отменяет и многих ветхозаветных
смыслов. Материнство в христианстве пользуется
таким же почтением и уважением, как и
в древние времена. Более того, сбывается
обетование, данное первым людям: от женщины
рождается Иисус Христос — Спаситель
мира, Богочеловек, Который Своей крестной
смертью уничтожает последствия первородного
греха: уничтожает смерть и освобождает
человека от рабской зависимости греху.
Несмотря на серьезность изменений, привнесенных
в культуру христианством, наивно было
бы утверждать, что в христианском обществе
сразу покончили с женским бесправием.
Еще долгие столетия женщина не принимала
никакого участия в общественно-политической
и интеллектуальной жизни. Справедливости
ради надо отметить и то, что это положение
все же не было результатом «украденных
женских прав», а, напротив, медленно готовило
почву для будущей эмансипации.
Парадоксально, но борьба за освобождение
женщины, ставшее в западной культуре
возможным, главным образом, благодаря
христианским ценностям, довольно легко
эти ценности игнорировала. Вероятно,
здесь мы сталкиваемся с базовым парадоксом
или, если угодно, антиномией христианской
культуры: стремлением полностью христианизировать
мир и его (этого стремления) принципиальной
невозможностью. Поэтому излишнее рвение
в любой области христианизации культуры
нередко имело весьма антихристианские
последствия.
Подчеркнуто-уважительное, почтительное
отношение к женщине в христианстве имеет
мало общего с современным феминизмом,
пытающимся, как мне кажется, сознательно
или бессознательно, но стереть естественные
различия между мужчиной и женщиной. Прошу
заметить, что слово «естественные» я
употребляю в христианском контексте,
т.е. нормальные, такие, которые были сотворены
Богом. А это значит, что в человеке существует
иерархия: дух–душа–тело. Естественным,
гармоничным является именно иерархическое
устроение человеческой личности, когда
идеально-духовная сторона определяет
душевное и физическое существование,
а не наоборот. Понимание того, на чем основано
христианское мировоззрение поясняет
разницу между христианским и современным
подходом: если в светском мире словосочетание
«материнский инстинкт» в равной степени
применимо и для людей, и для животных,
то в мире христианской культуры именно
духовное устроение женщины, идеальный
замысел Творца о ней, определяет и ее
моральные материнские качества, и принципиальную
физическую способность к деторождению
[2].
2.РОЛЬ МУЖА В СЕМЬЕ
"Хочу также, чтобы
вы знали, что всякому мужу
глава Христос, жене глава -
муж, а Христу глава - Бог"
(1Кор.11:3) [5]. "Отношения подчинения
Евы и Адама до грехопадения
были естественными. Именно
"Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф.5:23) [1]. Муж глава семьи, муж в семье Священник и пастор, а не фарисей и законник, муж он – Отец (1Кор.4:15). Муж принимает активное участие в семье, он постоянен, осведомлен, и проявляет огромную заботу о своей семье. Он обеспечивает свою семью всеми благами (1Тим.5:8). У сильных мужей, которые готовы понести с радостью бремя ответственности, жены всегда будут на своих местах. Большая часть ответственности лежит на мужьях. "Настоящего мужчину видно по женщине",- говорил польский сатирик 20-го века [3].
Качества превосходного мужа
1. Доверие Богу (Пр.3:5,6).
2. Любовь к жене (Еф.5:25-33).
v Любить, жертвенно как Христос Церковь
v Как свое тело
v Как самого себя
3. Авторитет (Мрк.9:35).
4. Мужество и твердость характера (И.Нав.1:9).
5. Благоразумное отношение к жене (1Пет.3:7).
v Познавать
v Снисходить
v Помогать
v Беречь
v Ценить
v Прощать
"Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" (Еф.5:23,24) [1].
М. Саади – персидский поэт, 1203-1292гг. писал:
"Мы не того мужчиною зовем,
Кто яростью сравнится со слоном,
Кто в сильном гневе чепухи не мелет,
"Вот он мужчина", - говорим о нем" [3].
Мужчина – как муж и отец – в семье и обществе занимает особое место и выполняет незаменимую роль в физическом, социальном и духовном плане. Но дело осложняется тем, что в нынешнем мире бытует множество самых различных представлений о том, каким быть мужчине, как ему выглядеть и что делать, и образец Божий совсем затерялся в этой разноголосице мнений. Впору говорить о кризисе роли мужчины как в обществе в целом, так и в семье в частности, который привел к смешению понятий о том, как должен вести себя мужчина. Это подтверждает целый ряд симптомов: рост сексуальных преступлений, гомосексуализм, разводы, мужской шовинизм и крайний феминизм, споры о роли мужчины и женщины в церкви, женщины в традиционно мужских ролях и т.д. Такой кризис обусловлен многими причинами, главная из которых – потеря большинством мужчин и отцов духовных ориентиров и приоритетов в отношении своего истинного призвания и предназначения. И преодоление этого кризиса для каждого мужчины возможно только при условии возвращения к Божьему стандарту – изменение «в мужа совершенного», достижение «полноты возраста Христова».
Муж должен день за днем учиться у Христа. Никогда, нельзя допускать, чтобы дух тирании господствовал в семье. Подчините свою волю Божьей воле. Делайте все, что в ваших силах, чтобы жизнь вашей жены была приятной и счастливой. Сделайте Слово Божье своим советником. Живите в семье согласно учению Слова. Тогда вы будете поступать в согласии с этими истинами и в церкви, и воплощать их в своих делах. Небесные принципы помогут вам поступать благородно во всех ваших делах.
Супруг не доказывает свою мужественность тем, что постоянно отстаивает свою позицию главы семьи. Уважение к нему не возрастет, если он будет цитировать Писание, дабы поддержать свои притязания на авторитет. Он не станет более мужественным, требуя от своей жены, матери его детей, поступать согласно его планам, как будто они непогрешимы. Господь поставил мужа главой жены, чтобы он был ее защитником; он хозяин семьи, соединяющий ее членов воедино, как и Христос — Глава Церкви и Спаситель тела. Пусть каждый муж, который говорит о своей любви к Богу, внимательно изучит требования Божьи, касающиеся его положения. Авторитет Христа проявляется в мудрости, во всякой доброте и кротости; так и муж должен проявлять свою власть и подражать великому Главе Церкви [5].
Мужья должны смотреть на библейский образец и стараться понять значение символа, представленного церковью в Ефесе, чтобы понять отношение Христа к Церкви. Муж должен быть опорой для своей семьи. Будет ли он пребывать в своем благородном. Богом данном ему призвании быть главой семьи, всегда стремясь возвысить свою жену и детей? Будет ли создавать вокруг себя чистую, благоуханную атмосферу? Будет ли он усердно насаждать любовь Иисуса, делая ее неизменным принципом в своем доме, если он претендует на личный авторитет?
Пусть каждый муж и отец исследует слова Христа, стараясь понять их не однобоко, сосредоточиваясь лишь на подчинении жены своему мужу, но во свете Голгофского креста, чтобы уяснить свое положение в семье. “Мужья, любите своих жен, как и Христос, возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова”. Иисус предал Себя, умерев на кресте, чтобы очистить и сохранить нас от всякого греха и нечистоты через влияние Святого Духа [5].
3.РОЛЬ ОТЦА В СЕМЬЕ
К сожалению, сегодня существует множество мужчин, которые только претендуют на роль отца, но в реальности никогда им не являлись. Ведь настоящее отцовство – это больше чем просто рождение детей, это – посвященность, ответственность, справедливость и любовь к своим детям. Совершенный образ Небесного Отца является тем примером, к которому должен стремиться каждый мужчина. Ведь никакая, даже самая совершенная мать не сможет заменить отца, и каждый ребенок в любом возрасте для своего гармоничного развития нуждается вa отцовском попечении, отцовском духовном авторитете. Библейское отцовство базируется на:
1) участии, когда отец
проводит время с детьми, помогает
удовлетворять их нужды,
2) постоянстве, которое
выражено в эмоциональной
3) осведомленности, когда отец знает, что происходит в жизни его детей, о чем они думают, что чувствуют;
4) заботе, выражающейся в утешении, одобрении, поддержке.
4. Обеспечитель
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8)[1].
Материальные потребности семьи в основном должны удовлетворяться через добросовестный и самоотверженный труд мужа. Важное значение для благополучия семьи имеет как способность мужей зарабатывать средства, так и способность жен жить на имеющиеся деньги (не быть расточительной!)[4].
Отец является центром семьи, вокруг которого сосредоточены ее члены. Он законодатель, в характере которого проявляются наиболее твердые качества: активность, целеустремленность, порядочность, настойчивость, мужество, усердие и полезная деятельность. Отец — священник семьи, полагающий на алтарь Божий утренние и вечерние жертвы. Жену и детей следует поощрять объединяться в этом приношении, вознося песнь хвалы. Утром и вечером отец, священник дома, должен исповедовать перед Богом грехи, совершенные им и его детьми в течение дня. Необходимо исповедовать как те грехи, которые приходят ему на память, так и тайные грехи, о которых знает один только Бог. Отец представляет Божественного Законодателя в своей семье. Он сотрудничает с Богом, осуществляя благодатные замыслы Божьи и утверждая в своих детях справедливые принципы, благодаря чему они могут формировать чистые, добродетельные характеры он учит детей послушанию не только своим земным родителям, но и Небесному Отцу. Отец не должен изменять своему священному долгу. Он ни в чем не должен поступаться своими родительскими полномочиямиъ [5].
Отец, благодаря своей живой вере, соединяет детей с престолом Божьим. Не рассчитывая на свои силы, Он вверяет свою беспомощную душу Иисусу и полагается на силу Всевышнего. Отец не должен быть, как ребенок, движимый одними порывами. Он связан со своей семьей священными, святыми узами. От того, насколько он знает единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, зависит влияние, оказываемое им на семью. Его поведение в семейной жизни должно управляться и ограничиваться чистыми принципами Слова Божьего. Тогда он будет возрастать в меру полного возраста Христова [5].
Долг отца по отношению к детям нельзя перекладывать на мать. Отец не должен освобождать себя от участия в воспитании своих детей для жизни и вечности. Он должен разделять эту ответственность. Отец должен воодушевлять и поддерживать мать ободряющим взглядом и ласковым словом в ее трудах и заботах. Старайтесь помогать своей жене разрешать конфликтные ситуации, в которых она оказывается. Будьте осторожны в своих словах, вырабатывайте в себе хорошие манеры, вежливость, доброту, и вы будете вознаграждены, поступая так.
Часто отец упускает благоприятную возможность, чтобы привлечь своих детей к себе и установить с ними тесную связь. После работы для него будет приятной переменой провести некоторое время со своими детьми. Отцы должны освободиться от напускной важности, отказаться от потворства себе в некоторых малозначащих вещах в работе и на досуге, чтобы объединиться с детьми, сочувствуя им в их маленьких бедах, связывая их сердца с собой крепкими узами любви и оказывая такое влияние на их развивающиеся умы, чтобы данный им совет считался священным.
Отец, имеющий сыновей, должен
установить с ними тесный контакт, делясь
своим богатым опытом и разговаривая
с ними просто и ласково, чтобы
расположить их к себе. Он должен
показывать им, что всегда делает все
ради них, ради их счастья. Отец, у кого
в семье есть сыновья, должен понимать,
что независимо от того, кем он работает,
отец никогда не должен пренебрегать
душами, вверенными его попечению. Он
родил этих детей в мир и
стал ответственным перед Богом,
он должен делать все, что в его
силах, чтобы уберечь их от несвятого
влияния и злых сообществ. Он не должен
оставлять своих беспокойных
сыновей всецело на попечение
матери. Это будет для нее слишком
тяжелым бременем. Он должен устраивать
дела, учитывая важнейшие интересы
матери и детей. Отец может оказывать
на своих детей влияние, которое
будет сильнее мирских
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ