Министерство образования и
науки РФ
«Волгоградский государственный
технический университет»
Факультет Экономики и Управления
Кафедра «История, культура
и социология»
Реферат
по дисциплине: «Социология»
на тему:
«Секта как социальная общность:
причины появления и негативные последствия
для социума»
Выполнил:
студентк группы ПП-251
Проверил:
доцент, кандидат исторических
наук
Волгоград, 2014
Оглавление
Введение.
После многих десятилетий атеизма и бездуховности
сегодня возродился большой интерес к
проблемам духовной жизни. Для многих
людей духовность становится модой, её
выставляют на показ. Однако вера, духовность,
религия - все это предметы слишком специфические,
чтобы говорить о них без знания их законов.
Сегодня часто рассуждают так: бездуховность
и атеизм - это плохо, следовательно, любая
вера и, какая угодно, духовность - это
хорошо. Важно верить во что-то светлое
и возвышенное, а различия между религиями
принципиального значения не имеют. Но
эти рассуждения далеки от той глубины,
которая была характерна для людей, действительно
верующих и серьезно мыслящих. Религия
сегодня рассматривается и как эффективное
орудие в деле преобразования мира.
Целью данной работы является изучение
сект, их доктрин и влияния, которое они
оказывают на людей.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и классификацию
сект;
2. Выявить причины появления сект;
3. Определить негативные последствия
сект для социума.
1.
Секта
Большинство словарей
и справочников определяют секты как сравнительно
небольшие и замкнутые религиозные группы,
отделившиеся от основной, культурообразующей
религиозной общины (или основных общин),
страны или региона и противостоящие им.
Слово "секта" имеет две возможные
этимологии. Либо от sectare - отсекать, разделять,
либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться,
быть в услужении.
Секта – особая религиозная
организация (группа верующих), отвергающая
основные ценности официальной церкви
и основной массы верующих. Обычно секту
образовывает отколовшаяся от основной
церкви группа верующих. Секта представляет
собой закрытую или полузакрытую организацию,
для вступления в которую требуется пройти
определенный ритуал посвящения. Выйти
из секты также бывает непросто,
В широком смысле этого
слова, секта - это организация или группа
лиц, замкнувшихся в своих интересах (в
том числе культовых), не совпадающих с
интересами общества, безразличных или
противоречащих им. Из самого наименования
следует, что под этим термином понимается
группа, которая полностью контролирует
своих членов и в той или иной степени
нарушает их права.
Понятие секта в русском
языке используется в двух значениях,
исторически связанных, но существенно
различных. Тем не менее эти значения не
всегда четко различаются, и отрицательная
коннотация, присущая одному из значений
("тоталитарная секта"), переносится
на секты в целом. Следует помнить, что
это слово, как правило, обозначает не
само учение, а организацию, его представляющую.
В большинстве случаев
религиозные организации не приветствуют
употребления по отношению к ним термина
"секта", предпочитая называться
религией, церковью, конфессией или деноминацией.
Само слово «секта» – не нейтральное,
оно заключает в себе глубокий исторически
обусловленный подтекст и в русском языке
часто носит уничижительный оттенок. Косвенным
подтверждением этому являются производные
от этого термина слова "сектант",
"сектантство" и "сектантский",
которые вызывает негативные ассоциации
и обычно используется полемически или
уничижительно.
Понятия «секта» и
«тоталитарная секта» нужно уметь разделять.
Сектами можно назвать большинство новых
религиозных движений как выходцев из
каких-либо традиционных религий, и это
слово не несет в себе характеристики
такой организации как чего-то плохого.
Напротив, религиозные секты могут оказывать
культурообразующее влияние на традиции
народов, сами постепенно превращаясь
в мощные религиозные позитивные движения,
отличаясь от истинной религии только
какими-то догматами[4] . Но среди всей массы
религиозных движений есть целый пласт
таких, деятельность которых идет вразрез
со светскими законами или доктрины которых
прямо призывают к насилию над людьми
из внекультового социума. Криминальный
характер таких организаций хорошо замаскирован,
но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов.
2. Виды сект
2.1. Тоталитарные
секты
Особым случаем сект
являются тоталитарные секты — религиозные
или псевдорелигиозные авторитарные организации,
деятельность каждого члена которых (в
том числе финансовая и личная жизнь) полностью
контролируется религиозной общиной или
её духовными лидерами. Именно понятие
"тоталитарная секта" значительно
усилило отрицательную коннотацию, распространившуюся
впоследствии на сам термин секты.
Основные отличия тоталитарных
сект от других сект и вообще религиозных
организаций касаются не их вероучения
(как с другими типами сект), а способов
привлечения и удержания новых членов.
Среди многих признаков, характерных для
тоталитарных сект, наиболее характерны
два: непрозрачность внутренней структуры
и идеологии и обман рядовых членов. Во
многих странах общественными или правительственными
организациями разрабатываются специальные
списки признаков (checklists), которые должны
позволить отличить тоталитарные секты
среди множества религиозных групп.
Доказать использование
перечисленных приёмов в каждом отдельном
случае довольно сложно из-за закрытого
характера многих сект (не только тоталитарных),
поэтому отнесение конкретных организаций
к числу тоталитарных сект является предметом
острой полемики.
Как и для сект в целом
тоталитарных сект характерно наличие
выдающегося харизматического лидера
("гуру"), хотя для тоталитарных сект
такой лидер имеет особую значимость,
и оказывает как правило гораздо большее
влияние на других членов общины.
Провести границу между
двумя типами сект — “классическим”
и “тоталитарным” – не всегда просто.
Секты могут изменяться и, будучи весьма
жесткими организациями при своем основании,
затем “остепениться” и войти в общественную
жизнь. Как правило, тоталитарные секты
не долговечны и, по оценке религиоведов,
существуют в среднем полтора поколения
— пока жив сам «гуру» и пока живы те, кто
лично с ним общался. В дальнейшем тоталитарные
секты либо исчезают, либо превращаются
в обычные секты, которые затем могут развиться
в деноминации или отдельные религии.
2.2. Деструктивные
секты
Крайней формой тоталитарных
сект являются деструктивные секты или
деструктивные культы, называемые также
секты-убийцы, которые обвиняются в самоубийствах
и убийствах других людей. Имеется свыше
десяти сект, случаи самоубийств и убийств
членами которых хорошо документированы
и, как правило, не оспариваются, среди
них такие, как "Аум Синрикё", "Ветвь
Давида", Армия сопротивления Господа
и другие.
Самоубийство является
крайней, однако, не единственной формой
деструкции личности. Многие современные
сектоведы считают деструктивными любые
секты, вырывающие адепта из социального
окружения и / или мешающие принятому в
обществе процессу социализации индивидуума.
2.3. Классические
секты
Для сект характерны
заметные вероучительные особенности,
которые, как правило, рассматриваются
остальной частью исходной религиозной
группы как ложные. Поскольку секта возникает
в течение короткого времени благодаря
деятельности одного или нескольких человек
изначально она является небольшой. Однако
впоследствии она может развиться в крупное
направление (деноминацию) в соответствующей
религии или даже стать отдельной религией.
В частности в начале своего возникновения
сектами можно назвать многие крупные
религии, в том числе христианство (рассматривавшееся
иудеями первого века как типичная секта),
ислам, буддизм, сикхизм, джайнизм.
3. Причины появления сект
Современная религиозная
жизнь человечества связанная не только
с известными традиционными религиями
– христианством, исламом, буддизмом,
а и с новыми религиозными учениями и культами,
которые становятся фактором духовной
жизни общества. Новые нетрадиционные
религии – специфическая форма религиозных
верований, своеобразный тип организации.
В них, как правило, не разработанная система
вероучения и культа.
Массовое появление
и распространение новых религиозных
течений приходится на 60–70-е годы XX века
– период так называемого религиозного
бума. Родиной большинства нетрадиционных
течений считаются США, откуда они начали
распространяться в Европе, Азии и Латинской
Америке. Их объединения действовали под
разными названиями: «нетрадиционные
религии», «религии Нового возраста»,
«неканонические верования», «альтернативные
культы», «молодежные религии», «восточные
культы» и тому подобное.
В этот период западные
страны переживали кризис традиционных
социальных ценностей и господствующей
религиозной идеологии. Глубокий кризис
испытали христианские религиозные ценности,
которые не смогли адекватно ответить
на изменение в общественной жизни, объяснить
общественный катаклизм. Традиционные
религии, которые слились с общественными
структурами стран Запада, несли ответственность
за социальные катаклизмы. Разочарование
в официальных ценностях потребительского
технократического общества, чувство
одинокости, потеря жизненной перспективы
– все это стало социально-психологической
причиной поиска новой системы ценностей,
новых жизненно важных общественных идеалов,
другого образа жизни.
Лидеры новых религиозных
движений своевременно ощущали перепады
в общественных расположениях духа и умело
реагировали на них. Они резко разоблачали
недостатка этого «греховного» мира, удачно
рекламировали себя как уникальных спасителей,
оповесников высшей божественной мудрости
и морали. В научной литературе вопрос
о причинах появления нетрадиционных
религий и культов освещен неоднозначно,
поскольку он оказалось довольно сложным.
Некоторые авторы причину появления новых
религий связывают с наличием глобальных
проблем человечества. К таким проблемам
относятся экономические кризы, социальные
катаклизмы, стихийные бедствия, угроза
термоядерной войны, различные военные
конфликты и тому подобное.
Именно эти явления
являются причиной отрицательного общественного
расположения духа, формируют чувство
пессимизма, потери перспективы в жизни.
Не последнюю роль в этом процессе сыграет,
по мнению отдельных ученых, кризис идей
гуманизма и ценностей духовной культуры,
которая существенным образом зацепила
большинство населения. В разных странах
кризис духовной культуры проявляется
неодинаково. Россия, как большое государство,
находится на перекрестке дорог, где переплетаются
геополитические интересы разных государств.
Она переходит от одной системы общественного
отношения к другой – рыночной. Это болевой
процесс, который сопровождается затяжным
кризисом всех форм общественной жизни
и задевает интересы широких народных
масс. Вообще это и создает благоприятные
условия для распространения новых религий.
Комплекс приведенных
причин обусловил ощущение бесперспективности
жизнь определенной части людей, невозможность
установить гармонические отношения в
обществе, реализовать гуманистические
идеалы. Новые религии обещали каждому
спасения, безграничные возможности морального
усовершенствования, самовыражение и
преодоления безысходности. История религии
свидетельствует, что возникновения альтернативных
течений в ортодоксальной церкви – явление
нередкостное. Их появление всегда было
обусловлено глубинными социальными процессами,
в которых выражались интересы разных
социальных групп. Официальные церкви
всегда отрицательно относились к любым
попыткам обновить традиционное вероучение
или культовую практику.
4. Влияние
сект на современное общество
Результатом действий тоталитарных
сект является непоправимый вред, который
они наносят людям и почти всегда этот
вред непоправим.
Тоталитарные секты несут в
себе опасность на четырех уровнях:
• На уровне личности, потому
что они лишают человека свободы, порабощают
его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются
человеческие жизни, ломаются судьбы,
наносится тяжелый, а зачастую, и непоправимый
урон здоровью, как психическому, так и
физическому.
• На уровне семьи, потому что
каждая тоталитарная секта являет собой
некую эрзац - семью, претендующую на то,
чтобы заменить подлинную, настоящую семью
человека, вытесняет семейные привязанности
и разрушает семейные узы. Развал семей
является постоянным спутником тоталитарных
сект
• На уровне общества, потому
что, в отличие от традиционных конфессий,
между которыми и обществом идет постоянный
взаимообмен, тоталитарные секты ничего
не производят и существуют исключительно
паразитирующим образом, оттягивая от
общества ресурсы, как людские, так и финансовые
и всякие иные. Тоталитарные секты не могут
ничего производить, и в конечном итоге
они избавляются от тех людей, которые
уже отдали им все, что имели. Ведь после
этого о них надо заботиться, тоталитарные
секты в этом не заинтересованы. Ведь гораздо
легче завербовать другого человека и
заставить его делать ту работу, которую
выполнил его предшественник. Таким образом,
человек с разрушенной судьбой, с разрушенным
здоровьем оказывается на обочине жизни,
предоставленный сам себе, с грузом накопившихся
и весьма уже нелегких проблем.
• На уровне государства, потому
что каждая из них фактически является
в нем инородным телом, своего рода государством
в государстве. Секта живет по собственным
законам, часто противоречащим государственным,
и по собственным морально – этическим
принципам, противоречащим принципам
традиционным. В конечном итоге, для тех,
кто находится в секте, то, что хорошо для
нее, то и есть высшая нравственность и
высший закон.