Сексизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 10:38, реферат

Описание работы

Секси́зм (англ. sexism, от лат. sexus — пол) — идеология и практика дискриминации людей по гендерному признаку. Человек, исповедующий или практикующий сексизм, называется сексистом. Термин «сексизм» появился в 1960-е годы, с подъёмом феминистского движения на Западе. Он образован по аналогии со словом «расизм». Сексизм как идеология основан на стереотипных моделях гендерных ролей. Он ставит роли, способности, интересы и модели поведения людей в зависимость от их гендера. В рамках феминистской теории сексизм чаще всего рассматривается как проявление патриархата, то есть как дискриминация женщин мужчинами.

Файлы: 1 файл

Сексизм.docx

— 24.72 Кб (Скачать файл)

Секси́зм (англ. sexism, от лат. sexus — пол) — идеология и практика дискриминации людей по гендерному признаку. Человек, исповедующий или практикующий сексизм, называется сексистом. Термин «сексизм» появился в 1960-е годы, с подъёмом феминистского движения на Западе. Он образован по аналогии со словом «расизм». Сексизм как идеология основан на стереотипных моделях гендерных ролей. Он ставит роли, способности, интересы и модели поведения людей в зависимость от их гендера. В рамках феминистской теории сексизм чаще всего рассматривается как проявление патриархата, то есть как дискриминация женщин мужчинами. Тем не менее, существует альтернативное понимание сексизма как явления, которое в принципе может быть двусторонним. Некоторые антифеминисты используют понятие сексизма в отношении мужчин для критики феминисток. Внутри самого феминистского движения представление о возможности «обратного сексизма» характерно для более умеренных течений, представительницы которых обвиняют в сексизме и мизандрии радикальных феминисток.

Идеология сексизма


Чаще всего под сексизмом понимают целенаправленную дискриминацию женщин. С точки зрения феминистской теории, сексизм — это проявление патриархата, то есть такого устройства общества, при котором мужчины как социальная группа обладают властью над женщинами как социальной группой. При этом в большинстве неисламских стран на сегодняшний день отсутствуют юридически оформленные нормы или политика гендерной сегрегации, в том числе направленные на женщин как социальную группу. Так же является дискутивным вопрос о реальности самого факта реализации властного права по отношению к отдельной группе по половому признаку в рамках реализации властного права по отношении к обществу в целом. Как и другие виды дискриминации, сексизм представляет собой поражение в правах той группы, которая лишена власти, в данном случае женщин.

Для оправдания идеологии сексизма, как правило, используются эссенциалистские утверждения, объясняющие социальное неравенство мужчин и женщин их природными различиями. Сторонники феминизма оспаривают эти утверждения, приводя в пример некоторые научные исследования, которые не выявляют различий в строении и функционировании мужского и женского мозга[8]. Однако подобных различий не выявлено и по сравнению с лицами, страдающими отклонениями в развитии (например, при дебилии), как и не установлена четкая связь между физиологией (функционированием) мозга и проявляющимися у человека способностями (не существует и методов их количественной оценки). Общеизвестны психоэмоциональные различия мужчин и женщин. Например, у женщин наблюдается эмоциональная лабильность в зависимости от срока месячного цикла (эмпирически установлена В.И. Яздовским), что напрямую влияет на способность принимать взвешенные решения и действовать в стрессовой ситуации, управлять сложными механизмами. В большинстве стран подобные особенности служат поводом для реализации более мягких условий труда для женщин и ограничения допуска женщин к некоторым опасным видам трудовой деятельности.

Доброжелательный сексизм

Сексизм не всегда принимает открыто враждебные формы. Зачастую для оправдания дискриминации женщин используется риторика заботы. Как отмечают феминистки, доброжелательный сексизм «описывает женщин как чистые, хрупкие создания, которых нужно оберегать, защищать и восхищаться ими, и чья любовь необходима любому мужчине, чтобы оставаться мужчиной. Такая идеализация женщин автоматически подразумевает: женщины слабые и они обязаны исполнять традиционные женские роли». Важную роль в риторике доброжелательного сексизма играют отсылки к материнству. Например, представление о том, что женщина как мать или будущая мать нуждается в особой заботе, использовалось для мотивировки списка запрещённых для женщин профессий, принятого в СССР и сохранённого в современной России. При этом некоторые физические, психологические и физиологические особенности женского организма могут быть объективными препятствиями к осуществлению некоторых видов трудовой и иных видов деятельности. Наиболее ярким, но и не типичным, примером является полет Валентины Терешковой в космос, сопровождавшийся рядом внештатных ситуаций, как технического, так и психологического происхождения. Последние были спрогнозированы медиками-физиологами еще до полета как обусловленные биологическими особенностями женского организма.

На бытовом уровне доброжелательный сексизм проявляется в том, что принято называть галантностью или рыцарским поведением. Феминистки критикуют такие традиционные нормы этикета, как требование к мужчинам уступать женщинам место в транспорте, открывать дверь, подавать пальто или платить за них в ресторане. Они указывают на то, что такие мелкие знаки внимания (причём оказываемые далеко не всем женщинам) никак существенно не улучшают положения женщин, не дают им больше власти или ресурсов, но при этом сокращают для женщин возможности к сопротивлению: доброжелательный сексизм «не только доброжелательно описывает женщин, он обещает им, что мужская власть будет применяться только им на благо, если они будут поддерживать высокое положение мужчин в обществе».

Некоторые проявления сексизма

  • Низведение человека (преимущественно женщин) до роли сексуального объекта или вещи, у которого нет прав и по отношению к которому не может быть никаких обязанностей.

  • Низведение женщины или мужчины до роли экономическо-сырьевого придатка семьи. Убеждение, что ответственность за материальное обеспечение семьи или оплату совместного досуга несут люди определённого пола (обычно мужчины).

  • Убеждение, что мужчина имеет право на внебрачные или добрачные сексуальные отношения, а женщина — нет.

  • Подавление женской сексуальности: убеждение, что только мужчина должен получать удовольствие во время полового акта, а роль женщины должна ограничиваться удовлетворением партнёра. Одним из крайних выражений данного убеждения является практика женского обрезания — хирургического удаления клитора и/или малых половых губ, являющихся главными эрогенными зонами женщины.

  • Убеждение, что мужчине следует играть активную роль при знакомстве и в отношениях (в том числе сексуальных) с людьми другого пола, а женщине — пассивную.

  • Убеждение, что мужчины имеют право или обязаны проявлять уверенность в себе, силу характера и агрессивность, а женщины — слабость и уступчивость, что, по мнению ряда экспертов[3], ограничивает жёсткими гендерными ролями людей обоих полов.

  • Убеждение, что права и ответственность в определённой ситуации следует предоставлять только или преимущественно мужчинам или женщинам, в зависимости от традиционного разделения сфер ответственности на мужские и женские.

  • В тех странах, где юридические нормы предполагают свободу аборта, мать в большинстве случаев имеет возможность единолично принимать решение о рождении ребёнка, в то время как отец обязан помогать в содержании их общих детей вне зависимости от своего согласия на их рождение, в том числе и в ситуациях, когда беременность наступила в результате обмана со стороны женщины (например, вследствие заведомо ложного заявления об использовании ею контрацептивов).

  • Запрет (или общественное неодобрение) женщинам (мужчинам) заниматься некоторыми профессиями или занимать определённые должности только на том основании, что они женщины (мужчины), либо с аргументацией, сводящейся к этому основанию[4][5].

  • Более низкая оплата труда людей определённого пола, как правило — женщин[6]. Может выражаться в более низкой оплате за равный труд (женщины получают в среднем на 16 % меньшую в сравнении с мужчинами оплату за равный труд; некоторые организации отмечают, что в неформальной экономике разрыв может быть ещё более значительным[8]) или в более низкой оплате профессий, считающихся традиционными для лиц определённого пола[9].

  • Более низкая социальная защищённость женщин, ведущая к феминизации бедности и скачкам её роста в кризисные для общества или экономики государства периоды

  •  «Стеклянный потолок» — термин американского менеджмента, описывающий невидимый и формально никак не обозначенный барьер, ограничивающий продвижение женщин по служебной лестнице.

  • Половая принадлежность как один из нормативов или как неформальное требование для возможности поступления в учебное заведение. Так, например, поступление в Суворовские военные училища до 2008 года было возможно исключительно для людей мужского пола[13][14].

  • Официальная или неформальная зависимость учебной программы от пола в рамках отдельных учебных заведений.

  • Часть норм о допустимых нагрузках для женщин более низки, чем для мужчин.

  • Убеждение, что домашняя работа является обязанностью в первую очередь женщин.

  • Убеждение, что воспитание детей является обязанностью и правом в первую очередь женщин.

  • Мнение, что при разводе дети должны оставаться с матерью, а не с отцом (независимо от личных качеств и материальной обеспеченности родителей и привязанностей детей).

  • Предоставление обычно только матерям отпусков по уходу за новорождённым ребёнком и больничных отпусков на время болезни ребёнка.

  • Отсутствие в некоторых странах избирательного права у женщин.

  • Более высокий пенсионный возраст для мужчин (в России — 60 лет, для женщин — 55) при более короткой в среднем продолжительности жизни.

  • В большинстве стран, где существует призывная система комплектации армии (срочная служба), призыву подлежат только мужчины. Для женщин при этом отсутствует возможность прохождения такой службы даже на добровольной основе.

  • Различная продолжительность срока службы призывников женского и мужского пола в случае призыва, обязательного вне зависимости от пола.

  • В ряде стран законодательно запрещено выносить женщинам приговоры к смертной казни и пожизненному заключению из-за убеждения о необходимости применения к женщинам менее строгих карательных мер. В ряде других стран женщинам могут выноситься куда более строгие приговоры, чем мужчинам при схожих или более тяжёлых обстоятельствах.

  • В ряде стран осуждённым женщинам, в отличие от мужчин, разрешается получать посылки без ограничений количества.

  • В определённых ситуациях от мужчины может требоваться снятие головного убора (например, при исполнении государственного гимна или при посещении церкви). При этом от женщины в схожих случаях может требоваться его надевание.

  • В некоторых странах — наличие уличной рекламы с использованием эротических образов женского тела при полном отсутствии аналогичной рекламы с использованием мужского тела.

  • Более негативное отношение в обществе к мужской гомосексуальности, чем к лесбиянству. В некоторых странах (Зимбабве, Замбия и другие), где гомосексуальные контакты уголовно наказуемы, под соответствующую статью попадают лишь мужчины. Аналогичная ситуация имела место в Нацистской Германии («Параграф 175») и в СССР («Статья 121»).

  • Сексизм в отношении мужчин
  • Доброжелательный сексизм государства в отношении женщин создает для них особые, женские привилегии, что в свою очередь, можно рассматривать как сексизм в отношении мужчин или дискриминацию мужчин. Феминистские теории такое положение вещей отрицают, заявляя, что ни одна из этих привилегий не попадает под определение сексизма, поскольку, во-первых, ни в одном из таких случаев власть не исходит от женщин как группы, а во-вторых, все такие явления в конечном счёте служат сохранению подчинённого положения женщин в обществе. Однако, существует мнение, что такие заявления сами по себе являются сексизмом, поскольку содержат в себе предубеждения (все женщины угнетены, все мужчины привилегированны) на основании пола. Антифеминисты видят дискриминацию мужчин, в частности, в том, что пенсионный возраст для мужчин выше, чем для женщин (при существенно меньшей продолжительности жизни мужчин), что призыву в армию подлежат только мужчины, а также в том, что женщинам, в отличие от мужчин, не выносят смертных приговоров.
  • Также некоторые антифеминисты и либеральные феминистки относят к сексизму в отношении мужчин позитивную дискриминацию и некоторые практики радикального феминизма, в первую очередь сепаратистские.

Информация о работе Сексизм