Роль социальной работы в формировании здорового образа жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Недостаточный уровень здоровья негативно отражается на социальной, трудовой и экономической активности людей, снижая уровень производительности труда, понижая показатели здоровья будущего поколения, а также существенно уменьшая общую удовлетворенность человека своей жизнью. Таким образом, здоровье является основным ресурсом, от степени обладания которым зависит удовлетворенность практически всех потребностей человека, оно отражается на образе и стиле жизни, миграционной подвижности людей, приобщении их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники, характере и способах проведения досуга и отдыха. Однако, необходимо помнить, что уровень здоровья, в свою очередь, имеет зависимость от социально-экономических факторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..............3

Общественное здоровье: основные теоретические подходы ………6
Основные факторы влияющие на здоровье населения ………….… 10
Деятельность Медико-социальной работы в Формировании
здорового образа жизни ……………………………………………....14
Предложения по формированию здорового образа жизни в Хабаровском крае ……………………………………………….…….25
Список источников информации и литературы

Файлы: 1 файл

роль социальной работы в формировании ЗОЖ.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

        Основу медико-социальной работы должны составлять возрастно-половые данные пациентов, учет профессиональной деятельности, адаптационных ресурсов, состояние медико-социальной среды.

        В ряде случаев социальная работа может сыграть решающую роль в предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитации больных, их социальной адаптации, возвращении к трудовой деятельности. Значимость социальной работы существенно возрастает применительно к таким категориям населения, как инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, пожилые люди.

        Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания — медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др. К задачам социальной работы в системе здравоохранения относятся содействие пациенту в повышении его адаптационных ресурсов в обществе, более полном использовании его физиологического потенциала с учетом состояния здоровья, трудоустройстве, организации доврачебной медицинской помощи и ухода за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населения, санитарная помощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различными приспособлениями для выполнения элементарных жизненных навыков. 
Специфика социальной работы определяется состоянием здоровья (физического, психического) конкретного пациента, степенью нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления.

        Социальная работа в медицине многообразна, что определяется многочисленностью социальных групп населения и различных патологических состояний, выраженностью нарушений функций организма, степенью утраты трудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальных факторов в развитии заболеваний. 
        Социальная работа в медицине предназначена для создания и укрепления общественного и индивидуального здоровья, что объединяет ее с медицинской деятельностью. Однако методы, используемые ими, различны. 
Так же, как медицинская деятельность, направленная на профилактику заболевания, разделяется на первичную и вторичную, так и медико-социальную работу нередко разделяют на первичную и вторичную. Первичная социальная работа подразумевает восстановление у населения необходимости соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, достижение определенного уровня экономического развития общества. Вторичная социальная работа предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других социальных проблем (обеспеченность необходимыми жилищными условиями, транспортом, питанием, профессией, соответствующей состоянию здоровья, устранение вредных привычек — курение, злоупотребление алкоголем и т.п.).

        В российской системе организации здравоохранения в России социальная работа частично осуществляется медицинским персоналом, работающим по участковому принципу семейной медицины и осуществляющим социальный патронаж тяжелобольных, престарелых и одиноких людей, инвалидов. Важнейшую роль играют выделяемые в лечебных учреждениях так называемые социальные койки. В последние годы стали создаваться хосписы, которые, к сожалению, из-за дороговизны остаются недоступными для большинства людей, нуждающихся только в социальном уходе по состоянию здоровья. Конечно, социальная работа на врачебном участке была бы более эффективна при участии в ней социального работника, владеющего необходимыми знаниями и решающего социальные проблемы больного человека.

        Не менее важна социальная работа при решении проблемы устранения факторов, способствующих формированию болезни. При этом необходимо определить роль каждого социального фактора и их совокупности в генезе патологического процесса в организме больного: курение, злоупотребление алкоголем, вредное производство и т.п. Понятно, что без их решения невозможно провести эффективное лечение заболеваний, предупредить их прогрессирование и развитие осложнений.

        Социальная работа играет основную роль на этапе трудовой реабилитации больных, определения его трудоспособности и работоспособности, трудового прогноза, профессиональной переориентации, создания определенных производственных условий для поддержания социальной активности индивидуума.

Важными направлениями  медико-социальной работы становятся

 •     планирование семьи, охрана материнства и детства;

• психотерапия;

• наркология;

 •онкология др.

        .       

 

ВЫВОД: Таким образом, в возникновении и развитии значительного количества заболеваний социальные факторы играют если не основную, то решающую роль. Поэтому профилактика возникновения и распространения заболевания, эффективная борьба с ними, повышение адаптационных ресурсов и реабилитация больных невозможны без активного выявления и устранения социальных факторов. На сегодняшний день эта работа фактически возложена на медицинских работников, к сожалению, не имеющих определенных знаний в области социальной работы, да и необходимого времени. Значительная часть рабочего времени участкового терапевта посвящена решению социальных, а не медицинских проблем больных. Все это подтверждает важность социальной работы в здравоохранении. 

 

Предложения по формированию Здорового образа жизни  и улучшению деятельности социальной работы в Хабаровском крае.

 

1) Бесплатный профилактический медицинский осмотр в медицинских учреждениях, финансируемый за счет налогов с ведением статистики каждого пациент.

Здоровый образ жизни  – индивидуальный аспект человека, поэтому принуждение к заботе о здоровье только усугубит ситуацию. Предоставление бесплатных мед осмотров у всех специалистов даст возможность контролировать состояние здоровья тех людей, которые заинтересованы в этом.

2)  Включить уроки здорового образа жизни в стандарт дошкольного образования, обучения в младших и средних классах. 
— Для поощрения здорового питания необходимо создавать льготные условия для производства отдельных видов продуктов, способствующих сокращению риска заболеваний (богатых клетчаткой, с пониженным содержанием жиров и т.п.).

— В школах и детских  садах ввести жесткие нормы здорового  питания и контролировать их исполнение.

3) Благоустраивание дорог, возведение велосипедных дорожек на проезжих частях.

Велосипед – инструмент здорового образа жизни , в нынешних условиях пространства для данного  транспортного средства ограниченны.

По данным ПДД: Велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке, а при её отсутствии — по крайней правой полосе проезжей части в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам. Движение велосипедов (как и любых других транспортных средств) по тротуарам запрещено.

 

 

Список используемой Литература и источников информации:

Бахтин Ю.К. Здоровье, его компоненты и

  1. образующие факторы / Ю.К.Бахтин // Здоровье человека – 6: материалы VI Международного конгресса валеологов, 23-25 мая 2011 года, в г. Санкт – Петербурге. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2011. – С. 15-16.
  2. Вайнер Э.Н. Общая валеология: учебник для студентов вузов. / Э.Н.Вайнер. – Липецк: Липецкое книжное издательство, 1998. – 183 с.
  3. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. / Э.Н.Вайнер – 8-е издание, переработанное. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 448 с.
  4. Голицына И.И., Карасёва Т.В. Основы валеологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей ФППК. / И.И.Голицына, Т.В.Карасёва – 2-е издание, исправл. и доп. – Шуя: Издательство ШГПУ, 1997. – 140 с.
  5. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. / В.В.Колбанов. – СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с.
  6. Колбанов В.В. Дальнейшие перспективы развития валеологии / В.В.Колбанов // Здоровье человека – 6: материалы VI Международного конгресса валеологов, 23-25 мая 2011 года, в г. Санкт – Петербурге. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2011. – С. 3-8.
  7. Купчинов Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи: учебное пособие для преподавателей и кураторов средних специальных и высших учебных заведений. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 211 с.
  8. Лисицын Ю.П. Здравоохранение в XX веке: монография. / Ю.П.Лисицын. – М.: Медицина, 2002. – 216 с.
  9. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов. / Ю.П.Лисицын. 2-е издание, перераб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.
  10. Лисицын Ю.П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: проблемная статья. / Ю.П.Лисицын. – Медицинская газета, № 19 от 19.03.2010. – С. 12.
  11. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: учебное пособие. / В.А.Медик, В.К.Юрьев. – Часть 1. Общественное здоровье. – М.: Медицина, 2003. – 368 с.
  12. Основы валеологии: учебное пособие. / Под редакцией В.П.Соломина, Л.П.Макаровой, Л.А.Поповой. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – 205 с.
  13. Основы здорового образа жизни петербургского студента: учебник. / Под ред. В.П.Соломина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 320 с.
  14. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии. Здоровье как человеческая ценность: учебное пособие. / В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко. – СПб.: Издательство Балтийской педагогической академии, 1998. – 120 с.
  15. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Книга для учителя. / Н.Ф.Реймерс. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.
  16. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. / Е.И.Торохова. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 248 с.
  17. Здоровье, состояние организма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». Учебное пособие (под редакцией В. С. Лучкевича и И. В. Полякова). — СПб., 2005
  19. Денисов Б. П. Оценка состояния здоровья населения России Международный журнал медицинской практики, 2005, № 3.
  20. Яблоков А. В. Здоровье человека и окружающая среда. — М. 2007. — 186 с. 

1 УСТАВ (КОНСТИТУЦИЯ) ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

принят Международной  конференцией

здравоохранения, проходившей  в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г.,

подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Off. Rec. Wld Hlth Org.

2 Медик Валерий Алексеевич - заслуженный врач РФ, лауреат

премии Правительства  РФ в области науки и техники, член-корреспондент Российской академии медицинских наук, доктор медицинских  наук, профессор, директор Новгородского  научного центра

Северо-западного отделения РАМН, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и общей гигиены института

медицинского образования  Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Автор более 250 научных работ по

актуальным проблемам  общественного здоровья, экономики управления здравоохранения, медицинской статистики.

3 Осипов Александр Михайлович доктор социологических наук, профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Автор более 100 работ по актуальным проблемам социологии образования, медицины.

4 Бахтин Юрий Константинович, кандидат медицинских наук, доцент - окончил Ленинградский государственный педиатрический  медицинский институт по специальности – педиатрия. На кафедре медико-валеологических дисциплин работает с 1987 года в должности доцента. Читает лекции, проводит занятия по  курсам: «Валеология», «Основы здорового образа жизни»,  «Основы медицинских знаний», «Основы медицинских знаний  и профилактика болезней», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний»

5 Юрий Павлович Лисицын  советский и российский социал-гигиенист.

Доктор медицинских  наук, профессор (1967). Академик РАМН (до 1992 года — АМН СССР; 11.12.1986, чл.-корр. с 1975). Член Петровской академии наук и искусств

6 Устав (КОНСТИТУЦИЯ) всемирнаой организации здравоохранения принят Международной конференцией

здравоохранения, проходившей  в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г.,  подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Off. Rec. Wld Hlth Org.

7  Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. — М., 1988.

8 Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов. / Ю.П.Лисицын. 2-е издание, перераб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.

Лисицын Ю.П. Образ жизни  как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: проблемная статья. / Ю.П.Лисицын. – Медицинская газета, № 19 от 19.03.2010. – С. 12.

9 Бахтин Юрий Константинович, кандидат медицинских наук, доцент - окончил Ленинградский государственный педиатрический  медицинский институт по специальности – педиатрия. На кафедре медико-валеологических дисциплин работает с 1987 года в должности доцента. Читает лекции, проводит занятия по  курсам: «Валеология», «Основы здорового образа жизни»,  «Основы медицинских знаний», «Основы медицинских знаний  и профилактика болезней», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний»

10 Бахтин Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 397-400.

11 Научная статья по специальности "Ценностно-нормативная структура общества" из научного журнала "Общество: политика, экономика, право", Соколов Александр Борисович

12 Официальный интернет портал Социальной работы в РФ http://soc-work.ru/

13 Иметься в виду Финансово-экономический кризис 2008 года.

Федеральная  служба государственной  статистики http://www.gks.ru/




Информация о работе Роль социальной работы в формировании здорового образа жизни населения