Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:27, реферат
Его труды открыли новые области исследования, расширили традиционные интересы социологии и вступали в схватку с фундаментальными вопросами жизни. В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И, несмотря на это, в России постоянно росло число публикаций по социологии, появлялось всё больше переводов, обобщений и комментариев работ западных социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.
Введение
1. Юность
2. “Русский” период жизни и творчества П. Сорокина
3. Революционная деятельность, студенческие годы
4. Научная и преподавательская деятельность
5. Взгляд на общество
6. Последние годы жизни в России
7.“Американский” период жизни П. Сорокина
Литература
Содержание
Введение
1. Юность
2. “Русский” период жизни и творчества П. Сорокина
3. Революционная деятельность, студенческие годы
4. Научная и преподавательская деятельность
5. Взгляд на общество
6. Последние годы жизни в России
7.“Американский” период жизни П. Сорокина
Литература
Питирим Александрович Сорокин - крупнейший ученый социолог ХХ века. Творческую деятельность П. Сорокина делят на два периода: русский (с начала 10 по 1922 г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой десятке ведущих социологов мира. Питирим Сорокин - одна из наиболее эрудированных и противоречивых личностей в истории социологии.
Его труды открыли новые области исследования, расширили традиционные интересы социологии и вступали в схватку с фундаментальными вопросами жизни. В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И, несмотря на это, в России постоянно росло число публикаций по социологии, появлялось всё больше переводов, обобщений и комментариев работ западных социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.
За время своей карьеры
П. Сорокин внёс существенный вклад в аграрную
социологию, социологию социальной мобильности,
войны и революции, альтруизма, социальных
перемен, социологию знания и теоретическую
социологию.
Юность
П. А. Сорокин в своей автобиографическом романе «Долгий путь» указывает 21 января 1889 года датой своего рождения. Однако согласно метрической записи турьинской Воскресенской церкви он родился 23 января 1889 года (4 февраля по новому стилю) и 24 января был окрещен (1).
Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, русский, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село.
Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.
Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.
Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы, он окончил школу грамоты. А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях.
Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми.
Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык, Закон божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика.
2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу. Благодаря отличным рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-духовной семинари села Хреново Костромской губернии.
В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: “Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели... представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях.... Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор”.
«Русский» период жизни и творчества П. Сорокина
В 1906 г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. “зайцем” проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как “Вестник Знания”, “Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма”. В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.
Революционная деятельность, студенческие годы
За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга “Преступление и кара, подвиг и награда”, обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как “Анатомия национальностей и единство государства”, “Формы правления”, “Проблемы социального равенства”, “Основы будущего мира” и др.
Научная и преподавательская деятельность
В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится “приват-доцентом”. Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране.
1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих “соблазнительных иллюзий”. Именно тогда, вероятно, им было написано его “отречение” - открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.
После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина “Ценные признания Питирима Сорокина”. По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина “Система социологии”, которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.
В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на баз которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.
“Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности”.
“Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
1) его строения и состава;
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности;
3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы
основные задачи изучения социологии”.
П.А. Сорокин писал: “Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество. Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями... Только знание здесь может указать... как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение”.
Взгляд на общество
Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и взаимоотношения в нем. Для этого он использовал свои методы.
П. Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:
1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
3 социальную генетику; “Задача
генетической социологии - дать основные
исторические тенденции в
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по П. Сорокину, включает в себя социальную политику.
“Задачи практической социологии ясны из самого названия” - писал Сорокин. “Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям”.
В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов.
Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.).
Главными формами взаимодействия социальных групп являются:
1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих;
2) взаимодействие сходных и несходных лиц;
3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.
Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп,
образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых”.
“Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия”. “Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.”
Информация о работе “Русский” период жизни и творчества П. Сорокина