Семейное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 01:17, реферат

Описание работы

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это - не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед обществом.

Содержание работы

1. Введение ……………………………………….…....
3

2. Общие условия семейного воспитания ………...…
3

3. Умственное развитие ребенка ……………………..
5

4. Нравственное развитие ребенка …………………...
7

5. Всестороннее воспитание ребенка ………………...
9

6. О родительском авторитете ........………………......
12

7. Игра .……………………………………….………....
16

8. Заключение ……………………………….….……...
21

9. Список использованной литературы ……………...
21

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 90.06 Кб (Скачать файл)

Реферат

на тему: «Семейное  воспитание» 

План.

 

1. Введение ……………………………………….…....

3

 

2. Общие условия семейного  воспитания ………...…

3

 

3. Умственное развитие  ребенка ……………………..

5

 

4. Нравственное развитие  ребенка …………………...

7

 

5. Всестороннее воспитание  ребенка ………………...

9

 

6. О родительском авторитете ........………………......

12

 

7. Игра .……………………………………….………....

16

 

8. Заключение ……………………………….….……...

21

 

9. Список использованной  литературы ……………...

21

 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

«Дети - живые цветы земли» - так  поэтично выразил глубокую мысль  А. М. Горький. А выращивают эти цветы, прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это - не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед обществом.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ  СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Обыкновенно все замечаемые у ребенка  неблагоприятные явления приписывают  самому ребенку, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств  окружающих его лиц. Врожденными  у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем  он переживает имитационный период, во время которого у него складываются его речь, все главные его привычки и обычаи, вообще все типичные его  явления. На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и прямоты: если любящая мать озабочена развитием своего ребенка, и из наблюдения знает, как качества последнего слагаются из действий и рассуждений окружающих его лиц, то она, несомненно, станет зорко следить за всяким своим действием и словом, избегать всякого произвола и всегда щадить личность своего ребенка; этим она, несомненно, будет содействовать собственному своему совершенствованию, а полным соответствием между своим словом и делом непременно приучит и ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит верное основание для развития нравственного характера человека. При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка, и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка.[1, стр. 84]

Вследствие недостатка внимания, а  главное вследствие незнания обыкновенно  спешат допустить существование  врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо испорченных» детях, точно эта испорченность  явилась сама по себе и за нее  ответствен сам ребенок! Влияние  руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка  школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве  случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую  будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи: умственного  бессилия.

Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка  нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т.д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге; если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту.

Обыкновенно предполагают, что ребенка  можно и обмануть: ведь он глуп, не разберет; а между тем различие правды и неправды у него слагается  именно таким образом, что он приучается проверять слышанное им видимым  и осязаемым. Если ему говорят, что  «мамы нет дома», а он случайно увидит ее, то он при первом удобном  случае, если ему что не понравится, заявит, что его самого нет дома. Чем чаще его обманывают и чем  более он встречает в семье  несоответствие слова с делом, тем  менее выясняются для него признаки правды и тем легче он начинает говорить только то, что ему выгоднее. Необходимо твердо помнить, что ребенок  первоначально только и знает  впечатления, получаемые органами его  чувств, он только им и повинуется и  действует исключительно на основании  этих чисто реальных впечатлений; он непременно делает только то, что ему приятно, и избегает всего, что ему в каком-либо отношении неприятно. От ребенка имеют обыкновение все скрывать, но, если он видит, что окружающие пользуются чем-нибудь, а ему не дают, то и он при первом, же удобном случае непременно присвоит интересную для него вещь, раз она плохо лежит, и затем во всяком подобном случае не преминет повторить то же самое. Будучи пойман в своих проступках и за это наказан, он, опять же на опыте, видит, что необходимо быть осторожнее и что выгоднее пользоваться всяким случаем так, чтобы этого не видели и не знали; он старается быть умником и пользуется удобными случаями уже осторожнее, более скрытно. Наказание не может выяснить ему объективных признаков правды, оно только покажет ему, что не попадаться - добро, а попадаться - зло и, имея возможность сделать кому-нибудь зло, он именно так и поступит, как с ним поступали при наказании. [3 стр. 115]

Кроме простого, всегда искреннего и  правдивого слова, не могут быть допущены ни в семье, ни в школе никакие  поощрения, никакие наказания. Обыкновенно  приучают ребенка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют  понижению его впечатлительности  и препятствуют нормальному ходу его развития. Младенца носят на руках, его качают, усыпляют различными однообразными напевами, его целуют, подделываются под произносимые им звуки, - все это оказывается  искусственными раздражителями. Когда  после всего этого начинается ученье, ребенок оказывается вялым, апатичным, ленивым; на него жалуются за безучастность его к занятиям, между тем как все сделано, чтобы именно понизить его жизнедеятельность, чтобы сделать его апатичным  и вялым. Чтобы возбудить его  к учению, опять прибегают к  искусственным возбудителям в виде похвалы, отметок, подарков и наград. Развившаяся при таких условиях апатия вызывает у молодого человека погоню за переменой впечатлений; кондитерская оказывается преддверием к винному погребку и кутежам точно так же, как отметки и поощрения развивают стремление к различным спортам, карточной игре и т.п. Человека заедает нестерпимая скука, он готов насладиться всякой травлей и грубым чувственным развлечением, чтобы только заглушить угнетающее его чувствование. У него нет внутренней жизни, он не возбуждается мыслью и не занят умственным своим совершенствованием. Молодого человека укоряют за его грубый и развращенный нрав, совершенно упуская из виду причины, содействовавшие его развитию, забывают, что только условия его семейной и школьной жизни могли способствовать развитию тех типичных явлений, которые у него наблюдаются, что ими убита идейная жизнь и развиты одни животные проявления.

Значение привычек, приобретенных  в раннем возрасте, громадно, отделаться от них впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому. При нормальных условиях развития ребенка, когда его не ограничивают постоянными  регламентациями, он всегда отличается наблюдательностью, причем сейчас же повторяет  подмеченное им действие и затем  уже рассуждает над ним. Это самый  выгодный способ развития ребенка, который  необходимо поддерживать; при этом ребенок более всего останавливается  над теми явлениями, которые ему  доступны. Он сам их подмечает, они ему не навязаны, соответствуют его силам и способностям, и поэтому он легче их усваивает. В ребенке нельзя искусственно развить наблюдательность, можно только устранить всякие сильные влияния, которые могли бы понизить его впечатлительность; кроме того, можно еще содействовать постепенному видоизменению материала, необходимого для его образования. При всяком искусственном способе, применяемом для возбуждения наблюдательности ребенка, недостает первого момента, и именно: он не сам наталкивается на новые явления, а его внимание останавливают на тех явлениях, с которыми хотят его познакомить. В таком случае легко впасть в ошибку при оценке сил ребенка и его подготовки, между тем как всякое такое несоответствие приводит к тому, что ребенок недостаточно усваивает воспринимаемое... Вслед за наблюдением ребенок повторяет то, что произвело на него более сильное впечатление; этим повторением он приучается к различным приемам, употребляемым в обыденной жизни. При искусственном же приучивании к таким приемам и действиям ребенок не сам выбирает производимое им действие, а имитирует требуемое от него: понятно, что и здесь такие требования могут не соответствовать степени физического развития ребенка и уменью его производить такие действия. [6 стр. 42]

После наблюдения и повторения наблюдаемого ребенок обыкновенно охотно рассуждает над значением воспринятого и  повторенного им; это драгоценное  качество главным образом и содействует  его образованию, а также ограничению  произвола его действий и выяснению  личных качеств человека. Обыкновенно  находят, что ребенок должен только исполнять обращенные к нему требования, что он должен набирать материал и  знания для будущей своей деятельности. С этим никак нельзя согласиться  на основании следующего психологического положения: смотря по тому, каким образом  человек относится к каким-либо явлениям при первой встрече с  ними, соответственно этому скорее всего он будет к ним относиться и впоследствии. Если он в раннем возрасте не приучился рассуждать над своими впечатлениями и действиями, то он впоследствии очень трудно к этому привыкает. Набором знаний он развивает свою память, которую до того изощряет упражнением, что ему легче всего все воспринимать этой умственной способностью; он не привык и не умеет рассуждать, у него знания остаются сырым материалом, который не переварен рассуждением. Без анализа и рассуждения, без проверки своими действиями ребенок лично не знакомится с качествами воспринимаемого, он поэтому сам не в состоянии выводить общих положений, не в состоянии составить общего образа; у него нет общих понятий, он знает, но не понимает. Поэтому самостоятельно видоизменить свои действия он не в состоянии и только повторяет то, что знает, что слышал, что вычитал из книги; у него нет личного характера, а для развития нравственного характера нет условий. [1 стр. 113-114 ]

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

По-видимому, все дети по своей сильной впечатлительности и наблюдательности не оставляют без внимания ни одного из окружающих их явлений; необходимо только, чтобы их стремление не встречало препятствия со стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает не так: взрослые либо желают вести ребенка на помочах, причем все ему скажут, все объяснят и все покажут, либо не позволяют ему вовсе рассуждать и постоянно твердят только о послушании, или же они без толку восхищаются сомнительными про-явлениями его самодеятельности и стараются отличиями и поощрениями возбудить его к продолжению. Если ребенку постоянно навязывать мнения и суждения, то этим устраняется всякое возбуждение к его собственной деятельности, между тем как самостоятельным наблюдением над явлениями он приучался бы к восприятию всех отдельных моментов, из которых они состоят, и составлял бы себе ясное представление о получаемых впечатлениях, приучался бы разъединять, по возможности, получаемое впечатление по времени; он усваивал бы себе все акты в той последовательности, которая необходима для выяснения значения данного явления, т.е. он привыкал бы логически мыслить. Развитие ребенка и состоит главным образом в уменье сосредоточивать внимание над получаемым впечатлением и умственным трудом преодолевать препятствия к пониманию его. В том же случае, когда суждение дается уже готовым и сообщаются главным образом одни выводы, последние будут усваиваться только памятью, вместо того чтобы подготовлять и развивать у ребенка точно такую же умственную работу, с помощью которой добыты переданные ему выводы и заключения. [3 стр. 31]

То же самое относится и к играм и физическим занятиям детей: они охотно сами строят и еще охотнее разрушают, чтобы понять, как построена попавшая им в руки вещь. Обыкновенно им дают уже готовые замысловатые игрушки, снабженные механизмом, и производящие различные движения, звуки и т.п., или дают приспособленные части и требуют, чтобы они составили из них определенные фигуры или постройки. Дети, понятно, сейчас же разрушают данные им вещи и стремятся отыскать причины замечаемых ими движений или звуков, а постройку или фигуру сделают только тогда, когда они уже подготовлены к этому на более простых формах, иначе требование окажется невыполнимым, оно только утомит их, и они затем всяким способом будут уклоняться от таких занятий. Вообще ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-либо явление и если его рассуждение оказывается действительно верным; точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сам сделал и чего достиг без указания других. Все это совершенно понятно: он разрешил то, что мог, или сделал то, что отвечало его силам, следовательно, трата, связанная с этой работой, соответствует накопившемуся материалу, работа поэтому должна доставить ему удовольствие. Требования же взрослых, напротив того, могут часто превышать уровень его уменья и подготовки и вызывать трату, не соответствующую накопленному материалу; ясно, что для ребенка это будет сопровождаться страданием, отталкивающим его от такой работы. Достигнутый результат уже сам по себе возбуждает ребенка к продолжению работы и к отыскиванию новой, более сложной, и нет никакой нужды еще усиливать эти естественные стимулы похвалою, отличием или какою-либо наградой, - это может только повредить ребенку...

Чем мягче и осторожнее обращаются с ребенком, чем большею разумною добротою и любовью он окружен, тем более мягким и любящим человеком он является, тем с большею впечатлительностью он относится ко всему окружающему и тем более он приучается руководствоваться правдою во всех своих помышлениях и действиях. Нравственные качества ребенка составляют действительное наследие среды, в которой он провел первые годы своей жизни; это наследие окружающих прививается по мере развития сознания ребенка, как и его речь, способ выражения, привычки, обычаи и т.д.

Злым ребенок будет только тогда, когда его раздражают и оскорбляют несправедливостью, произволом и неправдою. Лень у него является, когда его насильственно заставляют производить непосильную, не соответствующую его знаниям и подготовке, следовательно, логически непоследовательную работу или работу, сильно угнетающую его однообразными, утомительными действиями. Следовательно, лень явится, когда насильственно требуемая работа сопровождается тратой вещества, не соответствующей предшествовавшему накоплению, и когда избыток траты сравнительно с накоплением приведет к страданию, к истощению и даже к изнурению. Опять же, следовательно, не врожденное предрасположение вызывает это явление, а неприятное, гнетущее чувство, вызванное требованиями, не соответствующими силам и способностям ребенка, следовательно, несправедливыми, произвольными.

Информация о работе Семейное воспитание