Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 12:22, доклад
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
Проблема рынка труда,
занятости и безработицы
Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывают на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.
Известно несколько теорий функционирования рынка труда, и каким является механизм его регулирования. Можно выделить два главных подхода к решению данного вопроса.
Первая концепция –
неоклассическое направление
Вторая концепция – кейнсианское направление регулирования занятости. Неоклассическая теория в трудах Дж. Кейнса подверглась критике и модификации.
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качесвенные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое.
В общей системе государственного
регулирования рынка труда
Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны.
Согласно российскому
закону о занятости, государственная
политика занятости заключается
в содействии полной, продуктивной
и свободно избранной занятости
путём обеспечения
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:
Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой
Во-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д.,
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инстумента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.
В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.
В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Одним из важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.
Государственная политика устремлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.