Роль социальных работников в реабилитации инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности социальной работы с инвалидами.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и основные положения реабилитации инвалидов;
- выявить формы и методы решения социальных проблем инвалидов;
- рассмотреть инвалидов как специфическую категорию людей;
- выявить особенности работы с инвалидами молодого возраста.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основная характеристика социальной работы с инвалидами ………5
1.1. Сущность и основные положения реабилитации инвалидов ……..5
1.2. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов ……..10
Глава 2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов ………….25
2.1. Инвалиды как специфическая категория людей …………………..25
2.2. Особенности работы с инвалидами молодого возраста …………..27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список литературы ……………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

социальная работа с инвалидами.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

4. Общественно - идеологический аспект.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности - во взаимодействии инвалида и общества [13].

 Развитие социальной помощи  на дому является не единственной формой социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения - отделения дневного пребывания. Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию [11].

 Исследование мотивов посещения  отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их «быть в тонусе», «дисциплинирует», «наполняет жизнь новым смыслом», «позволяет расслабиться». У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.

В последние годы в ряде Центров социального обслуживания появилось новое структурное подразделение - Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и т.д. В соответствии с нормативным документом, Служба срочной социальной помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь. Основными направлениями деятельности Службы являются: - предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи; - обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц); - предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости; - оказание материальной помощи; - содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой); - направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов; - оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по «телефону доверия»; - оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы) [15].

5. Анатомо-функциональный аспект.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности [17].

 

 

Глава 2. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов

 

2.1. Инвалиды как специфическая категория людей

 

Инвалиды как социальная категория  людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного  профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации [4;19].

По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:

- находящихся в домах- интернатах;

- проживающих в семьях.

Указанный критерий - место проживания- не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети - в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений [6].

Дома- интернаты общего типа предназначены для медико-социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Задачами этого дома- интерната являются:

- создание благоприятных условий  жизни, приближенных к домашним;

- организация ухода за проживающими, оказание им  медицинской помощи и организация содержательного досуга;

- организация трудовой занятости инвалидов [9].

В соответствии с основными задачами дом- интернат осуществляет:

- активное содействие в адаптации  инвалидов к новым  условиям;

- бытовое устройство, обеспечивая  поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

- организацию питания с учетом  возраста и состояния здоровья;

- диспансеризацию и лечение  инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;

- обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно- ортопедическими изделиями и кресло-колясками;

- в соответствии с медицинскими  рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.

2.2. Особенности работы  с инвалидами молодого возраста

 

В домах-интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет). Они составляют около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с детства, 27,3% - вследствие общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).

Наибольшую группу (83,3%) составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы (остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита, травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствие патологии внутренних органов.

Следствием различной степени нарушений функции опорно- двигательного аппарата является ограничение  двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло-колясок и только 41,5% - самостоятельно [20].

Характер патологи сказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% - полностью.

Как видно из приведенной характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида.

В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

В условиях  дома- интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу  находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить свое образование хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой работы (у 418% молодых инвалидов) [6; 8].

Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды  обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на «самодеятельность», самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки [7].

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий вне должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

Информация о работе Роль социальных работников в реабилитации инвалидов