Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:52, реферат
Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в Украине на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее
историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутри личностных конфликтов – основные причины гибели людей в нашей стране.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Типичные межличностные конфликты у супругов……………………..4
1.1 Психотравмирующие последствия…………………………………….6
1.2 Предупреждение супружеских конфликтов…………………………..7
1.3 Разрешение конфликтов между супругами…………………………...7
2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей……………………..9
3. Психологическое консультирование конфликтных семей…………….12
Заключение…………………………………………………………………….……14
Список литературы…………………………….………………………………...…14
Многим развод приносит
избавление от враждебности, неприязни,
обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно,
он имеет и негативные последствия. Они
различны для разводящихся, детей и общества.
Наиболее уязвима при разводе
женщина, у которой обычно остаются дети.
Она больше, чем мужчина,
подвержена нервно-психическим расстройствам.
Негативные последствия развода для детей
гораздо значительнее по сравнению с последствиями
для супругов. Ребенок теряет одного (подчас
любимого) родителя, ибо во многих случаях
матери препятствуют отцам встречаться
с детьми. Ребенок часто испытывает давление
сверстников по поводу отсутствия у него
одного из родителей, что сказывается
на его нервно-психическом состоянии.
Развод ведет к тому, что общество получает
неполную семью, увеличивается число подростков
с отклоняющимся поведением, растет преступность.
Это создает для общества дополнительные
трудности.
2. Конфликты во взаимодействии
родителей и детей
Данная разновидность
конфликтов — одна из самых распространенных в
повседневной жизни. Однако она в определенной
степени обойдена вниманием
специалистов — психологов и педагогов.
Мы не рассматриваем проблему
конфликта поколений, которая намного
шире и активно разрабатывается
социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических
работ по проблеме
конфликта вряд ли наберется с десяток-другой
публикаций, в центре которых
стояла бы проблема конфликтов между родителями
и детьми. Она, как правило,
изучается в контексте более обширных
исследований; семейных отношений (В.
Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния
супружеских конфликтов на
развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская)
и др. Однако невозможно найти такую семью,
где бы отсутствовали конфликты между
родителями и детьми. Даже в благополучных
семьях в более чем 30% случаев отмечаются
конфликтные взаимоотношения (с точки
зрения подростка) с обоими родителями
(И.Горьковая).
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи —
это негативный характер супружеских
отношений,
выражающийся в конфликтном взаимодействии
супругов. Уровень
психологического напряжения в такой
семье имеет тенденцию к нарастанию,
приводя к невротическим реакциям ее членов,
возникновению чувства
постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного
воспитания. Выделяют следующие черты
деструктивных типов воспитания:
• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
•противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
•опека и запреты во многих сферах жизни детей;
• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.
Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
• кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);
• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей
родителей, способствующих их конфликтам
с детьми, выделяют консервативный способ
мышления, приверженность устаревшим
правилам поведения и вредным привычкам
(употребление алкоголя и т.д.), авторитарность
суждений, ортодоксальность убеждений
и т.п. Среди личностных особенностей детей
называют такие, как низкая успеваемость,
нарушения правил поведения, игнорирование
рекомендаций родителей, а также непослушание,
упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность,
леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые
конфликты могут быть представлены как
результат ошибок родителей и детей. Выделяют
следующий типы отношений родителей и
детей:
• оптимальный тип отношений родителей и детей;
• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
• скорее родители вникают
в заботы детей, чем дети делятся с ними
(возникает обоюдное недовольство);
• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
• родители не вникают
в интересы детей, а дети не испытывают желания
делиться с ними (противоречия не замечались
родителями и переросли в
конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).
Наиболее часто конфликты
у родителей возникают с детьми подросткового
возраста. Психологи выделяют следующие
типы конфликтов подростков с
родителями: конфликт неустойчивости
родительского отношения (постоянная
смена критериев оценки ребенка); конфликт
сверхзаботы (излишняя опека и
сверхожидания); конфликт неуважения прав
на самостоятельность
(тотальность указаний и контроля); конфликт
отцовского авторитета
(стремление добиться своего в конфликте
любой ценой).
Обычно ребёнок на притязания и конфликтные
действия родителей отвечает
такими реакциями (стратегиями), как:
• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
• реакция изоляции (стремление
избежать нежелательных контактов с
родителями, сокрытие информации и действий).
Исходя из этого основными направлениями
профилактики конфликтов родителей с
детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2. Организация семьи
на коллективных началах. Общие перспективы,
определенные трудовые обязанности, традиции
взаимопомощи, совместные
увлечения служат основой выявления и
разрешения возникающих противоречий.
3. Подкрепление словесных
требований обстоятельствами воспитательного
процесса.
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:
-всегда помнить об индивидуальности ребенка;
-учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
-стараться понять требования маленького ребенка;
-помнить, что для перемен нужно время;
-противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
-проявлять постоянство по отношению к ребенку;
-одобрять разные варианты конструктивного поведения;
-совместно искать выход путем перемены в ситуации;
-уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
-ограниченно применять наказания, соблюдая
при этом их
справедливость и необходимость;
-дать ребенку возможности прочувствовать
неизбежность негативных
последствий его проступков;
-логически разъяснять возможно
-расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
-использовать положительный пример других детей и родителей;
-учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.
3. Психологическое
Сущность психологического
консультирования конфликтных семей
заключается в выработке рекомендаций
по изменению негативных
психологических факторов, затрудняющих
жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно
при переходе семьи из одной стадии развития
в другую.
Основные задачи психологического консультирования:
-индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтов;
-выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;
-оказание помощи супругам в выявлении
их ошибок и выборе правильного
поведения в трудных ситуациях семейной
жизни;
-обучение методам саморегуляции психического состояния.
Семейное консультирование
рассматривается как одна из форм супружеской терапии,
поскольку речь идет о более простых, поверхностных
и
кратковременных психотерапевтических
воздействиях, в основном в конфликтных
и кризисных ситуациях. Консультации позволяют
найти выход из конкретных конфликтных
ситуаций, при этом применяются прежде
всего такие методы, как экспликация, поощрение,
индивидуальные рекомендации и советы
(С.Кратохвил).
Психологическое консультирование сопряжено с определенными
трудностями.
1. Проблема времени. Психолог должен за короткий срок определить причины, мотивы, условия конфликта, показать супругам возможности восстановления их отношений;
2. Различная степень
конфликтности семейной жизни у супругов. Значительная
часть обращающихся за психологической
помощью — это молодые люди недавно поженившиеся.
Для них коррекция психологической
несовместимости эффективна. Однако нередко
психолог имеет дело с семьями,
которые неизбежно эволюционируют к разводу.
Эффективность их
психологического консультирования незначительна.
Еще одна группа консультируемых
— люди с противоречивой системой
мотивов, как препятствующих, так и содействующих
сохранению супружеских
отношений. Первая группа мотивов обусловливает
сохранение конфликтов,
вплоть до готовности идти на развод, в
то время как мотивы, содействующие
сохранению семьи, делают возможным психологическую
коррекцию супружеских отношений.
3. Повышенная агрессивность консультируемого по отношению к супругу и консультанту. Особенность конфликтных семей, находящихся на стадии развода, — упрощенная мотивировка такого решения. Это затрудняет полную диагностику супружеских отношений. Важно заинтересовать консультируемых в более глубоком раскрытии их семейных и личных, проблем, а также трансформировать ситуацию, где психолог проводит экспертизу взаимоотношений супругов, в ситуацию, когда сами они с помощью психолога переосмысливают мотивы конфликта.
4. Наличие неосознаваемых
компонентов конфликтного поведения супругов значительно
усложняет положение консультируемых
и работу психолога-консультанта (В. Смехов).
Этапы психологического консультирования.
Определение необходимости консультирования
и прогноз эффекта воздействия на семью
— это начальная диагностическая стадия
коррекции супружеских отношений. Диагностическая
стадия может включать структурный, описательный,
динамический, генетический и прогностический
уровни. Для диагностики супружеского
конфликта рекомендуется использовать
методику анализа конфликтной ситуации
— МАКС (В. Смехов). Она представляет собой
свободное описание конфликта в виде ответов
на вопросы, которые объединены в одиннадцать
рефлексивных планов. Важно представить
внутреннюю картину конфликтного события
хотя бы одного из его участников. Эффективное
использование методики возможно после
установления психотерапевтического
контакта. Вторым этапом консультирования
конфликтных семей является восстановление
супружеских отношений. Успешность перехода
к нему зависит от снижения психической
напряженности консультируемого. Иногда
в супружеском конфликте сложившиеся
отношения воспринимаются как неизбежные,
из-за чего появляются чувства беспокойства,
безысходности, жалости к себе. Важно стремиться
изменить пессимистичное отношение супругов
к ситуации.
При нормализации супружеских отношений важно:
-не допустить нового обострения конфликта в присутствии психолога (обвинений, оскорблений, грубости);
-не стать на сторону одного из супругов, так как нередки попытки включить консультанта в качестве «союзника» в конфликте;
-с самого начала стремиться к расширению понимания супругами конфликтной ситуации, оценки ее с позиции оппонента;