Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:29, доклад
Прогнозирование в социологии - это способ научного предвидения с той или иной степенью вероятности итога, направленности, или характера протекания социальных процессов в течение некоторого промежутка времени. В прикладной социологии, учитывая возможности применяемых в ней формально-логических статистических методов, относительно эффективный (точный) прогноз возможен только на краткосрочную перспективу и то, при условии небольшой вариации характеристик исследуемого социального процесса.
Момент времени, на который в распоряжении социолога имеются исходные данные социальной статистики (результатов исследования), и до момента, к которому относится прогноз, называется периодом упреждения. Максимальная величина периода упреждения в прикладной социологии не превышает нескольких месяцев. Более длительный прогноз имеет более низкую достоверность из-за того, что социальные процессы в течение времени подвержены воздействию большого числа факторов.
Радченко К.А. , Эиу-10д(1)
Прогнозирование в социологии - это способ научного предвидения с той или иной степенью вероятности итога, направленности, или характера протекания социальных процессов в течение некоторого промежутка времени. В прикладной социологии, учитывая возможности применяемых в ней формально-логических статистических методов, относительно эффективный (точный) прогноз возможен только на краткосрочную перспективу и то, при условии небольшой вариации характеристик исследуемого социального процесса.
Момент времени, на который в распоряжении социолога имеются исходные данные социальной статистики (результатов исследования), и до момента, к которому относится прогноз, называется периодом упреждения. Максимальная величина периода упреждения в прикладной социологии не превышает нескольких месяцев. Более длительный прогноз имеет более низкую достоверность из-за того, что социальные процессы в течение времени подвержены воздействию большого числа факторов.
Теоретически не исключается возможность перспективного социологического прогноза на десятилетия и даже на столетия в опоре на категориальные модели. Однако подобные модели прогнозирования не всегда подчиняются законам формальной логики и поэтому не всегда вписываются в арсенал методического инструментария прикладной социологии.
Главная особенность прогнозирования - нацеленность на будущее и попытка преодолеть неопределенность, обусловленную отсутствием знаний о точном значении статистических параметров характеристик социальных процессов. В связи с тем, что речь идет об определении статистических величин, любой прогноз в прикладной социологии носит только вероятностный характер, то есть предсказание является достоверным с той или иной степенью вероятности.
Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на 3 основные:
Реализация теоретико-
Практическо-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления соц. процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология - одна из теоретических основ политики и практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ соц. политики и в практике управления общественными процессами - одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.
Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследовании.
Сверхидеологизация неизбежно
приводит к грубым нарушениям принципов
объективности и правдивости изучения
действительности, без чего нет и не может
быть подлинной науки, в том числе социологии.
С другой стороны, полное отрицание идеологического
фактора в развитии социологии затрудняет
понимание причин разнообразия основных
направлений в социологии, их сущности,
истоков столкновения и противоборства
этих направлений. В первые десятилетия
XX века социологическая мысль в России
поднялась на достаточно высокий уровень
развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин).
Однако исторический путь этой науки у
нас носил драматический характер. Социологические
исследования свертывались, а сама наука
была позднее объявлена "буржуазной".
Социологические исследования проводились
у нас только в рамках других общественных
наук. Реальное оживление социологии у
нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х
годов. Но хотя за прошедшие годы была
проделана немалая работа, следует признать,
что до преодоления отставания социологии у
нас еще далеко. Необходимость изучения социологии
1) важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у нас в стране, но и во многих странах за рубежом;
2) современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и значения соц. факторов и соц. сферы общественной жизни;
3) одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ - формирование гражданского общества. Все это выдвигает на первый план изучение социального статуса личности, социальных общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве главного в предмет социологии. Социологическое знание все больше проникает в различные слои населения, чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем как в средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках.
К трудностям социального познания, объясняемым
объективными причинами, т. е. причинами,
имеющими основания в специфике объекта,
добавляются и трудности, связанные с
субъектом познания. Таким субъектом является
в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный
в общественные связи и научные сообщества,
но имеющий свой индивидуальный опыт и
интеллект, интересы и ценности, потребности
и пристрастия и т.д. Таким образом, при
характеристике социального познания
следует иметь в виду также и его личностный
фактор.
Наконец, необходимо отметить социально-историческую
обусловленность социального познания,
в том числе уровнем развития материальной
и духовной жизни общества, его социальной
структурой и господствующими в нем интересами.
Конкретная комбинация всех указанных
факторов и сторон специфики социального
познания обусловливает многообразие
точек зрения и теорий, объясняющих развитие
и функционирование общественной жизни.
Вместе с тем указанная специфика во многом
определяет характер и особенности различных
сторон социального познания: онтологическую,
гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
Что это
действительно так,
Каждая из этих точек зрения, а их можно
бы было назвать гораздо больше, отражает
ту или иную сторону бытия общества. Однако
задача общественной науки, каковой и
является социальная философия, заключается
не в простой фиксации различного рода
факторов социального бытия, а в том, чтобы
обнаружить объективные закономерности
и тенденции его функционирования и развития.
Но тут мы и сталкиваемся с главным вопросом,
когда речь идет о социальном познании:
а существуют ли эти объективные законы
и тенденции в обществе?
Из ответа на него вытекает и ответ о возможности
самой социальной науки. Если объективные
законы социальной жизни существуют, то,
следовательно, возможна и социальная
наука. Если же таких законов в обществе
нет, то не может быть и научного знания
об обществе, ибо наука имеет дело с законами.
Однозначного ответа на поставленный
вопрос сегодня не существует.
Указывая
на сложность социального
На самом деле человеческое общество (как
и сам человек) имеет объективную, прежде
всего природную, основу. Оно возникает
и развивается тоже объективно, то есть
независимо от того, кто и как его познает,
независимо от конкретного субъекта познания.
В противном случае в истории вообще не
было бы какой-либо общей линии развития.
Сказанное, конечно, не означает, что развитие
социального знания вообще не влияет на
развитие общества. Однако при рассмотрении
этого вопроса важно видеть диалектическое
взаимодействие объекта и субъекта познания,
ведущую роль основных объективных факторов
в развитии общества. Необходимо также
выделить те закономерности, которые возникают
в результате действия этих факторов.
К таким
основным объективным
2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию. К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:
- каким образом
осуществляется познание
- каковы возможности их познания и каковы границы познания;
- роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта;
- роль разного
рода социологических
Немаловажное значение имеет вопрос о возможностях человеческого разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех или иных народов. В связи с этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни, в том числе психологических состояний больших групп людей как проявлений их массового сознания. Не лишены смысла проблемы так называемого «здравого смысла» и мифологического мышления применительно к анализу явлений общественной жизни и их пониманию.
3. Помимо онтологической
и гносеологической сторон
Информация о работе Роль социологических исследований в познании общества