Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:19, реферат
На благополучное существование семьи влияют как социально-экономическая обстановка в обществе, так и индивидуальные качества и характеристики каждого из супругов – начиная от уровня образования и заканчивая мировоззренческими установками. В России многие из этих факторов за последние несколько десятилетий претерпели существенные изменения, в результате чего в наши дни наблюдается кризис семьи, связанный с неудовлетворительным выполнением этим институтом своих социальных функций. А это, в свою очередь, выливается в психологические проблемы личности и, как следствие, неблагоприятно отражается на обществе. Одной из практических задач социологии семьи является поиск путей повышения устойчивости семьи как социального института.
Введение.
Семья – это один из важнейших социальных институтов. Она имеет огромное значение как для общества в целом, так и для отдельно взятой личности. Семью считают начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать "изобретениями" культуры, сфера их существования - общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь - личная жизнь.
На
благополучное существование
Семейно-брачные отношения.
Брачный союз — регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной, основанная на личных чувствах и отношениях, преследующая цель создания семьи. Семья - главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и т.д. Исследователи рассматривают семью в трех различных аспектах:
1) как исторически сложившуюся систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми;
2) как малую группу, структурную единицу общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Этот союз направлен на удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей, а также создания условий, благоприятных для развития и самореализации каждого его члена;
3)
как социальную необходимость,
которая обусловлена
Как социальный институт семья выполняет определенные функции, обеспечивающие гармоничные отношения между членами семьи, а также позволяющие реализовать каждому из них свой творческий потенциал. Семья, выполняющая свои функции, называется функциональной, или гармоничной семьей. Семья с нарушенным взаимодействием не может выполнять возложенные на нее обществом функции и, следовательно, такой тип семьи называется дисфункциональной семьей.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1)
вступление в брак –
2)
начало деторождения –
3)
окончание деторождения –
4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5)
прекращение существования
Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
1. Воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
2. Хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми престарелыми членами семьи;
3. Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
4. Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
5. Духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
6. Социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
7. Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
8. Эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально- экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.
Образ жизни семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целом институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни, а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи. Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи – это специфическая форма проявления образа жизни общества. Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.
Социология семейно-брачных отношений в России.
Основными критериями в семейно-брачных отношениях в России является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Характерными для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения. В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. С 80-х годов рождаемость в России стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных или однодетных семей. В настоящее же время в связи с установлением различных программ «материнский капитал», «молодая семья», рождаемость в России резко возросла. Сейчас же в семьях чаще два ребенка.
На рубеже XXI века заметное распространение получили так называемые внебрачные семьи (фактические браки, материнские семьи).
За последние два года количество официально зарегистрированных браков заметно увеличилось. Но и число разводов продолжает стремительно расти.
По
результатам социологических
Очень популярен среди молодежи в настоящее время ни к чему не обязывающий, так называеый «гражданский брак».
Гражданский брак как форма брачно-семейных отношений.
Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Но в настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в начале своих отношений или вовсе не оформлять их официально. Преобладающее большинство российских студентов на сегодняшний день выбирают гражданский брак как форму брачно-семейных отношений (62,5% в группе девушек и 50% в группе юношей). Традиционный брак кажется им обязывающим, тяжеловесным явлением, в то время как альтернативные формы предлагают лучшие возможности для познания жизни и облегчают разрыв сложившихся отношений. Одновременно с этим молодые люди стремятся получить опыт совместной жизни, т.е. быть подготовленным к образованию семьи. Однако исследования показывают, что опыт проживания в гражданском браке не оказывает особого влияния на успешность последующего брака. Подготовка человека к браку происходит в первую очередь в родительской семье, где человек вырос. Критерием успешности последующего брака можно считать построение отношений с братьями и сестрами. Именно с сестрой мальчик учиться быть терпеливым, заботливым и нежным.
В современной науке даются описания людей, склонных к незарегистрированному сожительству. Они характеризуются более либеральными установками, меньшей религиозностью, высокой степенью андрогенности, низкими школьными успехами в период детства и отрочества. Сожительства приветствуются чаще людьми с незаконченным высшим и общим средним образованием, законный брак и связанные с ним стандарты и нормы поведения одобряются лицами с высшим и средним специальным образованием. Кроме этого, определенную роль играет фактор места проживания. На селе больше приверженцев неофициальных браков, чем в городе.
Но
все-таки гражданский брак рассматривается
лишь как этап в жизни, а основной
приоритет оставляется
Более половины опрошенных россиян (57процентов) не сомневаются, что для ребенка плохо, когда его родители не регистрируют брак. Но прямое осуждение пар, которые обзаводятся детьми, не регистрируя свой брак официально, высказали только 31 процент опрошенных, тогда как 55 процентов отнеслись к ним нейтрально, а 11 процентов заявили, что одобряют такие пары. Подобная толерантность в условиях нестабильности института брака может стать одним из резервов повышения рождаемости.
Тенденции развития семейно-брачных отношений в США.
В целом можно сказать, что семьи разных стран отличаются друг от друга лишь особенностями социально-экономической ситуации, менталитета, законодательства, традиций и обычаев в своей стране. На Западе молодые пары значительно смелее решаются на заключение официального брака, нежели в России. Во многом это можно объяснить социально-экономическими условиями в нашей стране – жилищными и материальными проблемами. Для проведения сравнительного анализа по всем параметрам объема данной работы будет недостаточно, поэтому ограничимся ключевыми моментами.
Основные психологические и моральные установки по отношению к семье едины для всего мирового сообщества. Например, социологические исследования за рубежом показывают, что 60% юношей и 75% девушек выражают надежду на то, что их брак будет существовать до самой смерти, а 87,5% опрошенных юношей и 93% девушек связывают с браком супружескую верность. Именно такое отношение к браку предпочтительно и в нашей стране.
Изменения, произошедшие в составе американской семьи в последние десятилетия прошлого века, связаны не только с изменениями в экономике и социальной сфере, но, прежде всего, с изменениями во взглядах на роль женщины в обществе и семье. Независимость, карьерный рост, развитие внутреннего мира превратились в первоочередные ценности не только для многих американских мужчин, но и большинства женщин, ведь свобода личности достижима только путем саморазвития, порой ценой отказа от общепринятой морали, нарушения стандартов и жизненных стереотипов.