Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:37, реферат
В современном обществе нельзя отрицать важность той роли, которую социология играет во всех областях жизни. Сфера образования не является исключением. Изучение социологических дисциплин является неотъемлемой частью формирования специалиста в любой профессиональной области.
Введение
Преподавание социологии в высшей школе.
Навыки и компетенции, приобретаемые при изучении социологии.
Применение социологических знаний умений и навыков в профессиональной деятельности.
Отношение студентов к изучению социологии.
Заключение.
Список литературы.
Основные положения
Введение
В современном обществе нельзя отрицать важность той роли, которую социология играет во всех областях жизни. Сфера образования не является исключением. Изучение социологических дисциплин является неотъемлемой частью формирования специалиста в любой профессиональной области. В условиях современного общества, в ситуации технологического взрыва, глобализации и возрастающей подвижности квалификационных характеристик не профессиональные навыки, а базовые и социальные компетенции выходят на первый план: умение личности самостоятельно выстраивать свой жизненный путь в противоречивом, постоянно меняющемся мире.
Давать высшее образование, - значит готовить молодых людей к будущей достаточно сложной работе. При этом работа, получаемая по завершении образования, должна удовлетворять как работодателя, так и работника. Работа идет успешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувство удовлетворения, если молодые работники проявляют творческое отношение к делу и самоотдачу, если они честолюбивы и притом демонстрируют командный дух. Эти качества очень важны. Ими должен обладать любой человек. Но они не могут быть по заказу или приказу вложены в молодого человека. Они должны быть развиты в процессе обучения, должно быть развито то доброе, что в зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу это - вопрос не образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности.
Сегодня существенно меняются
роль и сущность гуманитарной подготовки
в вузе. Она выступает как базовая
по отношению к профессиональной
подготовке, так как способствует
развитию личности, приобретению необходимых
качеств интеллекта, формированию культурной
толерантности и
Опыт мирового образования показывает, что развитию качеств личности способствуют именно гуманитарные дисциплины.
Преподавания социологии в высшей школе.
Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология, придя в высшую школу одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у молодежи.
Социология - относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть социология. Действенность социологии обеспечивается широким резонансом её результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни.
Преподавание социологии в вузах России начато только недавно, если не считать бурного развития социального образования в России в первые десятилетия ХХ в. В 1990-х гг. в российских университетах создано более пятидесяти факультетов и отделений социологии. Овладение основами социологических знаний стало обязательным для всех россиян, получающих любое высшее профессиональное образование, а также обучающихся в некоторых колледжах, лицеях, гимназиях и училищах. К сегодняшнему дню в России издано около ста учебников и учебных пособий по социологии.
На большинстве факультетов любого вуза социология, как правило, изучается на 2 или 3 курсе. Относясь к гуманитарному циклу, она вооружает студентов знаниями современного общества как социальной системы, значимости социального действия как основы жизни общества и индивида, роли культуры в социализации индивида. Студенты приобретают информацию о социальных процессах обществе. Знакомятся с методологией и методикой социальных исследований, методами прогнозирования и моделирования социальных процессов.
Данный цикл реализует важные функции образовательного и воспитательного характера:
Во-первых, развитие: личностных качеств, творческой индивидуальности, ценностных ориентаций, эстетического вкуса и гармонии.
Во-вторых, обучение: культуре жизни, правилам взаимоотношений с людьми и природой, правильному отношению к своему здоровью и здоровью других, минимально необходимым юридическим знаниям, знаниям в области этики, эстетики, экологии, экономики, политики и социологии.
В-третьих, помощь в приобретении:
общекультурного и
Использование проблемной постановки вопросов лекционного курса позволяет привлечь студентов к активному участию в решении обозначенных проблем. Однако пути и формы приобретения социологических знаний все больше смещаются, во-первых, в сторону увеличения доли самостоятельной работы студентов, во-вторых, в сторону все большего уяснения, понимания приобретаемых знаний, личностной ориентации в нем, умения экстраполировать на себя («как действовать со знанием дела?», «Как быть?», т.е. какие на какие ценности следует полагаться, какую позицию занимать?).
Навыки и компетенции, приобретаемые при изучении социологии.
Следовательно, изучение социологии направлено на осмысленное восприятие теоретических знаний, их соотнесения с реальной практикой в целях оптимальной ориентации в социальном окружении, развития и совершенствования личностного интеллектуального и общекультурного потенциала.
Особое место в формировании
компетенций студентов при
Таким образом, изучение социологии
направлено, прежде всего, на формирование
и развитие общекультурных компетенций.
Вместе с тем закладываются
В принципе любая тема курса
социологии, обсуждаемая на семинарах
путем использования активных методических
приемов («деловые игры», коллективное
решение реально существующих проблем
социального развитие, имитации переговорного
процесса, анализ конкретного конфликта
и др.), направлена на формирование у
студентов способности к
Применение социологических знаний умений и навыков в профессиональной деятельности.
Всегда есть соблазн готовить специалиста узкого профиля - меньше затраты. В результате страдает не только дело, но обкрадывается сам человек, ведь хорошая гуманитарная, общекультурная подготовка дает возможность вести полноценную жизнь. Известно, что в американских университетах на гуманитарные и социальные науки отводится от четверти до трети учебного времени даже на технических факультетах.
Необходимо заметить, что когда в 18-20 лет молодой человек изучает математику, биологию, информатику, он еще не знает, что в 40-45 лет ему больше потребуются психология, право, социология. В этом возрасте хороший специалист уже руководитель, отец семейства, общественный или политический деятель, а также выполняет и другие социальные роли, где в первую очередь требуются культура, психология, наука управления.
В существующей
системе образования в последние
годы обострились социальные проблемы.
Предкризисное состояние
Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет стать лидером, руководителем не по выслуге лет и по форме, а по сути дела, выпускник университета должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, наук социальных.
Специалист высокой
квалификации нового столетия должен
точно понимать смысл происходящих
в обществе событий, специфику
этого общества, особенности индивидуально-
Гуманитарная подготовленность личности к жизни и деятельности в социуме позволяет развивать гуманитарные устремления с использованием технологических достижений и достижений естественно-ориентированных отраслей науки. При этом дезориентированность обучаемых относительно человеческой ценности профессионального образования сводит к минимуму гуманистический аспект подготовки профессионально образованной личности.
Суть «гуманитарного ядра»
– это систематизированная
Гуманитарная подготовка, включенная в программу профессионального технического образования, должна привести к профессиональной подготовленности студента, обеспечивающей, в частности, осознанную коррекцию целей и мотивов получения именно этого образования.
В Америке Национальной ассоциацией колледжей регулярно проводятся исследования для выяснения наиболее важных качеств современного специалиста с точки зрения работодателей. В 2001 году список десяти самых важных качеств включал: навыки эффективного общения (как устного, так и письменного), честность, навыки работы в коллективе, умение налаживать межличностные отношения, мотивированность и инициативность, развитую профессиональную этику, аналитические навыки, гибкость и адаптируемость, навыки работы с компьютером, уверенность в себе. Как видим, в понятие профессионализма включаются не только технологические знания и навыки, но прежде всего социальные и личностные компетенции.
Американская ассоциация университетского образования опубликовала рекомендации по преподаванию в университетах, назвав в числе важнейших задач формирование таких качеств как умения принимать решения с учетом социального контекста, оценивать риски и минимизировать опасные последствия, организовывать эффективную командную работу, отвечать за широкий спектр задач от постановки проблемы до создания устройства и его внедрения, оказывать консультативные и обучающие услуги.
Отношение студентов к изучению социологии
Исследования показали, что гуманитарная
подготовленность студентов технических
специальностей является необходимым
условием достижения профессионализма,
профессиональной, а также личностной
успешности в целом, разумеется, лишь
при условии определенного каче
Социологические исследования,
проведенные в ряде университетов
показывают, что подавляющее количество студентов понимают
значимость данных дисциплин в становлении
профессионализма и компетентности, в
формировании нравственности и духовности,
гражданских качеств. Многие из них подчеркнули
необходимость увеличения
Инициативной рабочей
группой Межвузовского центра по
информационному обеспечению
Информация о работе Роль социологии в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием