Роль социологии в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить социологию как науку.
Задачи:
- рассмотреть предмет социологии, ее место в системе социальных гуманитарных наук;
- определить структуру и функции социологии;
- обозначить роль социологии в обществе.

Содержание работы

Введение………………………………………………..………………….3
Предмет социологии. Место социологии в системе социальных гуманитарных наук………………………………………………………..4
Структура и функции социологии……………………………………11
3. Роль социологии в обществе………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………..26

Файлы: 1 файл

4025 социология как наука.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Информационная  функция  социологии представляет сбор, систематизации   и накопление информации,  полученной в  результате  исследований. Социологическая информация —  самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она  концентрируется в памяти ЭВМ.   Ее могут использовать социологи, руководители  объектов, где проводились исследования.  В  установленном порядке информацию  получают  государственные   и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.

Итак, основные функции  социологии  определяют не  только  задачи, но и место социологии в системе общественных наук.

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль социологии в  обществе

Позитивистская социология,  основанная Огюстом Контом,   рассматривает      познания социальной  общество  по аналогии  с природой,  используя  методы   точных   естественных наук. Понимающая   социология, которую  основали  Макс   Вебер  и  Георг Зиммель,   анализирует, прежде  всего, значимые смысловые  элементы социальной  жизни  общества,  делая  акцент на понимании  изменений, движений.

На  разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных  общностях и различных сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира — малых социальных групп, социальных  слоев, общностей. Внутри каждой  социологической школы   существуют многочисленные течения, которые, по определению проф.  Василия Фетисова «изучая те или  иные моменты застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований». Характеризуя социологию как систему знаний важно  учитывать, что между классической социологией и современной социологией существует определенное различие. Классическая социология  стремилась к постижению окружающего  мира  как бы  со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и  практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от  теоретического к империческому исследованию в социологии осуществляется  с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются  определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат  описанию  и классификации. Но  надо  учитывать,     что  предмет     социологического исследования обычно имеет  достаточно сложную  структуру. Отношение человека к  труду в  качестве общего  предмета исследования включает субъективные  и объективные показатели отношения к труду, мотивы и ценностные ориентации, характеризующие отдельные типы отношения к труду и др. Но не  только  наличие объекта  и  предмета социологического  исследования  определяет существование социологии как науки. Для познания социальной реальности требуется определенная система, совокупность приемов,  процедур  и операций, с помощью   которых осуществляется социологическое исследование. Систематизированный способ достижения теоретического или практического результата решения проблем для получения  новой  информации, осознания специфики изучаемой предметной сферы  и закон о функционировании ее объектов и называется методом в социологии.                             Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур  и операций  эмпирического и теоретического познания социальной  реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования  социологией  проблемы  и  построенной теории, но и  от общей  методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы   социального познания можно  разделить на всеобщие  и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том,  что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие  принципы материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход

Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального развития.  Каждое  явление рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система фактов — положительных и отрицательных. Объективность социологических знаний предполагает, что  процесс  их  изыскания  соответствует объективной  реальности  и не  зависящим  от человека и человечества законам познания.  Объективность  научных выводов  базируется на  их доказательности, научности аргументации.   

Принцип историзма в социологии  предполагает изучение социальных проблем,  институтов, процессов в возникновении, становлении и  развитии, постижение  специфики  соответствующих  исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан  с пониманием противоречий как движущих  сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются  во взаимодействии  потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки  из прошлого  опыта  самим разработать обоснования современной политики. Используя  принцип историзма  социология имеет  возможность исследовать  внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить  уровень и направление развития и объяснить те их особенности,  которые обусловлены их  исторической связью с  другими явлениями и процессами.

Системный  подход — способ  научного познания  и практической  деятельности, при котором  отдельные  части какого-либо явления  рассматриваются  в  неразрывном  единстве  с  целым.[12,92] Системный  подход  сформировался путем  конкретизации принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во второй половине XX  в. Основным понятием системного подхода выступает система, которая обозначает  определенный материальный  или идеальный объект, рассматриваемый   как сложное  целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных  точек  зрения, системный подход предполагает выделение определенного  системообразуемого параметра,  то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между  ними, ее структуру. В виду того, что любая  система  находится в определенной среде, то системный подход должен  учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда  происходит второе требование системного подхода — учитывать, что каждая  система выступает подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как системы. Системный подход  в социологии обязательно предполагает выяснение принципов  иерархии  элементов  социальной  системы, форм  передачи информации   между  ними, способов  их влияния друг на друга. При   изучении общественного  сознания, общественного мнения. различных  социальных  общностей — классов, слоев, потребностей и  притязаний различных  социальных слоев и т. п. используются методы  анализа  документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения   и т. п. При исследовании межличностных отношений внутри  малых  групп, слоев, отношения личности к тем или иным общественным   явлениям,  жизненных  и  ценностных ориентаций  и установок личности используются методы социометрии, социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно- структурного, коррекционного анализа,  использования математики и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно сказать, что название науки «социология» (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Практическая направленность социологии выражается  в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений

Список используемой литературы

 

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1999.
  2. Елсуков А.Н. История социологии. - Минск, 1997.
  3. История социологии. Учебник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 ран Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001.
  4. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 2000.
  5. Левада Ю.А. Лекции по социологии. - М., 1999.
  6. Маркович Д. Общая социология. Ростов-на-Дону, 2001.
  7. Основы социологии: Пособие для преподавателей и студентов / Под ред. Н. Н. Целищева. Екатеринбург, 2003.
  8. Практикум по социологии / Ред. И. М. Слепенков, Н. И. Дряхлое и др. М., 2002.
  9. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Воронеж, 1999.
  10. Смелзер Нейл. Социология. М., 2004.
  11. Социология: Реферативный сборник. Сост. И. П. Яковлев. СПб., 2003.
  12. Социология: Хрестоматия / Отв. ред. О. Н. Козлова. М., 2003.
  13. Сорокин Питирим. Общедоступный учебник по социологии: Статьи разных лет. М., 2004.
  14. Социология. Словарь-справочник в 4 т. / Отв. ред. Г. В. Осипов. Т. 1-2. М., 2000; Т. 3-4. М., 2001.
  15. Ядов В. А. Размышления о предмете социологии. Социс, 2000, № 2.

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль социологии в обществе