Российская экономическая ментальность на мировом фоне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Практический выбор того или иного варианта экономического регулирования из огромного спектра потенциально возможных решений определяется, в первую очередь, хозяйственной культурой данной страны, ее национальной экономической ментальностью. С этим сегодня приходится считаться России, пытающейся нащупать
пути к собственной модели экономического развития.
На изучение российской экономической ментальности большое влияние оказали зарубежные исследования. Развитие эмпирических исследований по российской ментальности во многом инициировано классическими трудами Г. Хофстеда [Hofstede, 1980].

Файлы: 1 файл

_data_498_351_1218_lATOWAx20n.w.x2cx20lATOWx20x60.w.(1).pdf

— 216.58 Кб (Скачать файл)
Page 1
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
2001 • № 4
Н.В.ЛАТОВА,
Ю.В.ЛАТОВ
Российская экономическая
ментальность на мировом фоне
Практический выбор того или иного варианта экономического регулирования из
огромного спектра потенциально возможных решений определяется, в первую оче-
редь, хозяйственной культурой данной страны, ее национальной экономической мен-
тальностью. С этим сегодня приходится считаться России, пытающейся нащупать
пути к собственной модели экономического развития.
Социометрическая характеристика экономической
ментальности россиян
При рассмотрении России и русских исторически сосуществуют два подхода:
"мифологический", полемический, с вольными допущениями, сконцентрированный на
"загадках русской души" и "особом пути" России
1
и научный, этносоциологический,
основанный на анализе измеряемых явлений (демографических, трудовых, культур-
ных, политических и других особенностей этноса)
2
. К сожалению, именно первый под-
ход преобладает в современной историко-философской и идеологической полемике,
превращаясь в инструмент политической борьбы. В массовом сознании, как правило,
также побеждает "миф", ибо на его основе строятся и социализация, и пропаганда
средств массовой информации, и государственная идеология. Такой ситуации во мно-
гом способствовал тот факт, что в научной методологии в течение долгого времени
отсутствовал компаративистский подход - не было корректного сопоставления рос-
сийской ментальности с иными типами ментальности в единой системе координат.
Лишь в начале 1990-х годов стали появляться публикации о результатах первых,
еще очень робких и "сырых" попыток эмпирических исследований, затрагивающих
этнопсихологическую проблематику [Русские... 1992; Советский... 1993]. Общее впе-
чатление от этих работ, увы, негативное - налицо поверхностная констатация фактов
(подтверждаемая, правда, в большинстве случаев цифрами) без их концептуального
осмысления. К тому же обе монографии вышли в свет с таким большим временным
' В отличие от своих западных коллег, объектом изучения которых были "другие", отечественные
мыслители начала XX века занимались преимущественно "самоанализом" - проблемой "характера русского
народа". Особую остроту эти исследования приобрели у мыслителей русской послереволюционной эмиг-
рации, которые мучительно искали причины "срыва" традиционной русской культуры. Работы Н. Бердяева,
Н. Лосского, И. Ильина, С. Булгакова, Г. Федотова и др. имели широкий резонанс за рубежом, но на-
ходились под запертом в Советской России.
2
Этот подход имеет свое начало еще в деятельности Русского географического общества, члены
которого (Н. Надеждин, К. Кавелин и В. Бэр) уже в 40-50-х годах XIX века предприняли попытки создать
концептуальную модель российской этнопсихологии.
Л a m о в а Наталия Валерьевна - аспирантка Института социологии РАН.
Л а т о в Юрий Валерьевич - кандидат экономических наук, доцент Тульского факультета
Юридического института МВД РФ.
31

Page 2

разрывом между сбором данных и их публикацией, что, учитывая темпы изменений,
нахлынувших на постперестроечную Россию, они морально устарели еще до своего
рождения. И только с появлением работ В. Агеева, 3. Сикевич, П. Шихирева,
М. Грачева, А. Наумова и ряда других изучение российского национального характера
обретает новую методологическую основу, становится все более и более научным
и доказуемым. Причем эта методология восприняла западные традиции
3
.
На изучение российской экономической ментальности большое влияние оказали
зарубежные исследования. Развитие эмпирических исследований по российской
ментальности во многом инициировано классическими трудами Г. Хофстеда [Hofstede,
1980]. В 1970-1980-х годах степень выраженности различных культурных характе-
ристик была измерена этим голландским ученым в ставшем классическим исследо-
вании, посвященном изучению различий национальных культур 40 стран современ-
ного мира
4
. Несколько позже список исследуемых стран был им расширен до 70,
Россия вошла в их число
5
. Будучи общепризнанной, методология Хофстеда постоянно
привлекает к себе внимание ученых разных стран, использующих ее в качестве
базовой для изучения ментальности граждан своей страны. По этому же пути пошел
российский социолог А. Наумов, поставивший своей целью развитие взглядов и идей
Хофстеда, с одной стороны, и привлечение в качестве иллюстрации результатов кон-
кретного эмпирического исследования, проведенного по методике Хофстеда, - с дру-
гой [Наумов, 1996].
В середине 1990-х годов происходит, наконец, изменение статуса России: посте-
пенно из пассивного объекта исследования она превращается в полноправного участ-
ника международных исследовательских проектов. Яркое тому свидетельство - про-
ект GLOBE ("Исследовательская программа по изучению глобального лидерства и
эффективности организационного поведения") [Грачев, 1999]. Вместе с этим проек-
том появляется и возможность непредвзятого подхода к изучению российской эконо-
мической ментальности, а также ее вписанности в окружающий мир.
Каковы же результаты проводившихся в России социометрических исследований
специфики национальной экономической ментальности? Первая (и пока единствен-
ная) попытка каким-то образом непосредственно измерить тяготение России к тради-
ционной или рыночной хозяйственной ментальности (в рамках изучения точки зрения
на "правильное", нормативное поведение) была предпринята Сикевич в исследовании
"Советский менталитет в русском сознании"
6
. В качестве исходного материала ис-
пользовались русские народные пословицы, сгруппированные попарно (так, чтобы
получалась номинальная шкала измерения признака) по нескольким ключевым на-
правлениям: активность/пассивность, рачительность/надежда на удачу, "рыночное"
поведение/традиционное поведение и некоторые другие. Остановимся на тех анти-
номиях, которые описывают установки, принципиально значимые для развития
рыночного хозяйства (см. табл. 1).
3
Следует подчеркнуть, что отечественная этносоциология сейчас ориентируется именно на Запад
(США, Западную Европу), а не на Восток. Если для восточной традиции (например, японской этнологии)
характерен примат теории над практикой, то западные работы носят ярко выраженный прикладной,
инструментальный характер - ученые заняты не столько выяснением причин и глубинной сущности изучае-
мого явления, сколько поиском способов его использования в деловой практике.
4
В качестве метода изучения применялся анкетный опрос работников компании IBM в различных
странах. Полученные в ходе опроса ответы были расположены на пятибалльной шкале и по ним делался
расчет средней. На основе средней величины по каждому показателю вычислялся свой индекс: из средней
величины вычиталась цифра 3, полученный результат умножался на 25 и к нему добавлялась цифра 50.
Таким образом, индексу придавалось значение по шкале от 0 до 100 баллов.
Здесь, правда, есть момент, к которому стоит отнестись несколько осторожно: данные по России,
опубликованные в 1993 году, не получены Хофстедом из стандартных вопросников, а рассчитаны по
косвенным источникам типа данных национальной статистики, описания российских архетипов в литера-
туре и истории, результатов локальных исследований.
Оно проводилось в 1995 году и представляло собой опрос жителей четырех регионов России и Украи-
ны (квотная выборка). Респонденту предлагалось из каждой пары пословиц отметить ту, которая больше
соответствует его жизненной позиции.
32

Page 3

Таблица I
Ценности "русской души" сквозь призму народного фольклора по Сикевич
Ценности, способствующие
развитию рыночного хозяй-
ства
Ценности, препятствующие
развитию рыночного хозяй-
ства
Активность
Богу молись, а своего ума
держись
До неба высоко, до царя
далеко
Удача кляча, садись и скачи
На счастье надейся, а сам не
плошай
Смирную собачку и кочет
заклюет
В среднем
Рачительность
Пушинка к пушинке-выйдет
перинка
Терпение и труд - все пере-
трут
В среднем
"Рыночное" поведение
Дружба - дружбой, а денежки
врозь
Где не жить, только б сыту
быть
Тот мудрен, у кого карман
ядрен
Не пойман - не вор, а что
взято, то и свято
В среднем
83,5
80,5
61,9
61,9
60,4
69,6
%
70,0
79,8
74,9
%
37,5
27,1
33,9
16,0
28,6
Пассивность
Не нашим умом, а божьим
судом
Бог
милостив,
государь
жалостлив
Оттерпимся, до чего-нибудь
дотерпимся
Что ни делается - все к
лучшему
Кто живет тихо - не увидит
лиха
В среднем
Надежда на удачу
Хоть на час - да вскачь
Живи, ни о чем не тужи,
проживешь - авось еще
наживешь
В среднем
Традиционное поведение
С миру по нитке - голому
рубаха
С родной земли - умри, не
сходи
От трудов праведных не
наживешьпалаткаменных
Заработанный ломоть лучше
краденного каравая
В среднем
16,2
19,5
38,1
38,1
39,6
30,3
%
30,0
20,2
25,1
%
62,5
72,9
66,1
84,0
71,4
В среднем в итоге
55,7
В среднем в итоге
44,3
Сикевич приходит к выводу об отсутствии у русского респондента установок на
рыночную экономическую ментальность, несмотря на ярко выраженную ориентацию
на активность. На самом деле, как нетрудно убедиться по приведенным данным,
ситуация обстоит абсолютно не так, как считает Сикевич. Преобладание активности и
рачительности (и весьма существенное) явно говорит в пользу готовности россиян к
вхождению в рынок. Что же касается мнимого преобладания традиционного пове-
дения в противовес "рыночному", то следует обратить особое внимание на иллю-
стрирующие их пословицы. По какой-то причине Сикевич соотнесла "рыночное"
поведение с тем, что у нас воспринимается как откровенная беспринципность, эгоизм
и двурушничество (обратим внимание хотя бы на пословицу "не пойман - не вор").
Это отчасти соответствует стереотипу массового сознания, которому, однако, не дол-
жен следовать солидный исследователь. Естественно, что когда социолог закладывает
в исследовательскую программу тождественность рыночных ценностей и амораль-
ности, то полученный результат искажает реальную картину.
На наш взгляд, современная российская экономическая ментальность все же имеет
определенную "рыночную предрасположенность". Ядро этой ментальности (актив-
2 ОНС, № 4
33

Page 4

Таблица 2
Оценки индекса российской культуры по степени развития
индивидуализма по методике Хофстеда
Источник оценок
Согласно Хофстеду
Согласно Наумову
Согласно проекту GLOBE
Индекс IDV
50
41
23 (34)
ность и рачительность) - достаточно благоприятная почва для дальнейшего про-
движения к рынку. В то же время данные по соотношению "рыночного" поведения с
традиционным говорят о ярко выраженной спефицике русской экономической
ментальности, даже если мы соглашаемся признать ее в целом рыночной.
Проанализированные Сикевич ценности образуют, по нашему мнению, институ-
циональное ядро, которое определяет, к какой социально-экономической системе
(рыночной или нерыночной) предрасположено данное общество. Определив "рыноч-
ную предрасположенность" России, попробуем теперь выяснить, к какой именно
модели рыночного хозяйства она тяготеет. Для этого на основе данных Хофстеда и
его последователей оценим степень выраженности некоторых характеристик в срав-
нении с другими странами с рыночной системой хозяйства. Видимо, для России будет
наиболее органична модель рыночного хозяйства именно тех стран, чьи характе-
ристики окажутся наиболее близкими к российским.
С давних пор дихотомия "коллективизм-индивидуализм" (соотношение роли ин-
дивида в противовес роли группы/коллектива) считается одной из главных характе-
ристик хозяйственно-культурной вариативности. Индивидуалистической может быть
названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее, если не более
важны, чем групповые, а связи между отдельными личностями не обременены силь-
ными обязательствами действовать совместно. Коллективистская культура, наобо-
рот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуаль-
ными, люди проявляют изначальную заинтересованность в крепко связанных и спло-
ченных группах. Еще мыслители XIX века указывали, что для русской культуры ти-
пична приверженность коллективизму. Этим она коренным образом отличается от
приверженных индивидуализму культур Западной Европы и США. Насколько, одна-
ко, такое убеждение соответствует результатам практических социологических иссле-
дований?
В работах Хофстеда интересующий нас показатель назван "IDV" (Individualism) -
"самость", индивидуализм, противоположность высокой роли группы/коллектива.
Чтобы использовать хофстедовскую методологию для понимания специфики россий-
ской ментальности, Наумовым в период с октября 1995 года по июнь 1996 года были
опрошены граждане России с незаконченным и законченным высшим образованием
из числа студентов и слушателей школ бизнеса, преподавателей и специалистов, адми-
нистраторов и бизнесменов
7
. В целях проведения сравнительного анализа Наумов
применил те же математические процедуры, что и Хофстед, в результате чего полу-
чил показатели по шкале со стобалльной разметкой (где 0 баллов - отсутствие при-
знака, а 100 баллов - максимальное проявление признака), аналогичной той, что
использовалась в работах Хофстеда. Обобщенная информация о конкретных резуль-
татах социологических исследований Хофстеда и Наумова показана в таблице 2 оце-
нок индекса российской национальной культуры по показателю IDV.
По мнению Наумова, эта выборка соответствуетконтингенту респондентов Хофстеда. На наш взгляд,
такой отбор респондентов трудно назвать вполне репрезентативным - вряд ли менталыюсть учеников
школ бизнеса вполне типична для образа мыслей граждан России. Видимо, именно этим и объясняется
разница, иногда очень существенная, между показателями самого Хофстеда и Наумова.
34

Page 5

Таблица 3
Характеристики культуры в зависимости от соотношения
индивидуализма и коллективизма, по Хофстеду
Показатели
Индивидуализм
Коллективизм
Самоидентификация
Цели
Субъекты
деятельности
Моральные
ограничители
Осознание себя как "Я"
Защита частных интересов
Обязанности
возлагаются
на
отдельных индивидов
Страх потери самоуважения,
чувство вины
Осознание себя как "Мы"
Поддержание отношений, норм
Обязанности
возлагаются
на
группу в целом
Страх потери "лица", чувство
стыда
Показатель "индивидуализм - коллективизм" фигурирует также и в материалах
проекта GLOBE. В ходе обследования, проведенного в 1995-1996 годах, были полу-
чены результаты и по России
8
, сравниваемые с данными по 52 другим странам. Под
выражением «организация "как должно быть"» подразумеваются представления ме-
неджеров об идеальном состоянии; эти представления сравниваются с реальным
положением дел - с «организацией "как есть"». В первом случае ранг России - 41, а во
втором - 35. С близкими нам показателями оказались такие страны, как Гватемала,
Сингапур, Египет, Индонезия, Таиланд, Мексика [Грачев, 1999, с. 30].
Приведение данных к сопоставимому виду
9
говорит о том, что Россия - это страна с
явно выраженным коллективистским уклоном: ее индекс составляет 23 для реальной
ситуации и 34 для желаемой (см. табл. 2). Показатель самого Хофстеда представ-
ляется в этом свете неоправданно завышенным, что, по видимости, является резуль-
татом его работы со вторичным материалом.
Эти количественные оценки можно дополнить предложенной самим Хофстедом
качественной интерпретацией, которая дает представление о крайних, критических
уровнях использованной шкалы, являющихся "идеальными типами" (см. табл. 3).
Поскольку Россия тяготеет к коллективистским ценностям, для ее хозяйственной
культуры будут характерны преимущественно те признаки, которые перечислены
в третьей колонке данной таблицы.
Другой важный показатель различия между культурами - дистанция по отношению
к власти. В культурах с большой дистанцией по отношению к власти сама власть
рассматривается как наиболее важная часть жизни. Акцент делается на принуди-
тельную власть, а подчиненные и руководители находятся на двух разных ее полюсах,
что воспринимается как естественный порядок вещей. Для культур с низкой дистан-
цией по отношению к власти характерно мнение, что только легитимная власть
подлинна. Основная определяющая самой власти - ее компетентность, следовательно,
* Опросу подверглись 450 менеджеров из трех различных сфер деятельности (соответственно, по
150 анкет).
9
Ориентируясь на всемирно признанное исследование Хофстеда, произведем некоторые элементарные
математические процедуры с показателями, данными в исследовании GLOBE, для получения числовых
показателей, аналогичных тем, которые использовал Хофстед. Для сопоставления данных необходимо
53-балльную шкалу GLOBE (примем 1-е место в рейтинге исследования GLOBE за 1 балл показателя)
перевести в 100-балльную (Хофстед использовал 100-балльную шкалу, а в исследовании GLOBE были изу-
чены 53 страны, включая Россию). Для этого показатели по проекту GLOBE умножаются на 100, а потом
делятся на 53, т.е. 41 (35) X 100 : 53 = 77(66). При сравнении количественного показателя представленного
здесь признака необходимо обратить внимание на тот факт, что максимальная выраженность признака по
Хофстеду - Наумову свидетельствует об индивидуализме, в то время как в проекте GLOBE - о кол-
лективизме. С учетом этого необходимо поменять полярность шкалы в проекте GLOBE, т.е. из мак-
симально возможного признака (теперь это 100) вычесть его реальный показатель. Получаем 100 - 77(66) =
= 23(34). Обратим внимание на то, что, согласно исследованию GLOBE, Гватемала, Сингапур, Египет,
Индонезия, Таиланд и Мексика имеют близкий к России показатель; в индексах Хофстеда что-то около 23.
Это практически полное совпадение может служить доказательством самой принципиальной возможности
сравнения показателей по России, полученных при помощи разных методик.
2*
35

Page 6

Таблица 4
Оценки индекса российской культуры по степени дистанции
по отношению к власти по методике Хофстеда
Источник оценок
Согласно Хофстеду
Согласно Наумову
Согласно проекту GLOBE
Индекс PDI
90
40
77(36)
и отношения между членами сообщества строятся на уважении к личности и равен-
стве, а неравенство в отношениях "начальник-подчиненный" не одобряется. Компо-
нентами, определяющими тяготение страны в ту или иную крайность, могут быть
географические условия, "толщина" среднего слоя, уровень образования и степень
технологического развития. Учитывая совокупность этих факторов, чисто умозри-
тельно можно предположить, что Россия тяготеет к культурам с высоким типом
дистанции по отношению к власти. Проверим это предварительное соображение
с цифрами в руках (см. табл. 4).
Дистанция по отношению к власти как показатель национальной культуры оха-
рактеризована Хофстедом следующим образом: "PDI" (Power Distance) - отношение к
авторитету (авторитаризм), властная дистанция или степень, с которой наделенные
относительно меньшей властью члены общества, института или организации в стране
ожидают и допускают неравномерность распределения власти
10
. Мимо этого пока-
зателя не прошли и участники проекта GLOBE: ранг России по этому показателю ими
оценен как близкий к уровню "продвинутых" развивающихся стран типа Индии или
Турции (см. табл. 5).
Если перевести показатель GLOBE в шкалу Хофстеда, то Россия относится к
когорте стран с высокой дистанцией по отношению к власти - ее реальный индекс
равен 77, а желаемый - 36". Отметим, что показатель самого Хофстеда в сравнении с
показателем GLOBE опять несколько завышен, в то время как показатель Наумова
существенно занижен (он близок к оценке не реальной, а желаемой ситуации).
Согласно Наумову, Россия тяготеет, скорее, к малой дистанции по отношению к
власти. Объяснение этому отклонению можно дать, обратив внимание на статус рес-
пондентов Наумова, - опрос велся среди представителей управленческого звена или
будущих потенциальных руководителей (вряд ли возможно предположить, что в среду
слушателей школ бизнеса мог затесаться рядовой подчиненный или стремящийся им
быть).
Качественная оценка влияния различных типов дистанций власти на хозяйственное
поведение по Хофстеду представлена в таблице 6. Нетрудно заметить, что положение
дел в России едва ли не всегда и при любых политических режимах отлично подходит
под характеристики именно из последней колонки.
Еще одно важное измерение хозяйственной культуры, привлекшее внимание этно-
социологов, связано с тем, насколько люди допускают в своей жизни наличие неопре-
деленности или, по-другому говоря, оказывают предпочтение структурированным
ситуациям (наличие ясных и четких правил поведения, которые могут быть формали-
зованными, а могут поддерживаться традициями) в противоположность неструктури-
рованным. Так как чувство неопределенности не является исключительно личной
характеристикой человека, а разделяется в той или иной мере членами данного
10
Хофстед, а вслед за ним и Наумов определяют этот показатель по реакции подчиненных, полагая ее
более соответствующей разнице в дистанции по отношению к власти, чем реакция руководителей.
11
Перевод количественного показателя по исследованию GLOBE в шкалу Г. Хофстеда упрощается бла-
годаря однонаправленности шкал, применяемых в обоих исследованиях. Таким образом, 41(19) х 100 : 53 =
= 77(36). Обратим внимание на то, что Индия у Хофстеда имеет точно такой же индекс (77), а Колумбия
и Турция близки к нему, чего, правда, не скажешь об Испании.
36

Page 7

Таблица 5
РезультатыGLOBEпоРоссии:рейтингподистанциивласти
Ранг России: организация
"какесть"
Ранг России: общество
"как должно быть"
Страны с близкими
к России показателями
41
19
Индия, Испания, Германия
(бывшая ГДР), Венгрия,
Колумбия, Турция
Таблица 6
Характеристикикультурывзависимостиотвеличиныдистанции
по отношению к власти поХофстеду
Показатели
Отношения зависимости
Отношение к неравенству
Иерархичность
Отношения между
начальникамии
подчиненными
Социальныеизменения
Малая дистанция по
отношению к власти
Низкая потребность
в зависимости
Избегание неравенства
Иерархия только там,
где это удобно
Начальникиобычно
доступны
Эволюционные
Большая дистанция по
отношению к власти
Высокая потребность
в зависимости
Неравенство признается нормой
Иерархия как образ жизни
Начальники часто недоступны
Революционные
сообщества, это и позволяет разделять культуры по степени нетерпимости к (или
избегания) неопределенности. Представители культур с высоким уровнем избегания
неопределенности ориентируются на четкие правила или инструкции, отличаются
потребностью в формализованных указаниях и нормах поведения, отличаются высо-
ким уровнем тревожности, лихорадочностью в работе или "авральностью", склонно-
стью к внутригрупповому согласию, а также низкой толерантностью к людям или
группам с отличающимися идеями или поведением. Эти культуры больше сопротив-
ляются любым изменениям и мало склонны к риску в какой бы то ни было форме.
В культурах с низким уровнем избегания неопределенности принято толерантное
отношение к двусмысленностям и неопределенности, субъекты в сложных ситуациях
импровизируют или проявляют инициативу, в целом ведут себя и работают более
спокойно и систематично, принимают разногласия в своей среде и характеризуются
большей склонностью к риску.
В методике Хофстеда этот параметр назван "UAI" (Uncertainty Avoidance) -
избегание неопределенности или степень, с которой представители данной культуры
воспринимают и реагируют на угрозу от неопределенных и незнакомых ситуаций.
Формирование данной ценностной нормы уходит своими корнями, как полагал
Хофстед, во времена Римской империи, основанной на законе (нормах), и Китайской
империи, базирующейся на общих выработанных культурой принципах (правилах).
Уже в этих раннеклассовых цивилизациях довольно четко прослеживается противо-
положность между "духом Востока" с его приверженностью к стабильности и тради-
циям и "духом Запада", готового "все потерять, и вновь начать сначала, не пожалев
того, что приобрел". Российская культура, оцененная по хофстедовой методике
(см. табл. 7), демонстрирует сильное тяготение именно к "духу Востока". По данным
GLOBE российский рейтинг неопределенности для организации "как есть" составил 1,
а для "желаемого общества" - 38. С близкими нам показателями оказались Венгрия,
Гватемала, Боливия, Греция, Венесуэла, Грузия.
37

Page 8

Таблица 7
Оценки индекса российской культуры по степени избегания
неопределенности по методике Хофстеда
Источники оценок
Согласно Хофстеду
Согласно Наумову
Согласно проекту GLOBE
ИндексUAI
90
68
98(28)
Таблица 8
Характеристики культуры в зависимости от степени избегания
неопределенности по Хофстеду
Показатели
Сильное избегание
неопределенности
Слабое избегание
неопределенности
Отношение к работе
Отношение к конфликтам
Отношение к разногласиям
Отношение к риску
Формализованность
отношений
Работа до изнеможения
неприветствуется
Конфликты
рассматриваются как
угроза стабильным
отношениям
Потребность в консенсусе
Стремление уклоняться
от неудач
Потребность в детальных
законах и правилах
Внутренняя потребность
работать усердно,трудоголизм
Конфликты и соревнование
рассматриваются как "игра
по правилам"
Принятие разногласий как нормы
Готовность рисковать
Стремление к небольшому
количеству обязательных правил
Перевод шкалы GLOBE в шкалу Хофстеда дает ранг 98 для реального положения
дел и 28 для желаемого
12
. Следовательно, и по этой оценке Россия относится к
странам, для которых регламентация и предписанные правила значат практически
все. Не зря же говорится, что инициатива в России наказуема.
Крайние положения по шкале избегания неопределенности могут быть качествен-
но интерпретированы, по мнению Хофстеда, так, как показано в таблице 8. Здравый
смысл и житейский опыт подсказывают, что для России действительно типичны
именно те признаки, которые перечислены в последней колонке.
Россия - Евразия или " Азиопа"?
Попытаемся теперь дать ответ на поставленный ранее вопрос, к какой именно
модели рыночного хозяйства предрасположена Россия в силу особенностей своей
экономической ментальности. В мире нет двух стран, экономика которых была бы
полностью похожа. Однако все же можно выделить определенные региональные
группы стран, чьи хозяйственные системы при всех их индивидуальных различиях все
же типологически однородны. Если национальная модель экономики формируется
под влиянием национальной хозяйственной ментальности, то региональные модели
отражают определенные "суперэтнические" особенности хозяйственных культур.
Изучение взаимовлияния экономики и культурных традиций, как известно, берет
начало с работ М. Вебера, исследовавшего влияние изменений в религиозном миро-
воззрении на генезис капиталистического предпринимательства. Именно с его легкой
12
Переведя шкалу GLOBE в 100-балльную, получаем следующие числовые показатели: 1(38) X
X 100 : 53 = 1,9(72), а с учетомразнонаправленностишкал - 98(28). Близкий показатель мы видим как у
Греции, так и у Венесуэлы. Полученный нами показатель почти соответствует тому, который был
вычислен Хофстедом, а показатель Наумова опять оказался существенно ниже.
38

Page 9

руки сформировалась традиция анализа экономической культуры сквозь призму
национально-религиозных традиций. Соответственно, основные типы региональных
хозяйственных культур считаются совпадающими с ареалами распространения глав-
ных религиозных конфессий. Выделяют протестантскую, католическую, православ-
ную,исламскую,индо-буддийскуюиконфуцианскуюэкономическуюэтику.
Общепризнано, что эти хозяйственные культуры, формирующие национальные
типы экономической ментальности, оказывают разное влияние на процессы рыноч-
ной модернизации: одни ее ускоряют, другие - тормозят. Даже внутри христианства
четко прослеживается определенная иерархия: если протестантизм наиболее благо-
приятен для развития капиталистических отношений, то католицизм умеряет их край-
ности, а православие препятствует их развитию.
Конфуцианская экономическая культура стала первой (и пока единственной)
реальной альтернативой хозяйственной культуре "западного" капитализма. Конфу-
цианство - мировоззрение, строго подчиняющее личность интересам коллектива
(государства, общины, клана, семьи), проповедующее отказ от личного в пользу
общественного. Следовать указаниям старших, ведущих тебя по правильному пути;
постоянно совершенствоваться; чтить высокую мораль, ставя ее выше низменной
материальной выгоды, - таковы заповеди конфуцианского образа жизни. Конфу-
цианство было отличным фундаментом для доиндустриальной командной экономики
(азиатского способа производства), но парадоксальным образом оно отлично подо-
шло и для современного общества, переживающего научно-техническую революцию.
Санкционируемые конфуцианской (корпоративной) этикой высокая трудовая дисцип-
лина и слаженный коллективный труд стали в странах Дальнего Востока основой
постиндустриальной экономики, требующей не столько выдающихся "звезд", сколько
спаянных "коллективных работников". В наши дни "свет с Востока" становится ориен-
тиром развития и для западного предпринимательства, пытающегося отказаться от
крайностейиндивидуализма.
Среди исламских и индо-буддийских стран пока нет выдающихся примеров
успешного самобытного экономического развития (за исключением, может быть,
Турции). Одна из причин такого положения - особенности хозяйственной культуры.
И в исламской, и в индо-буддийской культурах индивид совершенно растворен в
коллективе, а личная энергия, инициатива, упорство в достижении цели и вообще
интерес к мирским благам отнюдь не одобряются (хрестоматийный восточный
фатализм).
Таким образом, с экономической точки зрения наиболее "жизнеспособными"
экономическими культурами в настоящее время признаются протестантская (амери-
канская), католико-протестантская (западноевропейская) и конфуцианская (дальне-
восточная). Поскольку существуют три ведущих типа экономической культуры, кото-
рые удачно сочетаются с рыночным механизмом, постольку эффективные националь-
ные модели рыночного хозяйства группируются в три основные региональные разно-
видности:
- англо-саксонская либеральная модель ("протестантский капитализм" - США,
Великобритания, Австралия, Новая Зеландия), для которой характерна тенденция
минимизации государственного регулирования, основанного в основном на правовом
регулировании хозяйственной жизни;
- западноевропейская (континентальная) социал-демократическая модель ("ка-
толико-протестантский капитализм" - Франция, Скандинавские страны, Германия и
большинство других стран Западной Европы), предполагающая "сильное" государ-
ство, активно участвующее в хозяйственной жизни, причем главное внимание уде-
ляется социальной политике;
- дальневосточная патриархально-корпоративная модель ("конфуцианский капи-
тализм" - Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай), с характерным для нее "сильным"
государством, активно регулирующим и направляющим хозяйственную жизнь страны,
прежде всего, на основе стратегии экономического роста.
39

Page 10

Таблица 9
Ценностные показатели по 40 странам по Хофстеду
Страны
Австралия
Австрия
Аргентина
Бельгия
Бразилия
Великобритания
Венесуэла
Германия (ФРГ)
Греция
Гонконг
Дания
Израиль
Индия
Иран
Ирландия
Испания
Италия
Канада
Китай
Колумбия
Мексика
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Пакистан
Перу
Португалия
Сингапур
США
Тайвань
Таиланд
Турция
Филиппины
Финляндия
Франция
Швеция
Швейцария
Югославия
ЮжнаяАфрика
Япония
Дистанция
власти (PDI)
36
11
49
65
69
35
81
35
60
68
18
13
77
58
28
57
50
39
63
67
81
38
22
31
55
64
63
74
40
58
64
66
94
33
68
31
34
76
49
54
Избегание
неопределен-
ности (VAI)
51
70
86
94
76
35
76
65
112
29
23
81
40
59
35
86
75
48
86
80
82
53
49
50
70
87
104
8
46
69
64
85
44
59
86
29
58
88
49
92
Индивидуализм
(IDV)
90
55
46
75
38
89
12
67
35
25
74
54
48
41
70
51
76
80
23
13
30
80
79
69
14
16
27
20
91
17
20
37
32
63
71
71
68
27
65
46
Именно из этих трех типов современные россияне и должны выбирать, "делать
жизнь с кого". Однако этот выбор отнюдь не абсолютно свободен: характеристики
отечественной экономической ментальности предопределяют притяжение к одним
региональным моделям и отталкивание от других.
Построим, используя данные Хофстеда (см. табл. 9), "карту" вариативности
основных ценностных показателей разных стран мира и укажем на ней место России.
Эта "карта" покажет, чей опыт хозяйственного развития наиболее полезен для
России. Таковым будет опыт стран, наиболее близких к ней по своей хозяйственной
культуре.
40

Page 11

Рис. 1. Корреляции между рангами дистанции по отношению к власти (PDI)
и индивидуализмом (IDV) в различных национальных культурах.
Условные сокращения: Австрал. - Австралия, Авст. - Австрия, Apr. - Аргентина, Белы. -
Бельгия, Браз. - Бразилия, Вел. - Великобритания, Вен. - Венесуэла, Гр. - Греция, Гон. -
Гонконг, Дан. - Дания, Изр. - Израиль, Инд. - Индия, Ирл. - Ирландия, Исп. - Испания, Ит. -
Италия, Кан. - Канада, Кит. - Китай, Кол. - Колумбия, Мек. - Мексика, Нид. - Нидерланды,
Н.Э. - Новая Зеландия, Пак. - Пакистан, Порт. - Португалия, Синг. - Сингапур, Таив. -
Тайвань, Таил. - Таиланд, Тур. - Турция, Фил. - Филиппины, Фин. - Финляндия, Фр. - Франция,
Швец. - Швеция, Швейц. - Швейцария, Юг. - Югославия, Яп. - Япония; Россия (X) - данные по
России, согласно Хофстеду; Россия (Н) - данные по России, согласно Наумову; Россия (GL) -
данные по России, согласно GLOBE. Прямая показывает график функции обратной зависи-
мости между индексами индивидуализма и дистанцией по отношению к власти.
Эту "карту" можно сделать трехмерной, откладывая на осях координат ранги стран
по степени индивидуализма (IDV), дистанции власти (PDI) и избегания неопределен-
ности (UAI)
13
. На прилагаемых рисунках даны три двухмерные проекции этой
"карты", показывающие корреляции между IDV и PDI (рис. /), между IDV и UAI
(рис. 2), а также между PDI и UAI (рис. 3).
На всех трех графиках хорошо прослеживается группировка стран в два крупных
блока, два "материка":
- страны первого эшелона развития капитализма (развитые страны европейской
цивилизации) - для их хозяйственной культуры характерны сильный индивидуализм
(ранги порядка 60-90), низкая дистанция власти (ранги порядка 20-40) и высокая
готовность к риску (ранги избегания неопределенности порядка 30-60);
- страны второго эшелона развития капитализма (Япония, новые индустриальные
страны Азии и Латинской Америки, некоторые слаборазвитые страны Европы)-
13
Следует оговорить один существенный недостаток данного социометрического исследования: в то
время как данные Хофстеда по зарубежным странам характеризуют ситуацию 1970-х годов, данные по
России относятся к 1990-м годам. К сожалению, нам пока не удалось обнаружить сравнительных социо-
метрических данных по экономической культуре, которые бы включали Россию и относились к одному
и тому же моменту времени.
41

Page 12

42

Page 13

регионы с доминированием слабого индивидуализма (ранги порядка 10-50), высокой
дистанцией власти (ранги порядка 50-80) и избеганием неопределенности (ранги
порядка 65-90).
К какому же "материку" наиболее близка на этой "карте" наша страна? На всех
трех графиках четко видно, что ценностные предпочтения россиян довольно далеки
от ментальности европейцев, зато близки к ценностным предпочтениям людей стран
Азии и Латинской Америки
14
. Принадлежность России к не-Европе лучше прослежи-
вается, если пользоваться оценками Хофстеда и GLOBE. Что касается оценок Нау-
мова, то они существенно "сдвинуты" в сторону ментальности европейского типа -
похоже, респондентам из школ бизнеса уж-ж-жасно хотелось казаться "цивилизован-
ными" европейцами. Однако, как видно по графикам, даже им не удается оторваться
от своих культурных корней: их ментальность оказывается уже не "восточной", но
еще и не западной.
Следует сделать вывод, что хозяйственная культура россиян допускает освоение
ими рыночного хозяйства, но только не в классической, "западной", а в периферий-
ной, "восточной", модификации. Россия - скорее, "Азиопа", чем Евразия. Соответ-
ственно особенностям экономической ментальности ее граждан, России нужно ориен-
тироваться на модель не "протестантского", а "конфуцианского" капитализма. Если
по О. Шпенглеру Запад находится в состоянии "заката", то Восток, очевидно, пере-
живает "восход". Именно туда и должна стремиться Россия в XXI веке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грачев М. Менеджмент в "международной системе координат" // Экономические стратегии.
1999. №2.
Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление
бизнесом) // Менеджмент. 1996. № 3.
Русские (этносоциологические очерки). М., 1992.
Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное посо-
бие. М., 1996.
Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., 1993.
Hofstede G. Culture's Consequences: Intern Differences in Work-related Volues. London. 1980.
©Н.Латова,Ю.Латов,2001
14
Схожие черты характерны, видимо, и для народов других постсоветских государств. Исследование по
методике Хофстеда, проведенное в 1999 году на Украине под руководством И. Агеевой, дало показатели.
довольно близкие к российским: индекс индивидуализма - 53, дистанции по отношению к власти - 70,
избегания неопределенности - 63 (см.: http://www.stcu.kiev.ua/tr_kiev_2/cd-web/materials/ageeva/index.htm).
43

Информация о работе Российская экономическая ментальность на мировом фоне