Самоубийство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:53, доклад

Описание работы

Согласно обыденному представлению, самоубийство есть прежде всего порыв отчаяния у человека, который больше не дорожит жизнью; но на самом деле человек вплоть до самого последнего момента привязан к жизни, хотя эта привязанность и не мешает ему расстаться с нею. Во всех случаях, когда человек отказывается от того, что считает своим высшим благом, имеются, очевидно, общие и существенные признаки самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или посредственным результатом положительного или отрицательного акта, совершенного самой жертвой.

Файлы: 1 файл

Самоубийства.docx

— 17.25 Кб (Скачать файл)

Согласно обыденному представлению, самоубийство есть прежде всего порыв  отчаяния у человека, который больше не дорожит жизнью; но на самом деле человек вплоть до самого последнего момента привязан к жизни, хотя эта привязанность и не мешает ему расстаться с нею. Во всех случаях, когда человек отказывается от того, что считает своим высшим благом, имеются, очевидно, общие и существенные признаки

 

самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или посредственным результатом  положительного или отрицательного акта, совершенного самой жертвой.

Средняя смертность одинаково  устойчива для всех народов, достигших одного и того же уровня культуры; во всяком случае, разница бывает очень незначительна.

 

История говорит нам, что самоубийства вообще редко случаются в молодых обществах*, стоящих на пути к развитию и концентрации, и что, напротив, число их увеличивается по мере того, как растет общественный распад.

* Не надо смешивать молодые,  только еще развивающиеся общества  с обществами низшего порядка;  в этих последних самоубийство есть, наоборот, очень частое явление.

С целью  опровержения теорий, согласно которым  самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и  анализ статистических данных, характеризующих  динамику самоубийств в различных  европейских странах. Он считал, что  только социология способна объяснить  различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах  в разные периоды. В качестве альтернативного  объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают  в результате общения людей друг с другом.

Дюркгейм  выделил следующие три типа самоубийств, обусловленных различной силой  влияния социальных норм на индивида:

  • Эгоистическое самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальных связей, связанный с чрезмерной индивидуализацией.
  • Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной зависимости индивида от общества. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем.
  • Аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию).
  • Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.

 

Некоторые исследователи раньше утверждали, что брак и семейная

жизнь увеличивают наклонность  к самоубийству. Если, следуя общепринятому мнению, видеть в самоубийстве акт отчаяния, вызванный тяжелыми условиями существования, то вышеприведенное мнение имеет все основания.

Среди протестантов самоубийства случаются  чаще, чем среди католиков;

Среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения;

В периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности,

В мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций. Это объясняется тем, что великие  социальные перевороты, как и великие  национальные войны, оживляют коллективные чувства, пробуждают дух партийности и патриотизма, политическую веру и веру национальную и, сосредоточивая индивидуальные энергии на осуществлении одной цели, создают в обществе — по крайней мере на время — более тесную сплоченность. Не самый кризис оказывает то благотворное влияние, которое мы только что установили, но та социальная борьба, которая этот кризис создает. Так как борьба эта заставляет людей сближаться между собой перед лицом общей опасности, отдельные лица начинают меньше думать о себе, больше об общем деле. И само собой понятно, что такая интеграция может не ограничиваться самым моментом опасности, но в некоторых случаях — особенно если она очень интенсивна,—способна пережить те причины, которые ее непосредственно вызвали.

 

 

 «Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, построена на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

Впоследствии  теорию социальной аномии развивали  американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.

 


Информация о работе Самоубийство