Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 13:20, лекция
Изучив вопрос «Роль СМИ в формировании общественного мнения» следует, что основными функциями общественного мнения является регулятивная, контрольная, консультативная и защитная. При рассмотрении каждой из этих функций на формирование и выражение общественного мнения следует, что если первые три функции работают стабильно в области формирования и выражения общественного мнения, то при выполнении защитной функции имеется ряд вопросов.
Тысячи нитей связывают социальную сферу человеческой деятельности, и важная роль здесь отводится общественному мнению, по средствам которого и выражается сознание народа.
Данная тема является актуальной на современном этапе. О ее актуальности свидетельствует тот факт, что СМИ всегда играли и играют роль в формировании общественного мнения.
«Кто владеет информацией — тот владеет миром» — гласит известная с давних времен цитата. Сегодня ее можно перефразировать следующим образом: «Кто владеет СМИ — тот контролирует общественное мнение». Действительно ли так велика роль СМИ в формировании общественного мнения?
Общественное мнение - состояние массового сознания заключает в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к социальным событиям, фактам, действительности. Общественное мнение-это отношение людей к вопросам, представляющих для них интерес и выраженное в суждениях или действиях. В связи с этим основным вопросом проекта является определение влияния СМИ на формирование общественного мнения на современном этапе. Общественное мнение – понятие, давно вошедшее в обиход исследователей общества.
Средства массовой информации выражают и формируют общественное мнение, которую принято рассматривать как коллективное суждение людей, в котором отношение к событиям и явлениям проявляется в форме одобрения, осуждения или требования. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает человеческое бытие, общественную практику людей и выступает как регулятор деятельности. Она создается под влиянием обычного сознания (включая социальную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков, а также науки, искусства, политики и, разумеется, всех источников массовой коммуникации.
Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение является будто посредницей между сознанием и практической деятельностью людей. Не подменяя ни одной из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу как закон, не определяя целей, как это делает программа, общественное мнение с помощью специфических средств, путем одобрения или осуждения, захват или пренебрежения, акцентирование интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков способствует трансформации тех или иных идей в конкретные поступки. Понимая всю сложность вычленение мотивов поведения людей, связанных с их потребностями и убеждениями, нельзя не согласиться с мнением ученого О. Улєдова о том, что "состояние сознания (в том числе общественное мнение) составляют субъективный сторону реальных отношений и деятельности людей, выступая в роли движущей силы".
. Согласно Закону «О средствах массовой информации в Республике Казахстан» средства массовой информации не должны оказывать какое – то влияние на создание общественного мнения. Общественное мнение должны создавать сами граждане, на основании имеющихся материалов в СМИ. Для населения СМИ выступает в информационной, аналитической, развлекательной, образовательной и научно – познавательной ипостасях. Каждый день мы читаем газеты и журналы, слушаем радио и телевизор – все для того чтобы удовлетворить потребности. На формирование и выражение общественного мнения влияет социальное положение населения и зависит от искусства управлять умами и действиями людей. В этой связи роль СМИ значительно возрастает.
Изучив вопрос «Роль СМИ в формировании общественного мнения» следует, что основными функциями общественного мнения является регулятивная, контрольная, консультативная и защитная. При рассмотрении каждой из этих функций на формирование и выражение общественного мнения следует, что если первые три функции работают стабильно в области формирования и выражения общественного мнения, то при выполнении защитной функции имеется ряд вопросов.
Итак, выражая и формируя общественное мнение, средства массовой информации, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, а с другой - влияют не только на сознание, но и на поступки, групповые действия людей. Тоталитарные режимы не считаются с общественным мнением. В демократическом обществе управления социальными процессами предусматривает изучение и влияние на общественное мнение. А в связи с этим действительно огромная роль средств массовой информации. Они становятся важным компонентом демократических форм управления социальными процессами.
Общественное мнение-это совокупность суждений и оценок, выносимых различными социальными группами и слоями по поводу событий общественной жизни, деятельности и поведения отдельных личностей, организаций и партий, и поэтому роль средств массовой информации в формировании общественного мнения велико.
Информация о работе Роль СМИ в формировании общественного мнения