Русская социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:53, реферат

Описание работы

Цель данной работы является исследование русской социологии конца XIX - начала ХХ века.
Для полного и всестороннего изучения проблемы ставятся следующие задачи: сделать краткий анализ и дать общую характеристику русской социологии, рассмотреть основные направления русской социологии и их представителей и их социологические взгляды.

Содержание работы

Введение 2
Краткий анализ и общая характеристика русской социологии 4
Основные направления русской социологии, их представители и их социологические взгляды 6
Заключение 10
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

 

                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                               2                                          

Краткий анализ и общая  характеристика русской социологии                    4                                  

Основные направления  русской социологии, их представители и их социологические взгляды                                                                                6

Заключение                                                                                                    10                                                        

Список использованной литературы                                                            12                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Введение

       Впервые термин "социология" был введен французским социологом Контом в 1839г. и означал "обществоведение". Эту дату принято считать началом самостоятельного существования социологии как науки. На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.

        Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание России от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.      

          Необходимо отметить, что российская социологическая мысль представляла собой сочетание общего и национально особенного. Уже на первом этапе ее становления появилось множество направлений, зачастую имеющих принципиальные различия. Исследование русской социологии конца XIX - начала ХХ века актуально.

        Цель данной работы является исследование русской социологии конца XIX - начала ХХ века.

     Для полного и всестороннего изучения проблемы ставятся следующие задачи: сделать краткий анализ и дать общую характеристику русской      

 

 

 

социологии, рассмотреть  основные направления русской социологии и их представителей и их социологические взгляды.

         При написании реферата исследовалась научная литература. В достаточном объеме представлена информация по данной теме в учебных пособиях, которые перечислены в списке использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.Краткий анализ и общая характеристика русской социологии .

          Официальное становление социологии в рамках академических структур в России началось лишь после Октябрьской революции, когда в 1918 г. было принято постановление Совнаркома «О социалистической академии общественных наук». После издания этого постановления, уже в 1919 году, в Петроградском и Ярославском университетах были основаны факультеты социологии (в их организации принимал участие тогда еще молодой Питирим Сорокин, который в 1920 г. возглавил факультет социологии Петроградского университета). В 1919 г. был основан Социобиологический институт.

           В этот период активно издается социологическая литература, посвященная теоретическим вопросам. При этом основные споры разворачиваются вокруг марксизма и марксистской социологии. В тот период в России были представлены как направления немарксистской социологической мысли (П. Сорокин, М. Ковалевский, П. Михайловский и др.), так и социологи марксистского направления.

          Заметным явлением в этой полемике оказалась книга Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской

социологии». Бухарин излагал  в ней точку зрения, в соответствии с которой социология рассматривалась как неотъемлемая часть исторического материализма.

          Однако впоследствии, после выхода «Истории ВКП(б)» И.В. Сталина, социология получила ярлык «лженауки». На конкретное изучение социальной жизни был наложен запрет, что привело к эмиграции многих видных социологов того времени, среди которых был и П. Сорокин. Даже слово «социология» было выведено из научного обихода.

         Изменения в положении социологии произошли лишь во времена «оттепели», когда постепенно стали возрождаться социологические исследования. Впрочем, этот процесс продвигался крайне медленно, поскольку                                                                                                         

социология по-прежнему оставалась запрещенной наукой: запрет был снят лишь с конкретных социологических исследований. Это проявлялось в том, что такие фундаментальные для социологии понятия, без которых вообще трудно представить ее как науку, как отчуждение, социальная динамика, социальная норма, социальный контроль, употреблять было запрещено.

        На такое положение социологии красноречиво указывает ее место в системе Академии наук. Первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и Лаборатория социальных исследований при Ленинградском университете были созданы достаточно рано. Однако лишь в 1962 г. была основана советская Социологическая ассоциация. В 1969 г. было создано первое учреждение, которое официально занималось социологическими проблемами, - Институт конкретных социальных исследований, который в 1972 г. стал Институтом социологических исследований и лишь в 1978 г. получил официальное название Института социологии АНСССР.'

        Вывод: процесс институционализации социологии как учебной дисциплины в рассмотренный период носил во многом нестабильный характер и, в конце концов, был фактически прерван. Основным социальным институтом, в рамках которого особенно проявила себя в период становления и развития академическая социология, явилась сфера образования. Социология в нашей стране входила в высшее звено образования и превращалась в этом смысле в академическую дисциплину не только сложнее, но и позднее, чем на Западе. Что касается институционализации социологии как научной дисциплины, то это происходило в еще более затяжном варианте -- она заняла свое место в научной структуре РАН лишь после крутых переломов в истории нашей страны, т.е. во втором десятилетии ХХ века, чтобы вскоре быть

ликвидированной и вновь  появиться уже в 60-е гг.

 

 

         2. Основные направления русской социологии, их представители и их

                                            социологические взгляды.

        Как и на Западе, социальная мысль в России изначально развивалась в русле социальной философии. Изменения общественных отношений, вызванные развитием капитализма, породили объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений. Основные направления русской социологии: географическое, субъективистское,

Психологическое ,диалектико-материалистическое, неопозитивистское.

        Географическое направление было представлено л. И. Мечниковым, С.

М. Соловьёвым, В. о. Ключевским. Так, л. И. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации:

          Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Л.И. Мечников считал неизбежным переход человечества от деспотического правления к свободе.

            Субъективистское направление возникло в конце 60- х гг. XIX века и существовало до начала хх века .

            Основоположником субъективной школы является П.Л. Лавров (1828 - 1900 гг.). В изучении социологии он опирался на философию, историю и этику.

Пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров генетической и исторической социологии. Его, как и Конта, волновал процесс «подготовления» мысли космические, геологические, физико-химические, биологические и психологические линии эволюции, вплоть до «сопутствующих» мысли     

социальных процессов, ибо  мысль и культурное неотделимы от социального,

как личность неотделима от общества.

        Н. К. Михайловский (1842 - 1904 гг.) доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. Считал, что история управляется постоянными законами. Исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность - скорость социального прогресса. Идея определяет не только выбор исторического направления, но и даёт «реальное содержание» законам истории. Н. К. Михайловский был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса. Его знаменитая «формула прогресса» звучит следующим образом: «Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему ррзделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно всё, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно всё, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов». В этом определении главный упор делается на чисто метафизическую трактовку количественных моментов двух разновидностей разделения труда - «экономического» и «органического» на каждом этапе развития.  

     Ярким представителем психологического направления был л. И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.). Социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, - считал л. И. Петражицкий, - являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект - это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект –

групповая, «народная психика» с её «нормами - законами», которые  и 

определяют мотивацию».

      Петражицкий отрицал объективный, естественно исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Данный взгляд социолог применял при анализе самых разнообразных явлений - права, власти, идеала, наказания и т.п. Л.И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира.

      Марксистское направление в России стало получать всё большее распространение в конце XIX века. По праву «пионером» марксизма в России называют г. В. Плеханова (1856 - 1918 гг.). В своих работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» он подверг резкой критике субъективистский подход русских народников к оценке общественного развития в пореформенной России. Оценил учение К. Маркса как новый этап в философии и социологии. Развил материалистическое понимание истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Не единицы, а народные массы играют решающую роль в историческом развитии. Народ должен стать героем истории. В то же время Плеханов утверждал, что выдающаяся личность, неразрывно связанная с массой при определённых исторических условиях, может сыграть огромную общественную роль и своей деятельностью ускорить движение общества. Плеханов блестяще раскритиковал идеалистический культ личности. В этом его большая заслуга как социолога.

      В.И.Ленин (1870 - 1924 гг.) так же способствовал развитию теории ипрактики марксизма обширным рядом работ. Многие из них оказали значительное воздействие на социальные науки («Развитие капитализма в России», «Государство и революция», «Империализм как высшая стадия развития капитализма» и т.д.). В работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» В.Ленин показал материалистическое

понимание закономерностей  развития общества, роль народных масс, классов и личности в истории, рассмотрел такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства».

       Важной вехой в развитии русской социологической мысли были труды П. А. Сорокина (1889 - 1968), являвшегося представителем неопозитивистского направления в социологии. Особенно велик его вклад в понимание предмета, структуры и роли социологии; механизма и путей социального развития; социальной структуры общества и социальных перемещений; социокультурной динамики. Наиболее известные работы: «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Современная социологическая теория»."

Информация о работе Русская социология