Семейные конфликты и их решения в семьях разного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:46, реферат

Описание работы

Данный реферат почти целиком посвящен проблемам семьи но я еще попытаюсь проанализировать основные ошибки, а также написать о путях выхода их кризисных ситуаций. Для начала я хотел бы затронуть тему любви.
Ценности, к которым стремится человек, в значительной мере определяются группой где он учился общению где сформировалась его личность где он вырабатывал свои воззрения и по нормам которой он в дальнейшем оценивает свою деятельность. Первой и наиболее значимой группой для человека является семья. В семье ребенок впервые овладевает различными способами общения, и это способствует успешности его в дальнейшем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...
1.Определение и функции семьи…………………………………..
2.Структура семьи…………………………………………………...
3.Факторы обуславливающие семейное нарушение…………...
4.Методы коррекции семейных отношений……………………..
5.Семья и подросток………………………………………………..
6.Предупреждение конфликтов между супругами……………..
7.Для молодых жен…………………………………………………
8.Для молодых мужей………………………………………………
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………...

1.Определение и функции семьи…………………………………..

2.Структура семьи…………………………………………………...

3.Факторы обуславливающие семейное нарушение…………...

4.Методы коррекции семейных отношений……………………..

5.Семья и подросток………………………………………………..

6.Предупреждение конфликтов между супругами……………..

7.Для молодых жен…………………………………………………

8.Для молодых мужей………………………………………………

Литература……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данный реферат почти  целиком посвящен проблемам семьи но я еще попытаюсь проанализировать основные ошибки, а также написать о путях выхода их кризисных ситуаций. Для начала я хотел бы затронуть тему любви.

Ценности, к которым стремится  человек, в значительной мере определяются группой где он учился общению где сформировалась его личность где он вырабатывал свои воззрения и по нормам которой он в дальнейшем оценивает свою деятельность. Первой и наиболее значимой группой для человека является семья. В семье ребенок впервые овладевает различными способами общения, и это способствует успешности его в дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения воззрения и идеалы являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и зачастую остаются образцом и для взрослого человека.

“Возникновение семьи  предполагает как правило взаимную любовь. При этом многие подвержены иллюзии, что счастливая любовь падает с неба и не требует от человека никаких душевных усилий. Они не отдают себе отчета в том, что даже “любовь с первого взгляда “ невозможна без совпадения ранее сформированного идеала с качествами нового знакомого или хотя бы возникновения иллюзии такого совпадения. Как ни странно большинство уверено, что счастье любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы быть способным любить самому. С их точки зрения любить это просто, а вот найти объект любви трудная задача. Они считают главным, чтобы их любили вместе со всеми явными и скрытыми недостатками и достоинствами. (Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит). Так проявляется одно из заблуждений заключающееся в том что любовь это нечто, не требующее усилий - манна небесная. Здесь затушевывается весьма важная мысль любовь - это глагол, а не существительное и суть любви - активное ответственное действие." [1] стр 506

Но бывает любовь истинная, которая заставляет забыть о себе. Поэтому сказано “и служил Иаков  за Рахиль семь лет, и они показались ему как несколько дней ибо любил её” Он любил её а не себя и его любовь прильнула к ней и не докучала ему. Недаром говорят, что в зрелой любви центр тяжести отношений и чувств сконцентрирован не на себе, а на партнере. Человек начинает думать и заботится, прежде всего, о том кого он любит о его удобствах и интересах, а не о себе. Он больше отдает, чем берет. Он хочет счастья и самовыражения любимому и старается всеми силами думать прежде всего о любимом человеке. о его удобствах и интересах а не о себе. он больше отдает чем берет. Он хочет счастья и самовыражения любимому и старается всеми силами способствовать развитию его индивидуальности. Умение думать прежде всего о другом человеке способность получать радость, отдавая это непременные спутники зрелой любви. [1] стр 508

Любовь означает, что скорлупа эгоизма пробита и в сферу  Я допущен, помещен другой. Можно  сказать, что тем самым “Я”  произвело самоотрицание эгоцентризма и сделало первые шаги к пониманию  других и мира. Понятно, что любовь устраняет эгоистическое чувство, обусловленное любовью к самому себе. Происходят обращения ценностей. Преодолевая свою ограниченность человек становится способным постигать бесконечное. Это приводит к увеличению сознательных интересов и к увеличению поля зрения. Любовь перестраивает личность. Происходит идеализация устранение противоречий в восприятии идеала. Эта перестройка обнаруживается и на психофизиологическом уровне обостряются зрение слух вкус обоняние и осязание, придавая всем ощущениям звонкость и силу.

 

Определение и функции  семьи

 

По определению Соловьева  Н.Я., семья “ малая социальная группа общества, важнейшая форма  организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных  связях, т.е. отношениями между мужем  и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими одно хозяйство" не надо говорить какую роль играет семья в жизни отдельной личности и общества в целом её значение велико. Остановимся на важнейших интегральных характеристиках семьи. Ими являются её функции структура и динамика.

Функции семьи. Это сферы  жизнедеятельности семьи непосредственно  связанные с удовлетворением  определенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семь в обществе.

воспитательная  функция состоит удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве материнстве в воспитании детей и самореализации детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей обеспечивает социализацию подрастающего поколения

хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил.

эмоциональная функция. Реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии уважении признании эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

духовного общения - эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга,

взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.

функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами.

Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые  страдают каким - либо физическим недугом.

сексуально-эротическая  функция

реализуется в сексуально эротических потребностях членов семьи  семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

Со времени происходит в содержании и значимости различных  функций семьи в зависимости  от социальных условий. В современной  семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная духовного общения сексуально - эротическая и воспитательная. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше чем на хозяйственно материальных. [2] стр 405 выше описанные функции конечно не дают гарантированного объяснения жизнедеятельности семьи но они хотя бы хоть как то её определяют.

Следует обратить внимание на нарушения функций семьи, которые  затрудняют или препятствует выполнению семьей её функций, и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Перечислим основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи.

  • личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации и. т.п.)
  • взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье
  • определенные условия жизни семьи.

Например, рассмотрим факторы, способствующие нарушению реализации воспитательной функции семьи.К. Таким факторам могут быть отнесены

  • неполный состав семьи
  • недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей
  • негативность отношений между родителями
  • конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания но и по иным вопросам касающимся воспитания семьи)
  • вмешательство со стороны родственников в воспитание детей

 

Структура семьи

 

СТРУКТУРА СЕМЬИ позволяет  определить каким образом распределены обязанности и права между  её членами, кто осуществляет руководство а кто исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи (централизованный авторитарный стиль) семь где все члены семьи принимают участи в решении тех или иных проблем (демократическая система отношений)

Наиболее распространенная возрастная структура семей в  нашем обществе - это семья, включающая мужа жену детей и кого-нибудь из старшего поколения (бабушку дедушку)

Семья чаще всего ориентирована  на равноправное распределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в решении всех семейных проблем.

Нарушения структуры семьи  это такие особенности её структуры, которые препятствуют выполнению её функций. Это может быть неравномерное  распределение хозяйственно бытовых  обязанностей между супругами, т.к. мешает удовлетворению потребности  одного из супругов в становлении физических сил в удовлетворении духовных потребностей. Ещё одной из причин является семейный конфликт.

Динамика семьи. Структура  и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности  семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи на основе наличия или отсутствия детей  в семье, а также их возраста. У  нас получила большое распространение  периодизация Э.К. Васильевой, которая  включает пять стадий жизненного цикла: [2] стр 408

  1. Зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; Приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей - количество и причины разводов.
  2. Рождение и воспитание детей это косвенный этап жизненного цикла - сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно - эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период.

На этом этапе возникают  различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения  жизнедеятельности семьи являются перегрузка одного из супругов или  обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил необходимость  перестройки эмоционально духовных отношений именно на этом этапе особо  часто наблюдаются различные  появления эмоционального остывания  супружеские измены, сексуальные  дисгармонии и разводы по причине  “разочарования в характере’’  и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны  воспитательными трудностями.

3) завершение жизнедеятельности  семьи. Этот период включает  в себя следующие моменты: окончание  выполнения семьёй воспитательной  функции, начало трудовой деятельности  детей, начало самостоятельной  семейной жизни детей и забота  старшего поколения о подрастающем. все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми. появляются новые роли ‘‘бабушек и дедушек‘‘ особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей 2й - семейной жизни перекладывается на старшее поколение. завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.

 

Факторы обуславливающие семейное нарушение

 

А теперь рассмотрим основные моменты характерные для возникновения  и проявления семейного конфликта Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия.

  1. сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т.п.
  2. длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи выделяются еще два типа
  3. трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Это психические трудности которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни.
  4. Трудности связанные с их суммированием и наложением друг на друга. например, необходимость практического решения проблеме в начале второго этапа то есть после появления в семье первого ребенка, завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, первичное обзаведение имуществом, решение семейной проблемы.

Информация о работе Семейные конфликты и их решения в семьях разного типа