Роль науки и техники в социальном прогрессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы – определить роль науки и техники в социальном прогрессе.
Реализация данной цели предполагает решиться посредством следующих задач:
- обобщить опыт теоретического анализа сущности и характерных особенностей постиндустриального общества;
- выявить специфику модели и особенности постиндустриального развития как ведущего направления социальной модернизации общества;
- определить основные проблемы, тенденции и перспективы становления современного общества

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Современный уровень развития науки 5
2. Постиндустриальное общество 14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Роль науки и техники в социальном прогрессе реферат.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ  "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА"

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине "Основы современного естествознания"

ТЕМА РЕФАРАТА: " Роль науки и техники в социальном прогрессе "

 

 

 

 

Исполнитель: Ширко Кристина Леонидовна

                               группа: 14

 

Руководитель: Кикель Павел Васильевич

 

 

 

 

 

 

МИНСК, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Современный уровень развития  науки 5

2. Постиндустриальное  общество 14

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Начало бурного  развития информационно-коммуникативных технологий обычно связывается с 90-ми гг. XX века, когда в мире быстрыми темпами стало расти количество персональных компьютеров (по данным Международного союза электросвязи на 1991 г. – 130 млн. персональных компьютеров, 1995 г. – 235 млн. персональных компьютеров, на 2001 год – 555 млн. персональных компьютеров). Их включение в локальные и международные сети привело в дальнейшем появлению глобальной информационной сети Интернет, открывшей перед международным сообществом широчайшие перспективы.

Актуальность темы исследования обусловлена общим мировым гуманитарным прогрессом и вниманием современной науки к ценностной проблематике, к созидательной деятельности человека в обществе.

Актуальность  исследования курсовой работы обусловлена  усилением проблемы уникальности индивидуального существование человека. Волна инноваций, захватывающая общество, требует умения личности ориентироваться в потоке информации, с необходимостью взывая к обретению собственной жизненной позиции.

И на сегодняшний  день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития  государства.

Цель данной работы – определить роль науки  и техники в социальном прогрессе.

Реализация  данной цели предполагает решиться посредством  следующих задач:

- обобщить опыт  теоретического анализа сущности и характерных особенностей постиндустриального общества;

- выявить специфику модели и особенности постиндустриального развития как ведущего направления социальной модернизации общества;

- определить  основные проблемы, тенденции и  перспективы становления современного общества.

Объект исследования – наука и техника.

Предмет исследования – роль науки и техники в социальном прогрессе.

Реферат состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников. Во введении делается обзор темы работы, ее актуальность. Определяется объект и предмет исследования, цели и задачи, а также проводится обзор литературы. В заключении приведены основные выводы по результатам проделанной работы. А также в конце приведён список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современный  уровень развития науки

 

Научно-техническое  развитие конца XX столетия резко изменило облик привычной государственно-центристской модели мира. На смену индустриальной эре, с её заводами, паровозами и ориентацией на естественные ресурсы (газ, нефть, зерно, лес и т.п.), пришла другая эпоха, в которой доминирующей становится, с одной стороны, высокие технологии и связанные с ними информационные, коммуникационные отрасли; с другой – биотехнологии; центральным же ресурсом – знания. Л.К.Туроу всё это в целом назвал “искусственными интеллектуальными отраслями”, а Дж.Розентау не без пафоса заметил, что именно высокие технологии “спустили с поводка” процессы глобализации [1, с. 23].

Как следствие  таких изменений, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) более 50 % ВНП создаётся именно в наукоёмких областях. В связи с этим в США появился даже термин новая экономика, обозначающий отрасли, ориентированные на наукоёмкие, высокотехнологичные отрасли производства.

В новых технологиях  сегодня выделяют следующие составляющие:

  1. Информационно-коммуникативные технологии;
  2. Биотехнологии.
  3. Аэрокосмическая сфера.
  4. Нанотехнологии и др.

Информационно-коммуникативные  технологии открывают широкие возможности  для взаимодействия  между отдельными людьми, профессиональными группами, союзами, объединениями интенсификации общения. По данным журналам “Economist”, 100 млн. новых абонентов ежегодно подключаются к сети мобильных телефонов. Российский исследователь В.Г.Хорос приводит цифры, относящиеся к развитию обычной телефонной сети. Если “четверть века назад система спутниковой связи принимала 240 одновременных разговоров через Атлантику, то сегодня – 120 тыс., причём стоимость разговора уменьшилась в десять раз”. Резко увеличилась и скорость передачи сообщения. В ежегодном докладе Программы развития ООН – ПРООН в 1999 году приводятся такие данные: документ доходит до Мадагаскара до Кот-д’Ивуар почтой за 5 дней, по факсу – за 30 мин., по электронной почте за две минуты [5, с. 112].

 Интенсификация  общения при всё большей прозрачности  межгосударственных границ ведёт  к ограничению возможностей создания  и функционирования авторитетных  режимов, что способствует в  целом демократизации мира, так  как сеть не предполагает некоего  единого управляющего центра. Но одновременно усиливается и взаимозависимости мира. В результате утрачивают прежний смысл такие ключевые понятия государственно-центристской модели мира, как территория и расстояние. С одной стороны, территория расширяется за пределы национальных границ, открывая возможности быстрой связи и взаимодействия для людей из разных стран, с другой стороны – сужается, охватывая через Интернет отдельные кооперативные или иные группы. Возникают новые общности и формы идентичности, которые далеко не всегда совпадают с национальными и иными географическими границами. Эти группы всё активнее становятся участниками современных международных отношений, ставя под сомнение гипотезу С.Хантингтона о столкновении цивилизации, которые при всём многообразии выделяемым им характеристик всё же предполагают географическую территорию.

В современном  мире возникают даже виртуальные  государства Й.Фергюсон и Р.Мэнсбах  приводят пример “Свободной бирманской коалиции”, которая находилась лишь в киберпространстве  и предлагает свою поддержку, трудно достижимую географически.

Высокие технологии воздвигают преграды на пути изоляционизма. Всё труднее становится изолировать  государство от информации “извне”, хотя некоторые страны это и пытаются делать, ограничивая доступ в Интернет за счёт контроля над провайдерами. Тем не менее, такая политика становится все дороже и в прямом и переносном смысле.

Информационные  и коммуникационные технологии с  огромной скоростью завоёвывают  мир. Так, по оценкам официальных  источников США, в 1998 г. число пользователей Интернета удваивалось каждый день удваивалось каждые 100 дней, в результате 100 млн. человек были подключены к сети, в то время как в 1994 году – только 3 млн.

Благодаря информационным и коммуникационным технологиям, перестраиваются различные сферы человеческой деятельности, которые всё большей степени оказываются “завязанными” на компьютеры, Интернет, телекоммуникацию: торговля, финансовая деятельность, образование, медицина и даже быт. Информационные и коммуникационные технологии внесли решающий вклад в становление современной глобальной хозяйственной системы, сделав возможным разделение труда действительно в планетарном масштабе.  Посредством этих технологий координируется деятельность по производству, комплектации и реализации различных товаров и услуг в буквальном смысле по всему земному шару. За последние годы эти технологии стали интенсивно внедряться в повседневную жизнь фактически каждого человека. Более того, телекоммуникационные и информационные технологии интегрируются, образуя так называемые “информационные магистрали” [5, с. 112].

Быстрыми темпами  в период глобализации стала развиваться  и электронная торговля. Так, фирма Ernst &Young в 1999 году оценивала покупателей по Интернету в Европе цифрой около 9 млн. человек. Наибольшее число покупателей по электронной сети насчитывалось в США на начало XXI века – до 10 %.

Становясь обыденными информационные технологии начинают приобретать  и правовое оформление. Например, в  ряде штатов США вводится признание  юридической силы электронной подписи. Аналогичные вопросы, а также в целом проблемы, связанные с регламентирующими электронную торговлю правовыми аспектами, обслуживаются в таких международных организациях, как Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития, Конференции ООН по торговле и развитию, Международная торговая палата. 

Развитие информационно-коммуникативного общества создаёт условия для  экономического роста государств, их интенсивного включения в мировые  интеграционные процессы, в формирующиеся общее (а в перспективе - единое) информационное пространство. В этой ситуации формирование национальной информационной инфраструктуры, её активное встраивание в глобальную информационную инфраструктуру и участие в формировании глобального информационного общества становится решающем условием каждой страны.

Наряду с  позитивом, развитие информационно-коммуникативных  технологий и Интернета влечёт за собой и негативные последствия. Скрытость и обезличенность подключенные к телекоммуникационным сетям создают возможности для несанкционированного, в том числе и трансграничного, сбора информации и контроля за личностью, осуществляется в международном масштабе различного рода незаконной деятельности (терроризм, криминал), экспорт идей и культуры (например, массовой) и моральных ценностей, разрушительно действующих на национальное общество  в других странах [1, с. 28].

По некоторым  данным, на сентябрь 2000 г. Число пользователей  Интернет в мире составляет 380 млн. человек. Из них около 43 % против США и Канаде, 27 % в Европе, около 24% - в странах АТР, приблизительно 4 % в Латинской Америке, в Африке менее 1 % от общемирового числа, причём в ЮАР – 90 % африканских пользователей [2, c. 85-86].

 В декабре  2001 года Генеральной Ассамблеи  ОНН одобрила консенсусом резолюцию 58/183 о созыве Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, которое определяет основные организационные аспекты процесса подготовки к этому крупнейшему международному форуму.

Начало бурного  развития информационно-коммуникативных технологий обычно связывается с 90-ми гг. XX века, когда в мире быстрыми темпами стало расти количество персональных компьютеров (по данным Международного союза электросвязи на 1991 г. – 130 млн. персональных компьютеров, 1995 г. – 235 млн. персональных компьютеров, на 2001 год – 555 млн. персональных компьютеров). Их включение в локальные и международные сети привело в дальнейшем появлению глобальной информационной сети Интернет, открывшей перед международным сообществом широчайшие перспективы [2, с. 71].

Во время  своего зарождения Интернет был, прежде всего, технологий, способом и типом  коммуникаций. Исторический опыт человека показывает тесную зависимость между  появлением новых видов коммуникаций и политико-социальной организации  общества. Возникновение письма, колеса, телеграфа, железнодорожного транспорта, телефона, радио, телевидения каждый раз меняло организацию общества. При одновременном воздействии нескольких новшеств изменения происходят ещё скорее.

Наиболее активную политику в сфере распространения науки и технологий проводят США. С другой стороны, не менее активно проводят такую же политику в отношении США и другие страны. Этот двусторонний процесс начал заметно развиваться в 1950-1960-ые гг. и в настоящее время ведёт особенно интенсивно с Западной Европой (Великобритания, Франция, Германия), Юго-Восточной Азией и Канадой, в меньшей степени – с Латинской Америкой и практически не осуществляется с Африкой. В настоящее время функционируют 186 зарубежных научных подразделений американских компаний, в основном  в автомобильной промышленности, производстве лекарств,  компьютеров и химических продуктов. Среди новых индустриальных стран наибольшее число американских научных центров размещено в Сингапуре, Тайване, Индии, а также в Китае.

В странах Европейского союза главной задачей является формирование единой общеевропейской  политики научно-технологического развития в целях усиления экономической  и политической мощи стран членов ЕС. Кроме того, ЕС решает задачи интеграции научно-технологического потенциала стран Восточной Европы в связи с расширением Европейского союза на восток [1, с. 114].

Следует заметить, что в настоящее время глобализация науки и техники в целом  уступает во своим масштабам глобализации производственной деятельности. Правда, эта тенденция характерна в основном для компаний, представляющих отрасли низкой наукоёмкости, продукция которых не требует проведения сложных крупномасштабных НИОКР [1, с. 116].

Сегодня круг направлений  научно-технического развития постоянно  расширяется с объёмом новых научных знаний и углублением связей в цепочке “наука-техника-производство”. В связи с этим государства вынуждены проводить селективную стратегию научно-технического развития, основанную на отборе наиболее перспективных направлений с учётом их значимости  для той или иной страны и имеющегося у неё научного и экономического потенциала.

В целом можно  выделить несколько основных тенденций  развития науки сегодня:

  1. Информационные технологии (ИТ) – это технологии обработки и передачи, распространение информации и преобразования способов её представления, а также технологии проектирования и производства соответствующих технических средств, включаю компьютерную технику и программы [1, с. 84]. Современное понятие ИТ сформировалось в 1970-е гг. с развитием микроэлектроники  и созданием быстродействующих компьютеров на базе интегральных  схем.

Информация о работе Роль науки и техники в социальном прогрессе