Роль телевидения в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 01:27, реферат

Описание работы

Однако телеаудитория — не просто механическое множество индивидов, выделенное по некоторому формальному набору признаков. Телеаудитория — это некая макроцелостность. Всякий раз есть нечто, объединяющее телезрителей, — образ жизни, общность языка, культуры, ценностные ориентации, профессиональные интересы, социальные проблемы и т.д. Только, к сожалению, это нечто далеко не всегда поддается осмыслению и описанию. Из данной посылки вытекает, что телеаудитория как макроцелостность должна подчиняться специфическим законам, присущим ей и только ей. Отсюда же следует, что она должна иметь и некоторую структуру. «Элементарная частица» этой структуры — телезритель. Через телевидение он включен в процесс массовой коммуникации, одновременно участвуя и в микрокоммуникационных взаимодействиях

Файлы: 1 файл

Однако телеаудитория.docx

— 23.49 Кб (Скачать файл)

Однако телеаудитория  — не просто механическое множество  индивидов, выделенное по некоторому формальному  набору признаков. Телеаудитория —  это некая макроцелостность. Всякий раз есть нечто, объединяющее телезрителей, — образ жизни, общность языка, культуры, ценностные ориентации, профессиональные интересы, социальные проблемы и т.д. Только, к сожалению, это нечто далеко не всегда поддается осмыслению и описанию. Из данной посылки вытекает, что телеаудитория как макроцелостность должна подчиняться специфическим законам, присущим ей и только ей. Отсюда же следует, что она должна иметь и некоторую структуру. «Элементарная частица» этой структуры — телезритель. Через телевидение он включен в процесс массовой коммуникации, одновременно участвуя и в микрокоммуникационных взаимодействиях. А они, как показали еще И. Кац и П. Лазарсфельд, оказывают сильнейшее влияние на макрокоммуникационные процессы. Представление о телеаудитории как о разрозненной, внутренне не связанной совокупности индивидов, которое было характерно для эпохи становления телевещания, оказалось слишком упрощенным.

Следовательно, к  телеаудитории применимы принципы системного подхода. Телеаудитория  как целостность является подсистемой  в системе более высокого уровня (например, по отношению ко всему  населению или по отношению к  телевидению в целом как социально-культурному  феномену). В то же время можно  говорить об общей и частной телевизионной  аудитории, вторая из которых образует подсистему относительно первой. На формальном уровне частные телевизионные аудитории  выделяются путем дифференциации параметрических  границ общей телевизионной аудитории.

Телевизионный просмотр можно представить как своего рода социальную роль — индивид  в роли телезрителя. Тогда имеет  смысл говорить о функциях, присущих данной роли, и рассматривать общие  функциональные (ролевые) закономерности телевизионной аудитории.

Переход индивида в  роль телезрителя требует особого  исследовательского внимания. И хотя такой переход неоднократно рассматривался (обычно на уровне изучения мотивов  телевизионного просмотра), многое остается неясным. Ясно лишь, что следует различать  собственно факт включения телевизора, факт телевизионного просмотра и факт целенаправленного обращения к конкретной телепрограмме на конкретном канале. Причем эти три факта могут быть вызваны различными мотивами. Более того, возможны и изменения мотивов в процессе перехода в роль телезрителя: человек включает телевизор под влиянием одних мотивов; на экране он видит что-то, что меняет мотивацию — он переходит на другой, на третий, на четвертый канал и наталкивается на что-то, вызывающее уже новые мотивационные ориентации. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что телеаудитория — динамическая система, в которой на микроуровне с высокой скоростью непрерывно происходят изменения. На уровне специальной социологической теории это понятие определяет положение масс в системе массовой информации и пропаганды. «Издатель», «журналист», «аудитория» - понятия, описывающие функции, роли, место различных социальных субъектов в системе. Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы, прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия. В системе массовой информации действуют институты, за которыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназначена эта информация, - с другой. Так складываются функциональные отношениямежду участниками - издателем, журналистом, аудиторией. С другой стороны, система массовой информации и пропаганды рассчитана на индивидуальное потребление, «с доставкой на дом». Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом (а также социально-территориальных и профессиональных общностей) с личностью. Средства массовой информации апеллируют к личности в совокупности её социальных ролей - как к гражданину и семьянину, представителю народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику народно-хозяйственной отрасли и т. д. В целом содержание массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность. Поэтому журналистика, ее практические задачи оказались так близки к конкретной социологии, также изучающей личность в совокупности ее социальных ролей. Есть часть информации и вовсе рассчитанная сразу на все - на «среднего» представителя аудитории. Такова значительная часть информационных разделов и программ телевидения. Существуют материалы, которые путем сочетания различных аспектов проблемы, аргументов, иллюстрации и т. п. также рассчитываются на максимально широкую аудиторию. Таково большинство развлекательных и познавательных передач телевидения, информационные программы радио и телевидения. Четкое осознание границ расчетной аудитории - важнейшая задача практического программирования деятельности массовой информации. Оно может идти по принципу «слоеного пирога» (придание передаче черт, привлекательных для разных слоев аудитории) и путем дифференциации программ. Переходя от общего представления об аудитории к конкретно-социологическому уровню, следует конкретизировать терминологию, принятую в практике медиаисследований. Потенциальной аудиторией телеканала называется все население, проживающее в тех населенных пунктах, где существует техническая возможность приема того или иного телеканала. Размеры потенциальной аудитории меняются в зависимости от количества и типа телеприемников, а также от диапазона вещания телеканалов.

Телезритель - это  человек, который находится в  комнате с включенным телевизором.

Исследования телеаудитории - это выборочные исследования, в  результате которых появляются статистические данные о количестве зрителей телеканала среди определенной группы населения  в некоторый период времени в  течение отдельной передачи. Измерение  аудитории - это исследования, обеспечивающие получение статистических оценок телеаудитории  по фактическим замерам для определенного  календарного периода. На практике измерение  аудитории осуществляется тем или  иным методом опроса населения, т.е. используются методы обращения с  вопросами к населению в целом  или к определенной группе людей  для получения как фактической  информации (смотрел не смотрел и.т.д.), так и субъективной - мнений, оценок, предпочтений и др. Для аудитории телевидения характерна черта, которую можно определить как устойчивость, поскольку работа телеканалов рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому способствует система распространения информации: покупка телеприемников, подключение к определенному средству телевещания, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию. Данные ряда исследований позволяют предположить, что статистическая граница аудитории и не аудитории (реальной аудитории и не аудитории) телевидения пролегает между следующими мерами регулярности обращения «несколько раз в неделю» и «один раз в неделю» (т.е. если уж люди пользуются данным средством массовой информации, то делают это не реже одного раза в неделю, а чаще всего - несколько раз в неделю). Соотношение потенциальной и реальной аудитории, аудитории и не аудитории, регулярной и нерегулярной аудитории относятся к числу показателей эффективности СМИ. Причем такие показатели следует рассматривать как базовые или как условие для достижения всех других, которые не могут быть получены без контакта с аудиторией, и, прежде всего, аудиторией расчетной. Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления дифференциации информации внутри системы СМИ. В аудитории многих программ телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается особый акцент. Вообще у большинства материалов есть двойной адресат, точнее, в их аудитории есть две группы: одна, для которой данное сообщение несет информацию, связанную с профессионально - должностной или общественно-политической ролью, другая - для которой содержание сообщения таким образом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, у программ и циклов передач в целом есть «свой» зритель. Массовые программы должны рассчитывать свои выступления на обе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда - те, что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ - устанавливать связи между специалистами и неспециалистами, производителями и потребителями, обслуживающими и их клиентами и т. д. Однако специализированная аудитория «имеет право» и на особое внимание какого-то издания или программы. Таким образом, в отношении аудитории к СМИ сочетается общее и особенное, что и позволяет выделять в ней при исследовании разные группы.

Характеристики  аудитории не исчерпываются внешне проявляющимися факторами поведения: выбором того или иного источника, того или иного материала, длительностью  пользования телевизором и т. д. За внешне одинаковыми поведенческими актами стоят разные потребности, интересы, ожидания. С другой стороны, одни и  те же потребности, интересы, ожидания по-разному проявляются в поведении аудитории. Среди связей (отношений) аудитории с другими участниками системы информации можно выделить связи объективные и субъективные. К первым относятся те из них, что проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор источников информации, контакты с «журналистом». Ко вторым - интересы и мнения, представления и требования и многие другие формы внутреннего отношения аудитории. Для задач конкретного анализа отношения аудитории к массовой информации может быть представлена система уровней отношения, выстроенных «по линии потребления», выбора массовой информации (то же может быть сделано и по линии участия аудитории в производстве информации).

  1. Включенность в систему массовой информации, выбор средств (газеты, журналы, радио, телевидение), использование «наборов» средств.
  2. Выбор источников информации в рамках отдельных средств (центральные и местные каналы), использование «наборов» источников.
  3. Выбор отдельных сообщений (передач) в объеме материалов, поставляемых данным источником информации.
  4. Избирательное восприятие (запоминание, усвоение, оценка) материала и его частей.
  5. Актуализация (последействие) информации в сознании и поведении потребителя информации.

В совокупности аудитория  телевидения составляет миллионы, у  экрана обычно собирается небольшая, чаще всего семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в  домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены  для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях (в  том числе в дороге и даже на работе), если прослушивание радиопередач также может проходить в самых  разных условиях и преимущественно  индивидуально, то телевидение (родственное  по своим аудиовизуальным характеристикам  кино и театру -видам искусства, издавна сложившимся как коллективные зрелища) требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне доверительности. В то же время это не исключает трансляции из больших залов с показом больших групп зрителей, когда характер общения с аудиторией оказывается иным, близким по типу к «митингу миллионов».

Массовая аудитория  обращается к телевидению преимущественно  в свободное время, чаще всего  вечером после рабочего дня или  в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем  увлекательности, со способностью «вписать»  передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню. «Принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для  зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

Теоретически принято  считать, что основными функциями  и задачами телевидения являются: информирование населения о событиях в стране и мире (информационная функция); просвещение населения, популяризация  знаний и распространение культуры (культурно-просветительская); организация  досуга и обеспечение отдыха, эмоциональной  разрядки, развлечения (досугово-развлекательная, рекреационная); воспитание гражданских  убеждений и взглядов населения (воспитательная); сплочение общества, мобилизация населения на решение  государственных задач (функция  социальной интеграции и политической мобилизации). Так или иначе, все эти задачи телевидение выполняет в любом обществе, важна – иерархия. Так, основными функциями советского ТВ были: информационная, воспитательная (идеологическая), культурно-просветительская. Развлекательная, которую предпочитали называть функцией организации досуга населения, присутствовала как дополнительная, не основная.

Сегодня мы имеем  другое телевидение, выросло другое поколение, но иерархия функций осталась прежней. Основными задачами телевидения  в сознании людей по-прежнему остаются информирование, просвещение и воспитание населения. Развлекательная функция, как и раньше, считается (во всяком случае, декларируется) как дополнительная, не основная.


Информация о работе Роль телевидения в жизни человека