Рынок труда и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 12:22, доклад

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

Файлы: 1 файл

доклад социология.docx

— 18.02 Кб (Скачать файл)

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических  проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком  прошлом считалось, что у нас  осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости  и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в  нашей стране не рассматривались. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывают на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом. 

Известно несколько теорий функционирования рынка труда, и  каким является механизм его регулирования. Можно выделить два главных подхода  к решению данного вопроса.

Первая концепция –  неоклассическое направление регулирования  занятости.

Вторая концепция –  кейнсианское направление регулирования занятости. Неоклассическая теория в трудах Дж. Кейнса подверглась критике и модификации.

Можно выделить следующие  основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом  и предложением труда, а также  его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень  жизни основной массы населения, а с  другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых,  формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов,  что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Государство на рынке труда  должно осуществлять систему мер  целенаправленного воздействия  на количественные и качесвенные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства.

Можно выделить два основных направления деятельности государства  на рынке труда, а именно: социальное и экономическое.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно  выделить два основныз типа воздействия: прямое и косвенное.

Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально  ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны.

Согласно российскому  закону о занятости, государственная  политика занятости заключается  в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости  путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Политика на рынке труда  в ближайшем периоде будет  направлена на:

    • обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
    • переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
    • достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
    • предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
    • создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
    • развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
    • рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства  РФ по решению проблем занятости  относится:

    • преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
    • экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
    • оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
    • разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
    • развитие гибких форм занятости;
    • последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
    • дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
    • улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;
    • сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

Можно указать на следующие  основные инструменты государственного регулирования, так или иначе  применяемого во многих странах с  развитой рыночной экономикой

Во-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д.,

Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инстумента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.

В-третьих, политика «согласования  действий», сутью которой является достижение согласованности интересов  работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы  с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны.

В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная  кредитно-денежная политика.

Одним из важнейших направлений  организационной деятельности государства  выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в  последней трети ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

Государственная политика устремлена на развитие трудовых ресурсов, в том  числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы.


Информация о работе Рынок труда и занятости