Самоубийство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

При каждом исследовании явления “суицид” стало традицией опираться на тот мощный фундамент, который был заложен еще в начале ХХ века Эмилем Дюркгеймом в работе “Самоубийство”. Дюркгейм по праву считается классиком в среде социологов.
Самоубийство, в ряду тем, затрагивающих чувства отдельной личности, можно отнести к запретным темам, о которых люди избегают говорить и даже думать.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Основные социологические понятия и подходы к изучению проблемы суицида……………………………………………………………...4
2.Причины суицидального поведения: социальные и асоциальные факторы………………………………………………………………………..…5
3.Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств……………………..12
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………....14

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

     Поколение среднего возраста, включая большинство  трудоспособного населения “кому  за 30”, оказалось в не менее неоднозначной  ситуации в свете политических, экономических и культурных перемен нашего времени. Конечно многие из них получили, наконец, возможность реализовать свои идеи, замыслы и творческий потенциал или просто возможность работать. Однако работа некоторых, а может и большинства, еще совсем далека даже от элементарной нормы. Иногда это идет от недостатков организации труда, иногда и от субъективных причин, относящихся к конкретному специалисту. Вследствие этого они обязательно получат большую порцию стрессов в широком ассортименте психологических факторов: неуверенность в своем профессиональном и социальном будущем, чувство вины за несоответствие требованиям и плохую работу, тревога за свое место и др.

     С другой стороны, люди, изменившие темпы  своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки. Во-первых, из-за большей напряженности труда в связи с более быстрым темпом, во-вторых, из-за барьеров, возникающих при этом на их пути.

     Еще один потенциальный стрессогенный  фактор для лиц среднего возраста - интенсивные изменения во всех сферах современного общества, требующие от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое мировоззрение, взгляды, коренного изменения его мышления и поведения.

     С другой стороны, новые условия общественной жизни порождают неизмеримо большое количество альтернатив при выборе профессиональной деятельности или формы и места получения образования и др., что предоставляет гораздо большие возможности для индивидуального развития. Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществить выбор в определенных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в самоопределении, находятся в неблагоприятном психологическом состоянии, повышающем вероятность суицидальных намерений.

     Но  не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни и одиночество могут служить причинами самоубийства. Среди покушающихся на свою жизнь велика доля одиноких, но и семейные невзгоды нередко приводят к решению наложить на себя руки. В большей степени незащищенными в данном плане являются мужчины.

И все же отказ  от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни  в то время, когда она должна в  полной мере начинаться.

     На  первом месте из проблем, характерных  для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные  со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений  с друзьями, в основном противоположного пола.

     Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки. И не случайно, что многие попытки  суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Ранние браки (15-19лет) не спасают от уменьшения риска суицида. Это связано, прежде всего, с тем, что они являются попыткой, не всегда удачной, решить другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.

Школьные  проблемы обычно связаны с неуспеваемостью  или плохими отношениями с  учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются причиной самоубийства, но приводят к понижению самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

     Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого  человека, что возникает в качестве компенсации плохих отношений в  семье. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. Иногда, при отсутствии поддержки окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

     Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и психологи указывают на способы оказать влияние на других людей.

     Кроме того, в современных условиях увеличивается  разрыв между различными возрастными  и социальными группами - это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных  общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых происходило в условиях менее динамичного общества, очень сложно понять своих “свободомыслящих” детей. Но с другой стороны, кто, как не молодые, являются поколением, которое находится в наилучшем положении в современной ситуации, так как имеет гораздо больше потенциальных возможностей использовать свои преимущества, связанные с тенденциями изменения общества.

     Самоубийство  – это результат социально-психологических  дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует обычно одна причина, но ее подкармливают целый ряд обстоятельств, во время которых и созревает мысль о самоубийстве. И не важно, волевой этот человек или эмоционально неустойчивый. Самоубийства встречаются среди людей разных типов. Неуравновешенный человек с частыми перепадами настроения может совершить импульсивное самоубийство, а волевой - реализовать хорошо подготовленное, продуманное решение. Но существуют общие закономерности, объясняющие страшное решение расстаться с жизнью у разных людей. Прежде всего, это значимость ситуации для данной личности. Именно из-за различной значимости одни и те же типы личности в сходных ситуациях дают совершенно различную реакцию. Самые распространенные из них реакции демобилизации, дезорганизации и пессимистического направления.

     Реакция демобилизации, самая часто встречающаяся в повседневном общении с людьми. У человека резко изменяется сфера контактов, он замыкается, мучительно переживает свое одиночество, испытывает безнадежность. Тем не менее, он продолжает жить и работать или учиться, ни на что не жалуется, но мрачнеет с каждым днем, уединяется, перестает быть активным и думает о самоубийстве. В данном случае за суицидальными намерениями в половине случаев могут последовать реальные действия.

     Высоким риском самоубийства отличается реакция дезорганизации. В ее основе лежит какой-то тревожный компонент, нарушен сон, бывают кризы. Заметно снижается интеллектуальный контроль. Человека что-то очень мучает. Происходит то, что обычно называют потерей “точки опоры”. Из-за этого может произойти реализация острого намерения уйти из жизни.

Пессимистическая  реакция - одна из самых тяжелых и опасных. Происходит изменение мироощущения, появляется мрачное мировоззрение и оценка суждений. Меняется вся шкала ценностей. При этой реакции встречаются как неожиданные, сиюминутные способы самоубийства, так и заранее продуманные.

     Итак, реакции на неприятные и губительные для психики события могут быть разными, но основа их происхождения - отрицательная эмоция. Опасны не любые отрицательные эмоции, а неконструктивно-застойные (отсутствует их смена, динамичность психической деятельности сведена к минимуму). Неконструктивность заключается в обращенности эмоций вспять, на то, что уже произошло. Отсюда не следует, что нельзя вспоминать и анализировать то, что уже произошло, даже если это нерадостные воспоминания. Обращаться к неприятным событиям целесообразно с целью их анализа.

     Такой анализ позволяет уменьшить возможность  возникновения подобных ситуаций в  дальнейшем, а сам строй мыслей обретает целенаправленность. Именно целенаправленная активность по достижению реальной и актуальной цели позволяет преодолевать растерянность, уныние, разочарованность, тоска.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  Категории самоубийц. Фазы и типы самоубийств.

 
 

     Существуют категории самоубийц с их психологическими портретами:

эгоист (выпавший из сообщества); - альтруист (слишком преданный сообществу, принимающий смерть "за компанию"); -аномичный самоубийца (в отсутствие общечеловеческих ценностей и принятых правил поведения);   - фаталист (в отсутствие необходимых для самовыражения свобод).

     Если  говорить о самом явлении суицида, можно выделить несколько фаз.

     Выделяется пресуицид, когда появляются сначала мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни» и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, зато имеется самоотрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны и нормальным людям в тех или иных ситуациях. Но если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни, которые выражают внутреннюю готовность человека к суициду.

     На  следующем этапе возникают суицидальные замыслы. Это активные формы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место. Следующий этап - это суицидальные намерения: когда принято решение о самоубийстве - непосредственно суждение, возникает суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства. После того, как все этапы пройдены, человек подошел к суицидальному действию, к итоговому представлению о невозможности существования в ситуации.

     Вообще  выделяют истинный суицид, аффективный суицид (совершённый в состоянии аффекта) и демонстративно-шантажное(назло, чтобы кто-то чувствовал себя виноватым) поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 

     Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно  прийти к выводу, что это явление  является крайней формой отклоняющегося (девиантного) поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Из приведенных в работе данных можно сделать вывод, что на уровень самоубийств влияют как объективные, так и чисто субъективные факторы. И хотя были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное, и в связи с этим существует необходимость разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
 

1.   Дюркгейм Э. Самоубийство [Текст] / Э. Дюркгейм.  – СПб: Издательский дом Союз, 1998.

2.   Красненкова, И.П. Качество веры как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида  [Текст] / И. П. Красенкова // Идея смерти в российском менталитете. – СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт", 1999.

3.   Красненкова И.П. Философский анализ суицида [Текст] / И. П. Красенкова // Идея смерти в российском менталитете. – СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт". - 1999.

4.   Социология: Право на смерть [Текст] // Психологическая газета. - 1997. - №11.

5.   Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства [Текст] / Л. Трегубов, Ю. Вагин. - Пермь, 1993.

Информация о работе Самоубийство