Россия и мир: место в современной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Вступив в XXI в., человечество все более задумывается над перспективами развития общества, культуры и цивилизации. Цивилизация — это итог достижений народа или народов в создании определенного социально-культурного образования и состояния с присущим ему типом бытия и жизнедеятельности людей, с характерными ценностными установками и ориентациями, духовными принципами и нормами образа жизни.

Содержание работы

1. Российская цивилизация в ХХ веке: исторические этапы развития.
2. Трансформация российской цивилизации в конце ХХ века: предварительные итоги.
3. Современная российская цивилизация в контексте региональных и общемировых социально-политических процессов.

Файлы: 1 файл

Россия и мир.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Социология

по  теме: Россия и мир: место в современной цивилизации

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление Экономика

Профиль Экономическая безопасность

Группа ЭПБ-11Нев

Ф.И.О Семёновых Анастасия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

 

 

План работы

  1. Российская цивилизация в ХХ веке: исторические этапы развития.
  2. Трансформация российской цивилизации в конце ХХ века: предварительные итоги.
  3. Современная российская цивилизация в контексте региональных и общемировых социально-политических процессов.

 

Введение 

Вступив в XXI в., человечество все более задумывается над перспективами развития общества, культуры и цивилизации. Цивилизация — это итог достижений народа или народов в создании определенного социально-культурного образования и состояния с присущим ему типом бытия и жизнедеятельности людей, с характерными ценностными установками и ориентациями, духовными принципами и нормами образа жизни.

История российской (русско-православной) цивилизации и восточнославянских этносов таит много загадок и  тайн. Времена, предшествовавшие принятию христианства, по словам историка Н.И. Костомарова, наполнены сказаниями, которые нельзя принять как истинные. Ученый объяснял это тем, что летописание началось не ранее второй половины XI в., а при описании событий IX и X вв. использовались немногие греческие источники и изустные народные предания. "С достоверностью можно сказать, полагал Костомаров, что, подобно всем северным европейским народам, и русский только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни, основы, без которых собственно для народа нет истории". Поскольку восточнославянские племена имели экономические и культурные связи с западной и восточной цивилизациями, в античных, византийских, арабских и западноевропейских источниках о них сохранилось немало свидетельств. Опираясь на них, а также языческие предания восточнославянских племен, письменные источники Киевской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси и археологические находки, ученые пытаются ответить на исторические вопросы, но загадок остается еще очень много.

Российская цивилизация  прошла ряд этапов (периодов) в своем  развитии, претерпев несколько модернизаций, каждая из которых имела свои особенности  и разную степень завершенности.

По географическому  положению и по этническому составу  Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно ее называли Евразией или Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между Западом и Востоком.

Вопросы «Что именно, Восток или Запад, преобладает в ней?»  «В каком направлении идет развитие России?» имели и до сих пор имеют дискуссионный характер. Одни историки видели в России часть Европы, хотя отмечали, что она развивается более медленно. Другие решительно разъединяли ее с Европой, утверждая, что это самобытная цивилизация, у которой есть свой собственный исторический путь.

Особенность развития российской цивилизации, как и многих других, состояла в том, что ее формирование и становление происходило в  определенной духовно-ценностной религиозной  форме, под мощным влиянием Православия  и Русской Православной Церкви. Она проявила способность преображать общественное бытие на основах христианства и определять тем самым все сферы культуры народа и образ жизни людей. В то же время, например в XX в., российская цивилизация прогрессировала и в безрелигиозной, атеистической форме. Ныне полноценное цивилизационное развитие России немыслимо без преодоления социокультурного и духовно-нравственного кризиса и выяснения роли Православия в формировании прошлого, настоящего и будущего российской цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Российская цивилизация в ХХ веке: исторические этапы развития

О возникновении российской цивилизации и этапах ее развития ученые спорят давно. Есть много мнений и о времени, и о месте возникновения  цивилизации, и о перспективах ее развития.

Российская цивилизация  зародилась в IX веке с возникновением Древнерусского государства. В своем развитии российская цивилизация проходит несколько этапов.  

I этап - Киево-Новгородская  Русь (IX по XII вв.). В эти годы Древнерусское  государство представляло собой  сильнейшую державу Европы. Наши северные соседи называли Русь – Гардарики, Страна Городов. Города эти вели оживленную торговлю с Востоком и Западом, со всем тогдашним цивилизованным миром. Пик могущества Руси на этом этапе - середина XI века - годы правления Ярослава Мудрого. При этом князе Киев был одним из красивейших городов Европы, а Киевский князь – одним из самых авторитетных европейских государей. Брачных союзов с семьей Ярослава искали немецкие князья, византийский император, короли Швеции, Норвегии, Польши, Венгрии, далекой Франции. Но после смерти Ярослава его внуки стали бороться за власть и могущество Руси было подорвано.

XIII век ознаменовался  кризисом, связанным с нашествием  татаро-монголов с Востока и  крестоносцев с Запада. В борьбе  в врагами Русь выявила новые городские центры, новых князей – собирателей и освободителей земли русской. Так начался следующий этап в развитии нашей цивилизации.

II этап – это Русь  Московская. Начинается он в XIII веке, когда практически вся Русь  была под ордынским игом и  заканчивается в XVI веке, когда на месте раздробленных княжеств снова, но уже со столицей в Москве, возродилось могучее и единое Российское государство.

Вершина этого этапа  – княжение Ивана III на рубеже XV - XVI веков. В это время Россия освобождается  от ордынского ига, принимает наследие Византии и становится главенствующей православной державой мира. В XVI веке, при Иване Грозном, территория России увеличивается в несколько раз за счет завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Правда, борьба Ивана Грозного в боярами и неудачная война за выход в Балтийское море с Ливонией породила очередной кризис Российской цивилизации.

Кризис начался в  начале XVII века, в связи в пресечением  правящей династии Рюриковичей. Он породил  Смуту в стране и войны с  Швецией и Польшей. Результатом стал приход к власти новой династии – Романовых. После периода ее укрепления начался новый этап российской цивилизации.

III этап – Российская  империя XVIII – XX вв. С приходом  к власти Петра I Великого и  благодаря его реформам, Россия вновь становится таким же мощным государством, как Великобритания и Франция, которые в то время были ведущими державами Европы.

Настоящим пиком этого  этапа является конец XVIII века, когда  после мудрого правления Петра I, Екатерины I, Елизаветы Петровны, при Екатерине II Россия, победившая в войнах с Турцией, разделив с Австрией и Пруссией Польшу, полностью открыла себе дорогу в Европу.

Кризис же Российской империи начинается в середине XIX века, когда, сначала из-за сохранения крепостного права, потом из-за сохранения самодержавия, Россию потрясают восстания, протесты акты террора.

Пик этих восстаний –  начало XX века, когда 2 революции 1905 и 1917 годов разрушают Российскую империю, преобразовывая ее в дальнейшем в СССР. Так начинается следующий этап развития Российской цивилизации.

IV этап начинается  в начале XX века, в 1920-х годах.  Он продолжается до сих пор.  Это этап динамизма, то есть  быстрого развития государства и общества.

Если учесть, что в  среднем каждый этап развития Российской цивилизации длится 400 лет, а тот этап, в котором мы сейчас живем, начался 80 лет назад, можно сказать, что сейчас Российская цивилизация находится на начальной стадии четвертого этапа своего развития.

 

2. Трансформация российской цивилизации в конце ХХ века: предварительные итоги.

Волна радикальных трансформаций, захлестнувших мир с конца XX в., поставила перед экономической  наукой немало принципиально новых  вопросов: что такое радикальные  трансформации, какое место они  занимают в цикличной динамике общества? Каковы закономерности и тенденции этих трансформаций? В чем их содержание и перспективы? Что ждет человечество в ближайшие десятилетия? 
Ответы на эти и многие другие животрепещущие вопросы предлагаются в монографии известного российского экономиста, лидера современной школы русского циклизма Юрия Яковца. Он раскрывает закономерности, тенденции, перспективы трансформаций на базе волны эпохальных инноваций ХХI в., в корне преобразующих экономическую жизнь, во взаимосвязи с радикальными переменами в социодемографической, энергоэкологической, технологической, геополитической и социокультурной ипостасях современной цивилизации. Рассмотрены предпосылки инерционного и инновационно-прорывного сценариев трансформаций в первой половине XXI в., обоснованы рекомендации по консолидации движущих сил трансформации экономики и общества для осуществления инновационно-прорывного сценария будущего развития, становления интегрального экономического строя, социально, ноосферно и инновационно ориентированного. 
Книга содержит немало оригинальных идей и новых положений, является шагом вперед в исследовании сложных процессов глубоких преобразований в обществе и представит несомненный интерес не только для ученых, преподавателей, лидеров бизнеса, политических и государственных деятелей, но и для представителей нового поколения, которому предстоит давать стратегические ответы на вызовы XXI в.

 

3. Современная российская  цивилизация в контексте региональных  и общемировых социально-политических  процессов.

Глобальными проблемами социально-политического характера являются:

- предотвращение ядерной  войны;

- прекращение гонки  вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов;

- строительство ненасильственного  мира, на основе утверждения доверия  между народами, упрочения системы всеобщей безопасности.

Во второй половине XX в. человечество столкнулось с группой  проблем, от решения которых зависит  дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций. Эти проблемы получили название глобальных (в переводе с  лат. «глобус» - Земля, земной шар). К ним относятся в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

Размышляя о причинах появления глобальных проблем, учёные указывают прежде всего на возникшую  всемирную общность людей, целостность  современного мира, которую обеспечивают в первую очередь глубинные экономические  связи, усилившиеся политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Но дело не только в  этом. Сама активно преобразующая  деятельность человека по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие  производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи.

Глобальными следует  считать те проблемы, которые затрагивают не какого-то конкретного человека, не какую-то группу людей, даже отдельно взятую страну или группу стран, а те, которые затрагивают жизненные интересы большинства человечества и могут касаться любого отдельно взятого человека. Расширение и углубление экономических, социальных, политических, социокультурных, политико-культурных и иных связей и институтов оказывают всё более растущее влияние на повседневную жизнь людей в самых отдалённых частях земного шара.

В то же время действия национальных государств и даже локальных общин могут иметь важные глобальные последствия. Любое локальное событие может так или иначе приобрести мировую значимость и, наоборот, любое мировое событие - радикально изменить положение вещей в отдельно взятых регионах, странах, локальных общинах.

Итак, проблемы, порождённые  фундаментальными изменениями условий  жизни мирового социума, угрожающими  его существованию, получили название – глобальных проблем современности. Первой такой проблемой стала  впервые появившаяся в истории реальная опасность самоуничтожения человечества, связанная с возникновением ядерного оружия и наращиванием ядерных потенциалов. Эта проблема была впервые сформулирована как глобальная в известном манифесте А. Эйнштейна, Б. Рассела и девяти других видных учёных, опубликованном в 1955 г. Особую остроту проблема ядерного уничтожения приобрела после создания отечественными учёными под руководством академика Н.Н. Моисеева модели глобального климата «ядерной зимы» - математического описания процессов, которые могут произойти в результате ядерной войны в живой и неживой природе и в обществе. Вслед за угрозой ядерного самоуничтожения человечества были осознаны энергетическая и экологическая проблемы.

Информация о работе Россия и мир: место в современной цивилизации