Семейные пособия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Проблема социальной поддержки семьи сейчас является, на наш взгляд основной проблемой социальной политики в России.
Здесь стоит выделить три аспекта.
Во-первых, это демографическая катастрофа, которая наблюдается в России уже достаточно долгий период.

Файлы: 1 файл

Демография.docx

— 41.79 Кб (Скачать файл)

Снижение рождаемости  и сокращение общего числа детей  в России является наиболее важной проблемой.

Демографический переход  имеет место в трансформирующемся обществе. Катастрофическое падение  уровня жизни основной массы населения  привело к тому, что женщины  детородного возраста стали отказываться от рождения детей.

В большинстве конституций  стран мира семья и брак, который  лежит в основе семьи, не обходятся  без внимания.

Статья 38 Конституции Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государств.

Расчетной базой для пособий  до 2001 года был минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 2004 года МРОТ был увеличен до 720 рублей. Доля семейных и материнских пособий в процентах к внутреннему валовому продукту ежегодно сокращалось. Так, в 1991 году этот показатель составил 2,1%, в 1995 году – 0,8% и достиг к 2003-2004 годам величины, равной 0,3% ВВП.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет установлено  с 1 января 1994 года и выплачивается  за счет средств федерального бюджета  по месту работы после окончания  отпуска по беременности и родам. Размер пособия не зависит от количества детей, за которыми осуществляется уход.

Размер пособий по рождению и уходу за ребенком, выплачиваемых  из федерального бюджета, довольно незначителен. То есть государство, до последнего времени, материально не стимулировало повышение  рождаемости.

Социальная политика в  отношении семьи, согласно рекомендациям  ООН «должна стать приоритетным направлением деятельности национальных правительств и межправительственных организаций».

Но не стоит забывать, что любая политика может быть эффективна тогда, когда опирается  на обоснованную стратегию, определенную программу действий, не должна быть ориентирована на текущий момент, но должна осуществляться с определенной перспективой в будущем.

Для принятия управленческих решений в социальной сфере, необходимо иметь связь с семьей, знать  с какими проблемами она сталкивается в разных регионах, в чем нуждается.

Перед государственной социальной политикой в отношении семьи  сейчас стоят три основные задачи:

1.   обеспечение необходимых  условий для выполнения семьей  ее функций;

2.   обеспечение условий  для совмещения трудовой деятельности  и семейных обязанностей с  личными интересами человека;

3.   создание благоприятных  условий для рождения и воспитания  здоровых детей, охраны материнства  и детства.

Эти цели достигаются при  условии соблюдения некоторой системы  принципов:

1.   принцип саморазвития  семьи (создание государством  необходимых условий для активного  и благополучного функционирования  семей, полного раскрытия их  потенциала);

2.   принцип социальной  защиты (относится к тем семьям, которые оказались не в состоянии  справиться со своими экономическими  проблемами);

3.   принцип оказания  прямых социальных услуг (индивидуальная  помощь семьям в решении социально-психологических,  педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем);

4.   принцип учета  постоянно меняющихся потребностей  семьи и корректировки условий  (создание макро условий через  законы, правительственные решения).

Государственная социальная политика в отношении семьи исходит  из положений о том, что семья  является непреходящей ценностью для  жизни и развития человека, играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса.

В связи с этим необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные  меры по их социальной поддержке в  период социально-экономической трансформации  общества

Главную роль в формировании социальной политики в отношении  семьи играет законодательство.

Мнение  населения о «материнском капитале»

В связи с необходимостью узнать мнение населения о законе «о материнском капитале», нами был  проведен опрос.

Опрос проводился среди клиентов Красносельского территориального центра социальной помощи семье и  детям.

Целью исследования было выявление  мнения людей о роли государственной  социальной помощи в поддержке семьи.

Задачи исследования:

1.   выявить мнение  людей о существующей системе  социальной поддержки молодой  семьи;

2.   выявить репродуктивные  установки респондентов;

3.   узнать их мнение  о существующих проблемах молодых  семей;

4.   определить степень  информированности о «материнском  капитале».

Нами были опрошены 50 женщин и 34 мужчины.

Особых требований к выборке  не было. Но нас больше интересовало мнение молодых людей, которые еще  либо не имеют детей, либо не имеют  более 1 ребенка, то есть те, кто еще  не может воспользоваться «материнским капиталом».

Принципы, на которых построена  анкета:

1.   доступность и  понятность;

2.   разделение на  смысловые блоки;

3.   анонимность.

Большинство опрошенных (53%) хотели бы иметь 1 ребенка, что свидетельствует  о снижении репродуктивных установок. При этом 57% считают, что государственная  социальная поддержка может оказать  влияние на репродуктивное поведение.

Что касается, собственно, «материнского  капитала» то мнения разделились. На вопрос «Считаете ли Вы материнский  капитал серьезной поддержкой семьи?» 32% ответили «да», 29% «нет», 39% затруднились ответить.

Возможно, это вызвано  тем, что 37% респондентов отметили, что  недостаточно осведомлены о данном законе, 7% - ничего не знают об этом.

Интересны ответы, данные на вопрос «С какими проблемами, на Ваш  взгляд, сталкиваются молодые семьи  в России?».

Этот вопрос был задан, во-первых, для того, что бы добавить простой вопрос, с которого начинается второй смысловой блок в анкете, и, во-вторых, чтобы узнать, какие  проблемы наиболее острые для молодой  семьи в России на сегодняшний  день.

Но, на этот вопрос 63% отметило вариант «жилищный вопрос», что  дает нам возможность предположить, какое направление из предусмотренных  законом для расходования средств  материнского капитала, является наиболее популярным. Те, кто выбрал вариант  «другое», отметили такие проблемы как отсутствие дошкольных образовательных  учреждений, невозможность получить более высоко оплачиваемую работу, необходимость присматривать за маленькими детьми, брать отпуск по беременности и родам.

На взгляд большинства  респондентов (43%), считают, что бюрократизация системы социальной защиты населения  мешает реализации данного закона.

Подавляющее большинство  респондентов – 81% - считают, что достаточный  для молодой семьи доход должен превышать 70 тысяч рублей в месяц.

Заключение

Социальная поддержка  семьи, на сегодняшний момент, является основным направлением в молодой, еще  формирующейся социальной политике нашей страны.

Социальные службы все  еще ориентированы на такие категории  населения как пожилые граждане, инвалиды.

Но не стоит забывать о  молодежи, как о будущем нашей  страны.

Именно молодежь будет  создавать инновационные технологии, управлять страной, добиваться высоких  достижений в искусстве и спорте.

И самое главное – именно от молодежи зависит воспроизводство  населения, как физическое, так и  социальное, и нравственное.

Поэтому молодая семья  нуждается в особой заботе как  государства, но и общества.

Что бы семейный образ жизни  «вошел в моду», у молодых людей  должны быть необходимые стартовые  возможности, которые позволят им начать создание новой ячейки общества –  собственной семьи.

До недавнего времени, проблема социальной поддержки семьи  стояла очень остро. Пособия в  размере 500 рублей на ребенка казались нелепой и злой шуткой, а не реальной помощью.

Именно поэтому президент  и правительство Российской Федерации  пришли к выводу, что необходимы новые формы поддержки семьи.

Итогом этого стал «материнский капитал».

Как уже было сказано выше, у этого закона есть свои «плюсы»  и «минусы».

Этот закон подвергался  критике, так как некоторые группы общественности через СМИ говорили о его гендерной несправедливости, так как материнский капитал  имеет право получать только женщина, а, соответственно, его антиконституционной  сущности.

Также многие критики считали, что раз пособие дается на второго  и последующего детей, то первый ребенок  оказывается как бы ущербным.

Отчасти это конечно так.

Но мы выше уже обозначили свою основную позицию по этому вопросу  – любая помощь государства молодой  семье надо признать благом.

Важным моментом все-таки остается то, чтобы органы власти ответственные  как за законотворческую деятельность, так и исполнительная власть, не «почивали на лаврах», а предпринимали  шаги к новым способам помощи семьям с детьми.

Линий раз напомним, что  ежегодно, по официальным подсчетам, Россия теряет 800000 человек, тогда как  рождается значительно меньше. Население  страны стремительно тает.

Семьи нуждаются не только в финансовой помощи. Интересен норвежский опыт по регулированию дошкольных образовательных учреждений. Проблема с детскими садами в России тоже стоит очередь. Средства массовой информации постоянно муссируют тему очередей в детские сады.

Также необходимо проводить  политику по пропаганде семейного образа жизни. Молодежная политика в России находится не в самом лучшем состоянии. А ведь именно молодежь должна создавать  инновации, управлять страной и, естественно, воспроизводить население.

Опыт других государств показывает, что система социальной поддержки  семьи основывается на системе как  пособий, которые существуют в разных вариантах (пособия для всех граждан, пособия для особо нуждающихся), и на системе помощи семье –  психологической, педагогической, социально-медицинской  и др.

Важной проблемой остаются семьи с детьми-инвалидами. Что  бы оказать дополнительную помощь этой категории необходимо развивать  общественные и благотворительные  организации.

Во-первых, это создает  конкуренцию на рынке социальных услуг.

Во-вторых, эти учреждения – важный институт гражданского общества.

В-третьих, эти учреждения формируют независимый, альтернативный взгляд на проблему.

Также зарубежный опыт показывает, что социальная поддержка должна быть дифференцирована – то есть, размер пособия формируется в зависимости  от нуждаемости.

Очевидно, что надо предпринимать  шаги, чтобы увеличивать размер материнского капитала, так как тот размер, который есть сейчас, не отражает реальной нуждаемости семей.

Как и в большинстве  стран, в России размер пособий определяется прожиточным минимумом. Но расчет самого прожиточного минимума не всегда отражает действительность.

Другой важной проблемой  является бюрократия. Социальные службы в Западной Европе и Северной Америке  постепенно вызревали из нужд общества, тогда как в России социальные службы появились в приказном  порядке, в условиях необходимости  справится со свалившимися на страну социальными проблемами. Поэтому  молодые социальные службы в России не имеют еще достаточного опыта  для эффективной деятельности, но те шаги, которые предпринимаются, позволяют  верить, что ситуация будет меняться в лучшую сторону.

Резюмируя, надо сделать несколько важных выводов:

1.   демографическая  ситуация в России требует  принятия все новых и новых  мер для стимулирования рождаемости;

2.   особую значимость  играет поддержка семьи, так  как помимо непосредственного  воспроизводства населения, семья  обеспечивает ребенку необходимое  воспитание и уход;

3.   поддержка семей  носит форму как материальной, так и нематериальной помощи;

4.   экономическая поддержка  семьи является одним из способов  стимулирования рождаемости;

5.   но не стоит  забывать, что институт семьи  в современном обществе сталкивается  не только с экономическими  проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ON-LINE http://www.biblioclub.ru/

2.НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА http://elibrary.ru/

3. Антонов А.И. Микросоциология семьи – М.: Изд-во МГУ, 2005

4. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи от 8 мая 2007 года №АФ-163/06. Министерство науки и образования Российской Федерации.

Информация о работе Семейные пособия