Роль музыки в жизни человека. Ценности в музыке и влияние музыки на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 09:05, реферат

Описание работы

В музыке отражаются настроения и переживания человека, его эмоциональный мир. В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. Однако проблема состоит в том, о какой музыке при этом идет речь. Очевидно, что с каждым годом популярность низкопробной, так называемой «попсовой», музыки все более возрастает, а музыка классическая и народная с их огромным духовным потенциалом остается маловостребованной.

Файлы: 1 файл

Роль музыки в жизни человека.docx

— 20.17 Кб (Скачать файл)

                                        Учреждение образования

          «Белорусский государственный педагогический  университет

                                          Имени Максима Танка»

 

 

                   Эссе

 

На тему: «Роль музыки в жизни человека. Ценности в музыке и влияние музыки на личность. »

 

 

 

 

                                                                            Подготовила:

                                                                           Студентка 2 курса 110 группы

                                                                           Заочного отделения

                                                                           Факультет эстетического образования 

                                                                           Мальцева Е. А.

 

 

                                      Минск, 2013 г.                                                                              

 Введение

 

 

                                                                              Есть в музыке бездумное начало.

Призыв к  свободе ото всех оков.

Она не зря  лукаво обольщала 

Людей на протяжении веков...

Е. Винокуров

 

Я выбрала  данную тему потому, что считаю музыку из всех видов искусств наиболее непосредственным воздействием на восприятие человека. И цель моего исследования -изучение ценностей в музыке и влияния музыки на личность.                                                                                   

  В музыке отражаются настроения и переживания человека, его эмоциональный мир.  В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. Однако проблема состоит в том, о какой музыке при этом идет речь. Очевидно, что с каждым годом популярность низкопробной, так называемой «попсовой», музыки все более возрастает, а музыка классическая и народная с их огромным духовным потенциалом остается маловостребованной.                                                                                     В связи с этим, я считаю, что первая задача учителя музыки — приобщать своих учеников к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, эмоционально, эстетически откликаться на выраженные в ней эмоции, чувства, мысли начиная с первого класса, с первых уроков. Вторая задача — изучение учителем современных жанров, стилей, направлений поп-музыки в ее лучших образцах и демонстрация этой музыки на уроках наряду с народным и классическим музыкальным наследием.  Именно об этом и будет идти речь в моём высказывании.

 

Основная  часть

Музыкальное искусство позволяет человеку обогатить  свой жизненный опыт, пережить те эмоции и чувства, которые он, быть может, ранее не ощущал в жизни, развивать  все более глубокое и тонкое отношение  к себе, к другим людям и к  миру в целом.

Каждый человек, в том числе ребенок, чувствует, выражает, осознает музыку по-своему. Общение  с ней — процесс творческий. Каждый стремится услышать в ней  то, что важно лично для него, что отвечает его внутреннему  состоянию и стоящим перед  ним вопросам. Один воспринимает и  слышит в ней красоту гармонии, музыкальных форм, у другого рождается  круг образных ассоциаций, третий ищет и находит в общении с музыкой  способ самовыражения и самопознания. Вот почему так важно знание музыкантом-педагогом  музыкальных предпочтений, интересов, потребностей учащихся, их отношения  к музыке. Только при этом условии  процесс музыкального образования  может стать эффективным. Учителю  музыки следует быть, по возможности, в курсе всех тех новшеств, которые  имеют место в музыкальной  жизни, и пытаться отразить их в той  или иной форме в содержании музыкальных  занятий. При этом важно поддерживать интерес детей не только к классической музыке, но и к образцам так называемой легкой музыки самых различных жанров, если эта музыка талантлива и представляет собой художественную ценность.

С античных времен, когда музыка играла увеселительную или успокоительную роль, её место в обществе заметно изменилось. С изобретением звукозаписи музыка превратилась в товар, который можно купить или продать. Появление такого товара сформировало свой рынок, который за последние полвека развился до гигантских размеров и начал приносить огромные прибыли.

Таким образом, музыка вошла в повседневную жизнь  человека, сейчас, наверное, найдется не много людей, которые в течение  суток не испытывали бы влияние этой индустрии. В настоящее время нельзя определить какой-либо доминирующий жанр музыки - именно развитие индустрии и коммерциализация музыки стерли границы самих музыкальных направлений, да и, соответственно, различия в их популярности. Следовательно, различия находятся не в самой музыке, а в её слушателе, а если сказать точнее, то скорее в его слушании этой самой музыки.    Может быть по этому в наше время класическая музыка утратила свою непосредственную ценность, особенно у молодёжи.

В чем же значение музыки для человека, какова роль музыки в его жизни? Ответ  на этот вопрос не так-то прост и  не односложен, ибо значение музыки в человеческой жизни многообразно и, кроме того, неодинаково для  различных людей.

Музыке нередко  приходится непосредственно и активно  участвовать в человеческих деяниях. Она помогает организовать и, более  того, осуществить многое в человеческой жизни, начиная от домашнего быта (мать убаюкивает ребенка, напевая ему  колыбельную песню) и вплоть до массовых действий — шествий (марш), торжеств (фанфары, застольная песня); вспомним также разнообразные процессы труда, в которых участвует и один человек, и целый коллектив, и  связанные с ними бесконечные  образцы народной музыки — от пастушьих  наигрышей до бурлацких песен. В  современной жизни все шире используется так называемая функциональная музыка — на производстве, в медицине, в  педагогике и других областях.

Во всех этих случаях музыка играет прикладную, утилитарную роль, она рассчитана на практическую полезность. И все  же, как ни существенно такое практическое применение музыки, нельзя сказать, что  именно в нем и заключено самое  главное. Есть в музыке, как и во всяком ином искусстве, нечто более  глубокое и широкое: она способна воплощать внутренний мир людей. Создавая музыку, человек вкладывает в нее свои чувства и помыслы; воспринимая же ее, человек находит  в музыке отзвук на все, что трогает, волнует. Можно сказать, что музыка помогает человеку развить, углубить и  облагородить свою «культуру переживаний».

 

 

 

Заключение

Из всего  выше сказанного можно сделать вывод  том, что музыка играет в жизни  современного человека не просто развлекательную  роль- она является средством для самовыражения, служит барьером для отделения собственного стиля жизни от всеобще признанного, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей. Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире. Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» связаны с тем, что в одностороннюю интеллектуальность  современной школы предметы, входящие в эту область, развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве; непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

Только в  искусстве дети, начиная уже с  дошкольного возраста, бывают способны к полноценному творчеству. Занятия искусством, художественным творчеством снимают перегрузки школьников, полезны для здоровья, улучшают общую успеваемость. Современное состояние преподавания искусств в общеобразовательной школе характеризуется обновлением содержания образования.Учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи) является единственной дисциплиной музыкального образования, которую осваивают все дети. В настоящее время этот предмет входит в образовательную область «Искусство» вместе с предметами «Изобразительное искусство» (с I по VII классы) и «Мировая художественная культура» (в старших классах). Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах).

Это осуществляется главным образом в процессе таких  видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое  пение. Кроме того, в структуру  урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных  инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку. Основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.


Информация о работе Роль музыки в жизни человека. Ценности в музыке и влияние музыки на личность