Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 19:36, реферат
Все мы понимаем, что никакое человеческое общество не сможет существовать и развиваться, если в нем будет принижен или совершенно отсутствовать женский пол. Положение женщин – это как лакмусовая бумажка отражает действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно показывает насколько развито у ее членов принципы гуманизма, равенства и милосердия. Именно поэтому вопрос о предназначении женщины в мире является чрезвычайно важным и актуальным.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Основная часть
Женщина - творение Всевышнего ………………………………………4
Роль женщины в истории…………………………………………...... 5-6
Предназначение в современном мире…………………………………... 7
Исследование по вопросу «социальная роль женщины» ....………. 8-10
Заключение……………………………………………………………………… 11
Список использованной литературы ..…………………………………………12
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при президенте Российской Федерации
Кафедра Государственного управления экономикой
Реферат
на тему:
Роль женщины в обществе:
От прошлого к настоящему
Выполнила:
Студентка группы ОБ14-23
Плигина Алина Евгеньевна
Москва
2015г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………. 3
Основная часть
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ..…………………………………………12
Введение
Все мы понимаем, что никакое человеческое общество не сможет существовать и развиваться, если в нем будет принижен или совершенно отсутствовать женский пол. Положение женщин – это как лакмусовая бумажка отражает действительную степень цивилизованности той или иной социальной или же религиозной общности, а также безошибочно показывает насколько развито у ее членов принципы гуманизма, равенства и милосердия. Именно поэтому вопрос о предназначении женщины в мире является чрезвычайно важным и актуальным.
Природа
предоставила женщинам
3
Основная часть
Жена первого человека
Адама, называлась именем «Ева».
Такое имя она получила от
своего мужа и, что особенно
важно, не с самого начала, а
значительно позднее, после грехопадения
первых людей и даже после
божественного суда над ними.
Выслушав строгий божественный
приговор о всеобщности и
В приведенной библейской глоссе дан ключ к пониманию имени «Ева». Действительно, слово «Наvvа» происходит от евр. глагола hajja — «жить» и означает «жизнь» (χωἡ — греч.) или, точнее, «источник жизни» «производительница жизни».
Первая жена, первая женщина была сотворена из ребра Адама. Вот как это описывается в Библии: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».
Так же особенно знаменателен сам факт создания жены из ребра мужа, служащий основой для целого ряда важных и великих истин. На нем, как на втором своем основании (первое — творение Адама), утверждается, прежде всего, истина единства человеческого рода: жена, созданная из существа первого человека, была первым наглядным примером того, что все люди произошли от одного человека. Во-вторых, создание жены из ребра мужа указывало на физиологическое и вместе духовно-нравственное основание для их теснейшего союза, в частности для того взаимного тяготения двух полов друг к другу, которое обыкновенно называется любовью. Наконец, заключительный акт создания первой жены — приведение ее Богом к Адаму и исповедание последнего по этому поводу являются главнейшим библейским базисом для таинства брака, на который впоследствии указал и сам Христос Спаситель.
Таким образом, женщина с самых давних времен играет главную и значительную роль, ведь Она – производительница и источник жизни!
4
В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последняя занимала такое же подчиненное положение, как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют о том времени, когда женщина играла ведущую роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаем из преданий и мифов, сохранившихся и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространен миф о женщине-ведьме, и множество женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашел отражение в творчестве ряда крупных писателей В Стране Советов господствовал миф о суперженщине: женщине-матери, работнице и общественной деятельнице одновременно. Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и
поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительное и подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б.Фридан объяснила этот парадокс так: «Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше ее декорируют бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту»
Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни «лишних» дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели
лишь как на безмолвных домохозяек. В большинстве государств Древней Греции женщины были привязаны к дому, им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они не могли принимать участия в управлении городом, наследовать собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам не разрешалось даже покупать вещи, стоимость которых превышала определенную сумму. В течение всей жизни женщина подчинялась родственникам по мужской линии — сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну.
В средние века, во времена рыцарства, существовал культ Прекрасной дамы, а положение самой женщины было бесправным. Или обратимся к истории Франции периода абсолютизма. Вот что писал Э. Фукс: «Век господства женщины никогда не бывает веком истинного возвышения женщины, а, напротив, ее глубочайшего унижения. Культ женщины, подобный тому, который господствовал в 18 веке, мог установиться
5
только при условии такого унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли рядом не как равноправные личности, а ведь только в таком равноправии коренится истинное возвышение женщины»
Но положение женщины со временем стало меняться и именно в 20 веке одним из главных достижений стала совершенно новая роль женщины в мире. Из пассивной страдалицы, подчиненной мужчине и условностям морали и света, женщина нового времени превратилась в героиню, которая умело управляет своей судьбой. Собственно и первые женские коммунистические демонстрации, положившие начало празднику Восьмого марта, тоже состоялись в двадцатом веке. Женщины-легенды, перевернувшие моду, музыку, политику, кино становятся неисчерпаемым материалом для трудов биографов, загадками, приблизиться к которым удается очень и очень немногим.
6
Свободны ли мы от стереотипов по отношению к женщине в наше время? Об этом можно судить по тому, как мы относимся к определению женщины, к ее социальной роли и социальному статусу. Мы живем в просвещенную эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют право голоса и доступ к образованию. Однако, положение женщин во многом остается двойственным. Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» стороной его. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют всем известные стереотипы, т. е. устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе, а что нет. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства между мужчиной и женщиной. Перечислю некоторые из наиболее распространенных стереотипов:
Таким образом, относительно социальной роли женщины существуют два подхода: патриархальный (подчиненное положение женщины, сфера деятельности ее ограничена домом и семьей, жесткое иерархическое разделение мужских и женских ролей) и эгалитарный (равные права и возможности жизненного выбора для женщин и мужчин). Последний подход также говорит о том, что семья, дети не должны ассоциироваться только с женщиной, а карьера — только с мужчиной. Хотя во всех книгах, статьях и вообще по жизненному опыту мы привыкли видеть, что слову «женщина» сопутствует слово «семья». И крайне редки публикации под названием «Мужчина и семья», так как в общественном сознании прочно укоренились стереотипы «семья и женщина», «мужчина и карьера». В результате мы получаем издержки женского воспитания детей и другие проблемы. Поэтому общественное мнение при обсуждении таких вопросов, как современный кризис семьи, разводы, брошенные дети, более нетерпимо и склонно обвинять женщин, хотя мужчины несут равную ответственность за возникновение подобных проблем.
7
Распределение ответов на вопрос |
«Что для вас важнее всего?» ( % ) | ||
Варианты ответов | |||
Категории опрошенных |
Работа и карьера |
семья |
Работа и семья |
Все мужчины |
13 |
10 |
77 |
Все женщины |
5 |
26 |
69 |
Мужчины-руководители |
16 |
7 |
77 |
Женщины- руководители |
11 |
13 |
76 |
Мужчины-рабочие |
9 |
11 |
80 |
Женщины-рабочие |
4 |
21 |
75 |
Мужчины, занятые в сфере просвещения, образования, культуры |
14 |
9 |
77 |
Женщины, занятые в сфере просвещения, образования, культуры |
2 |
26 |
72 |
Мужчины – предприниматели |
14 |
9 |
77 |
Женщины - предприниматели |
10 |
16 |
74 |
Мужчины ИТР |
11 |
7 |
82 |
Женщины ИТР |
4 |
36 |
60 |
По данным польского исследования, проведенного в 70-е годы по вопросу о социальной роли женщины, 36% респондентов отводили женщине традиционную роль жены и матери. Большинство ответивших мужчин и женщин полагали, что воспитание детей и забота о них входят исключительно в компетенцию матери. А по данным томского опроса, половина мужчин (54%) и 70% женщин считают, что не только женщина, но оба родителя должны заниматься воспитанием детей.
8
Конечно, когда мы приводим результаты опроса в Польше, то должны принимать во внимание, что не можем сравнивать их с результатами томского опроса напрямую: разное время, разные страны. Но принять «информацию к размышлению» мы, безусловно, можем, как можем и поразмышлять над тем, усиливается или ослабевает сегодня влияние традиционных полоролевых стереотипов. Исследователь Й. Блумсма из Амстердамского университета, проводившая опросы в нашей стране в 1986—1991 годы, считает, что в России наблюдается тенденция перехода к традиционному разделению труда, когда мужчина зарабатывает деньги, а жена занимается семьей и семейными делами.
Этот вопрос, конечно, сложный и неоднозначный. С одной стороны, такая тенденция действительно фиксируется исследователями. В конце 80-х годов опросы в нашей стране показывали, что только 3,5% женщин оставили бы свою работу, если бы их мужья зарабатывали достаточно, чтобы содержать семью. В 1991 году, по данным опроса Блумсма, 7,4% женщин высказывали такое желание. Опрос весной 1995 года показал, что уже 19% опрошенных женщин в подобном случае хотели бы стать домохозяйками. Причем на желание женщин оставить работу повлияли такие факторы, как род занятий, образование; наличие детей на подобном выборе не сказалось. Так, среди женщин-руководителей 7% стали бы домохозяйками, среди женщин, занятых бизнесом, — 10%, среди женщин-ИТР и работающих в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, науки — соответственно, 10% и 12%, а среди женщин-рабочих — 30%.
С другой стороны, в условиях экономического кризиса, падения жизненного уровня подавляющего числа россиян женщины вынуждены работать, и работа является важной жизненной ценностью наряду с традиционной для них ценностью — семьей (впрочем, как и для мужчин, что подтвердили результаты опроса в Томске). Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее всего?». Ответы отражены в таблице, данной выше. Таким образом, мы видим, что в настоящее время для большинства женщин (69%) и мужчин (77%) приоритетными остаются одновременно работа и семья. Работа для большинства женщин сегодня необходима, в том числе и с точки зрения материальной, хотя в России существуют объективные условия, оказывающие влияние на возрождение традиционных взглядов. На этот процесс влияет усталость в обществе от «эмансипации», накопившаяся за время социалистического периода истории нашего государства, когда эмансипация была идеологическим инструментом для индустриализации молодой страны, а экономика нуждалась в дешевой рабочей силе. Наверное, многие еще помнят слова из песни: «А ну-ка, девушки, а ну, красавицы! Пускай поет о нас страна! И звонкой песнею пускай прославятся среди героев наши имена». Эмансипация по-советски привела к двойной нагрузке женщин дома и на работе.
Информация о работе Роль женщины в обществе: От прошлого к настоящему