Роль социологии в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

В современном обществе нельзя отрицать важность той роли, которую социология играет во всех областях жизни. Сфера образования не является исключением. Изучение социологических дисциплин является неотъемлемой частью формирования специалиста в любой профессиональной области.

Содержание работы

Введение
Преподавание социологии в высшей школе.
Навыки и компетенции, приобретаемые при изучении социологии.
Применение социологических знаний умений и навыков в профессиональной деятельности.
Отношение студентов к изучению социологии.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по половневу.docx

— 51.26 Кб (Скачать файл)

 

Основные положения 

 

 

 

  • Введение 
  • Преподавание социологии в высшей школе.
  • Навыки и компетенции, приобретаемые при изучении социологии.
  • Применение социологических знаний умений и навыков в профессиональной деятельности.
  • Отношение студентов к изучению социологии.
  • Заключение.
  • Список литературы.  

Введение

 

В современном обществе нельзя отрицать важность той роли, которую  социология играет во всех областях жизни. Сфера образования не является исключением. Изучение социологических дисциплин является неотъемлемой частью формирования специалиста в любой профессиональной области. В условиях современного общества, в ситуации технологического взрыва, глобализации и возрастающей подвижности квалификационных характеристик не профессиональные навыки, а базовые и социальные компетенции выходят на первый план: умение личности самостоятельно выстраивать свой жизненный путь в противоречивом, постоянно меняющемся мире.

Давать высшее образование, -  значит готовить молодых  людей  к  будущей  достаточно  сложной  работе.  При  этом работа, получаемая  по  завершении  образования,  должна  удовлетворять  как работодателя, так и работника.       Работа идет успешно, и все стороны  взаимодействия  испытывают  чувство  удовлетворения, если молодые  работники  проявляют  творческое  отношение  к делу и самоотдачу, если они  честолюбивы  и  притом  демонстрируют  командный дух. Эти качества очень  важны. Ими должен обладать любой  человек. Но они  не могут быть по заказу или приказу вложены в  молодого  человека.  Они  должны быть развиты в процессе обучения, должно  быть  развито  то  доброе,  что  в зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу это - вопрос  не образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности.

Сегодня существенно меняются роль и сущность гуманитарной подготовки в вузе. Она выступает как базовая  по отношению к профессиональной подготовке, так как способствует развитию личности, приобретению необходимых  качеств интеллекта, формированию культурной толерантности и общечеловеческой этики.

Опыт мирового образования показывает, что развитию качеств личности способствуют именно гуманитарные дисциплины.

 

Преподавания социологии в высшей школе.

Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел  в  начале 90-х годов. Социология, придя в высшую  школу   одной из  самостоятельных отраслей  знаний,  быстро  приобретает авторитет и вызывает   интерес   у молодежи.      

Социология - относительно молодая наука, но  за  короткий  период  она добилась признания  на  Западе  и  начинает  пробивать  дорогу  на  Востоке. Действительно  ни  одна  социальная  наука  не  может  сравниться  с  ней  по оперативности  исследования,  различных  сфер  жизни   людей,   развития   и формирования общества, общественных  отношений,  требующих  всестороннего  и глубокого изучения.  Ответы  на  вопросы  о  насущном  бытии,  о  глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере  знаний,  которая  может  компетентно  помочь  разобраться,  и  такой  сферой  знаний  и   есть социология.       Действенность  социологии   обеспечивается   широким   резонансом   её результатов, понятным объяснением  актуальных  проблем  повседневной  жизни.

Преподавание социологии в вузах России начато только недавно, если не считать бурного развития социального образования в  России  в первые десятилетия ХХ в. В 1990-х  гг.  в  российских  университетах  создано более пятидесяти факультетов  и  отделений  социологии.  Овладение  основами социологических знаний  стало  обязательным  для  всех  россиян,  получающих любое высшее профессиональное образование, а также  обучающихся  в  некоторых колледжах, лицеях, гимназиях и училищах.       К сегодняшнему дню в России  издано  около  ста  учебников  и  учебных пособий по социологии.

На большинстве факультетов  любого вуза социология, как правило, изучается на 2 или 3 курсе. Относясь к гуманитарному циклу, она вооружает  студентов знаниями современного общества как социальной системы, значимости социального действия как основы жизни общества и индивида, роли культуры в социализации индивида. Студенты приобретают информацию о  социальных процессах обществе. Знакомятся с методологией и методикой социальных исследований, методами прогнозирования  и моделирования социальных процессов.

Данный цикл реализует  важные функции образовательного и  воспитательного характера:

Во-первых, развитие: личностных качеств, творческой индивидуальности, ценностных ориентаций, эстетического вкуса и гармонии.

Во-вторых, обучение: культуре жизни, правилам взаимоотношений с людьми и природой, правильному отношению к своему здоровью и здоровью других, минимально необходимым юридическим знаниям, знаниям в области этики, эстетики, экологии, экономики, политики и социологии.

В-третьих, помощь в приобретении: общекультурного и профессионального  роста личности

Использование проблемной постановки вопросов лекционного курса позволяет  привлечь студентов к активному  участию в решении обозначенных проблем. Однако пути и формы приобретения социологических знаний все больше смещаются, во-первых, в сторону увеличения доли самостоятельной работы студентов, во-вторых, в сторону все большего уяснения, понимания приобретаемых  знаний, личностной ориентации в нем, умения экстраполировать на себя («как действовать со знанием дела?», «Как быть?», т.е. какие на какие ценности следует полагаться, какую позицию  занимать?).

 

Навыки и компетенции, приобретаемые при изучении социологии.

Следовательно, изучение социологии направлено на осмысленное восприятие теоретических знаний, их соотнесения  с реальной практикой в целях  оптимальной ориентации в социальном окружении, развития и совершенствования  личностного интеллектуального  и общекультурного потенциала.

Особое место в формировании компетенций студентов при изучении социологии, принадлежит семинарским  занятиям по этой дисциплине. Главной  целью каждого из них становится сегодня формирование и развитие у студентов умений и навыков  использования усвоенных знаний в конкретных ситуациях. В связи  с этим повышается роль использования  различных методических приемов  активизации познавательной деятельности студентов. Прежде всего, это может  быть доклад по самостоятельно выбранной  теме курса, но подготовленный в соответствии с общими требованиями: обоснования  актуальности темы, уровня ее научной  проработки, собственного видения темы, проблем и путей их решения. Новым  требованием служит наличие у  докладчика презентации доклада. Учет этих требований побуждает студента к самостоятельному осмыслению содержания темы, целенаправленному отбору наиболее важного и интересного материала.

Таким образом, изучение социологии направлено, прежде всего, на формирование и развитие общекультурных компетенций. Вместе с тем закладываются профессиональные компетенции, необходимые для выпускника любой специальности и профиля  вуза: способность оформлять результаты своей работы в виде отчетов, рефератов, тезисов докладов для публикации. Участие в «Круглых столах», дискуссиях на конференции, на семинарах формирует  готовность к публичному выступлению.

В принципе любая тема курса  социологии, обсуждаемая на семинарах  путем использования активных методических приемов («деловые игры», коллективное решение реально существующих проблем  социального развитие, имитации переговорного  процесса, анализ конкретного конфликта  и др.), направлена на формирование у  студентов способности к аналитическому исследованию проблем социальной жизни, к применению различных теоретико-методологических подходов, использованию междисциплинарных  знаний. Закрепляются и развиваются  навыки поиска и отбора подлинно научных  знаний с помощью базы данных Интернета.

 

Применение социологических  знаний умений и навыков в профессиональной деятельности.

 

Всегда  есть  соблазн  готовить специалиста узкого профиля - меньше затраты. В результате страдает  не  только  дело,  но  обкрадывается  сам человек,  ведь  хорошая   гуманитарная,   общекультурная   подготовка   дает возможность вести полноценную жизнь. Известно,  что  в  американских  университетах   на   гуманитарные   и социальные науки отводится от четверти до трети  учебного  времени  даже  на технических факультетах.

Необходимо заметить, что когда в 18-20  лет молодой человек изучает математику, биологию, информатику, он еще не знает,  что в 40-45  лет ему больше потребуются психология, право, социология. В этом  возрасте  хороший специалист уже руководитель, отец семейства, общественный  или политический деятель, а также выполняет и другие социальные роли, где в первую  очередь требуются культура, психология, наука управления.

В  существующей  системе  образования  в  последние  годы  обострились социальные проблемы. Предкризисное состояние экономики  в стране сказалось  и на системе  образования.       Уравниловка  в оплате труда  оказывало  разрушительное  воздействие  не только на экономику, но и на мораль и на  поступки  людей.  Человек  лишался добросовестного  и  творческого   труда,   дисциплины,   терял   интерес   к квалификации. Порождение   теневой   экономики,   нарушение   принципов   социальной справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества. Поскольку современный специалист должен быть  подготовлен  так,  чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки  и  технологии,  его образование должно воспитывать в нем  способность  как  к  интеллектуальному творчеству,  так  и  к  интеллектуально  активному   восприятию   сделанного другими.

Чтобы  через  десять  -  пятнадцать  -  двадцать  лет  стать  лидером, руководителем  не по выслуге лет и  по  форме,  а  по  сути  дела,  выпускник  университета должен быть фундаментально образован в гуманитарной области,  в области наук о человеке, наук социальных.

Специалист высокой  квалификации нового столетия должен точно понимать смысл происходящих в обществе событий,  специфику  этого  общества, особенности индивидуально-личностной субъектности различных типов и видов. Он должен уметь пользоваться средствами социального анализа, быть  способным анализировать социальную  информацию,  полученную  другими исследователями. При этом необходимо постоянно учитывать темп и направленность  происходящих изменений в развитии человека, социальных групп, общества в целом,  скорость старения информации. Cложность преобразований, происходящих в современном обществе, требует глубоких знаний о механизмах функционирования социальной системы, того как наши действия структурируют и формируют социальный мир.

Гуманитарная подготовленность личности к жизни и деятельности в социуме позволяет развивать гуманитарные устремления с использованием технологических достижений и достижений естественно-ориентированных отраслей науки. При этом дезориентированность обучаемых относительно человеческой ценности профессионального образования сводит к минимуму гуманистический аспект подготовки профессионально образованной личности.

Суть «гуманитарного ядра»  – это систематизированная совокупность знаний о «феномене человека», о  его мышлении, социальных взаимодействиях, об отношении его к миру и творческих возможностях, в том числе направленных на познание и изменение мира.

Гуманитарная подготовка, включенная в программу профессионального  технического образования, должна привести к профессиональной подготовленности студента, обеспечивающей, в частности, осознанную коррекцию целей и  мотивов получения именно этого  образования.

В Америке Национальной ассоциацией  колледжей регулярно проводятся исследования для выяснения наиболее важных качеств современного специалиста  с точки зрения работодателей. В 2001 году список десяти самых важных качеств включал: навыки эффективного общения (как устного, так и письменного), честность, навыки работы в коллективе, умение налаживать межличностные отношения, мотивированность и инициативность,  развитую профессиональную этику,  аналитические навыки, гибкость и адаптируемость, навыки работы с компьютером, уверенность в себе. Как видим, в понятие профессионализма включаются не только технологические знания и навыки, но прежде всего социальные и личностные компетенции.

Американская ассоциация университетского образования опубликовала рекомендации по преподаванию в университетах, назвав в числе важнейших задач  формирование таких качеств как  умения принимать решения с учетом социального контекста, оценивать  риски и минимизировать опасные  последствия, организовывать эффективную  командную  работу, отвечать за широкий  спектр задач от постановки проблемы  до создания устройства и его внедрения, оказывать консультативные и  обучающие услуги.

Отношение студентов к изучению социологии

 

Исследования показали, что гуманитарная подготовленность студентов технических  специальностей является необходимым  условием достижения профессионализма, профессиональной, а также личностной успешности в целом, разумеется, лишь при условии определенного качества этой подготовленности.

 

Социологические исследования, проведенные в ряде  университетов  показывают, что подавляющее количество студентов понимают значимость данных дисциплин в становлении профессионализма и компетентности, в формировании нравственности и духовности, гражданских качеств. Многие из них подчеркнули необходимость увеличения объема часов по данному блоку дисциплин.

Инициативной рабочей  группой Межвузовского центра по информационному обеспечению гуманитарного  образования Министерства образования  и науки РФ при РГГУ на базе межвузовских центров гуманитарного образования  был проведен мониторинг мнений образовательного сообщества относительно потребностей в гуманитарных компетенциях и возможностей их приобретения в вузе: как сообщество осмысляет актуальные потребности в гуманитарных знаниях и умениях; как оценивает степень удовлетворения этих образовательных потребностей циклом социо-гуманитарных дисциплин и какие изменения в структуре данного цикла считает желательными и оправданными? В качестве целевой аудитории была выбрана наиболее практико-ориентированная часть сообщества, непосредственно вовлеченная во взаимодействие с дисциплинами социо-гуманитарного цикла в своей учебной и профессиональной деятельности (студенты и преподаватели вузов). Всего было опрошено 4500 респондентов (свыше 4000 студентов и 500 преподавателей в 28 вузах, находящихся в 7 федеральных округах).

Информация о работе Роль социологии в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием