Русская социологическая мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России следователи выделяют три основных этапа.

Содержание работы

1 Развитие социологической мысли в России. 3
2 Особенности и основные причины развития социологии в России 7

Список используемой литературы 9

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 26.14 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тюменская государственная  сельскохозяйственная  академия»

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Социология»

на тему:

«Русская социологическая мысль».

 

 

 

 

                                                         Выполнила: ст. заочного отделения гр. ТК-2                   

                                                                           Фёдорова А.А.

   Проверила:   преподаватель 

                                                                                                    Шаргина М.Г.

                                                                   

 

 

                             

                                    

 

                                                    Тюмень, 2013 г. 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ:

1 Развитие социологической мысли в России.               3

2 Особенности и основные причины развития социологии в России    7

 

Список используемой литературы                                                              9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Развитие социологической мысли в России. 
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России  следователи выделяют три основных этапа.

 Первый этап - с середины XIX века до 1918 года XX века, второй - с  начала 20-х годов до конца 50-х  годов, третий - с начала 60-х до наших дней

 Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития состоит в переработке культуры, именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. 
          Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступа-т критически мыслящие личности, передовая интеллигенция. 
Личность в концепции субъективных социологов выступает только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является сознание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития («разнородности») личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по линии развития «разнородности» общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности ЛИЧНОСТИ. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных [синологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости.

 Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта.  
          В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные - это закономерные, повторяющиеся явления, общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания - научного и социологического. 
Естественнонаучный метод в своей основе - объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели.   

Михайловский выдвигает  идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность  «нормального человека», нормального  не только физиологически, но и поставленного  в благоприятные для нормального  развития его личностных качеств  социальные условия. Кроме того, позиция  «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, то есть с построения социального идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей.

Ведущую роль в своей социологической  теории М. М. Ковалевский отводит  учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач  социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и разъяснение многообразных  ее форм .

Второй период развития социологической  имели в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института.      

Третий этап. В 30-х годах  марксизм окончательно утвердился в  качестве юридической основы общества, социология была объявлена философской  наукой. Было провозглашено, что «исторический  материализм - это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы ИДЕОЛОГИИ.

  Это была теоретическая  предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упада связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических знаний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация общественной жизни, в том числе и науки.  
      Четвертый этап. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - на-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». Ситуация в области социологической науки сложилась парадоксальная.

 Социологические исследования  получили права гражданства, а  социология как наука - нет.  Поэтому во избежание бесконечных  споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный обиход определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями.  
           В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов.

В ходе этих исследований накоплен богатый фактический материал; отработаны методики оологического исследования, приобретены навыки проведения социологических  исследований большим количеством  социологов-самоучек. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Особенности и основные причины развития социологии в России

   Общественная жизнь России во многом определила своеобразие ее мировоззренческих теорий по сравнению с социальными теориями Запада и США. Основные из них заключаются в следующем.

Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики и т.д.)..

Во-вторых, возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской. Первое направление было ориентировано на усвоение и развитие уже на российской почве идей великих европейских философов — Канта, Гегеля, Фихте и т.д. Славянофильство же предполагало в первую очередь осмысление исторической судьбы России, се культуры и места в мировой цивилизации. По большому счету, обществоведы России не придержи вались узких рамок, а стремились к синтезу идей, полемике с западной наукой.

Третьей и, пожалуй, главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух течений, складывающихся на основе идей Запада, — позитивизма и марксизма. И это не случайно, так как при всей самобытности русской социологии ее развитие в основе своей протекало в общем русле мирового движения.

Реформа 1861 г., положившая водораздел между до- и послереформенным этапами русской истории, заострила проблемы экономической, социальной и духовной жизни. Разложение феодального строя и развитие капиталистических отношений имели своим следствием: а) ослабление позиций общинного социализма; б) рост буржуазно-либеральных взглядов: в) усиление влияния марксистской теории на основе активного роста социальной базы. Четко проявляется также потребность в осмыслении традиций и новаторства в условиях быстро меняющегося общественного уклада.

 Развитию социологии в России способствовали следующие факторы:

  • все возрастающий интерес интеллигентных слоев к социальному устройству и социальным проблемам общества;
  • бурное развитие капиталистических отношений, усложнение социальной структуры общества и рост социальной мобильности населения;
  • развитие теорий гуманистической направленности, стремящихся помочь угнетенным людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

                                   Список используемой литературы :

1.http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sociologicheskaya-mysl-rossii

2. http://isufavt.narod.ru/lekc/sociol

3. http://www.alllectures.narod.ru/lectures/sociolog

4. http://www.ronl.ru/y/sociologiya 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русская социологическая мысль