Семья и брак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:48, реферат

Описание работы

Семья более сложная система отношений, чем брак, так как она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников, поэтому семья не просто брачная группа, а социальный институт, то есть система связей, взаимодействий и отношений индивидов, которые выполняют функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, на каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Файлы: 1 файл

НАРКОМАНИЯ.docx

— 35.18 Кб (Скачать файл)

Эндогамия - это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной группы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абстракция. Более общий случай - гомогамия - предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин «эндогамия».

2.3 Этапы развития семьи

 

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное  количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак  – образование семьи;

2) начало деторождения  – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения  – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» –  вступление в брак и выделение  из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования  семьи – смерть одного из  супругов.

Согласно Д. Олсона, цикл жизни семьи состоит из семи стадий: начала семейной жизни > рождения ребенка и его дошкольного возраста, > школьного возраста, > подросткового возраста, > взросления, > постродительской стадии > старения. В зависимости от природы и тяжести нарушений у ребенка и реакции на них семьи, стадии, через которые проходит семья особого ребенка, могут быть до некоторой степени уникальны. К некоторым семьям вообще невозможно применять модели, существующие в теории жизненных стадий, поскольку их жизненный цикл определяется нестандартными событиями, происходящими в жизни ребенка. Это может быть верно, например, для семьи ребенка с гемофилией, в которой заметный стресс создают периодические кровотечения. Такие события начинают новый цикл тревоги, новых нужд и приспособления к новым условиям.

С позиций воспроизводства  населения весьма важным критерием  построения демографической типологии  семей является стадия жизненного цикла  семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства:

- Предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца;

- репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей;

- социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией);

- прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

На каждом из этапов семья  обладает специфическими социальными  и экономическими характеристиками.

 

3. Структура семьи

 

Семья - естественная группа, в ней со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают  структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения  и облегчающую, межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима  как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для  решения личностно значимых задач  — поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

Структура семьи — одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Данный термин является ключевым в структурной теории семьи С.Минухина: «семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое — структуру семьи. Реальность структуры — это реальность другого порядка по сравнению с реальностью, индивидуальных членов».[1]

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений  между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек  с их внуками). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены  семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто  физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для  разведенных семей и вступивших в повторный брак.

В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая  состоит из двух частей.

Первая — это иерархическая  система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде  выше, чем авторитет детей. Вторая — семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, один из родителей более рассудительный, а другой — более эмоциональный.

Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными и  дополняющими. Если этого нет, семья  перестает функционировать, фактически распадается.

В качестве структурных  элементов семьи как системы  выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность

Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод  о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи, квазипространственный срез семейной системы.

Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются  следующими параметрами (свойствами): сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. В качестве ключевых измерений структуры некоторые авторы называют сплоченность и иерархию.

Сплоченность (связь, когезия, эмоциональная близость, эмоциональная дистанция) можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Применительно к семейным системам это понятие используется для описания степени интенсивности отношений, при которой члены семьи еще воспринимают себя как связанное целое.

Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и, соответственно, четыре типа семей:

1. Разобщенный (низкая степень сплоченности членов семьи, отношения отчуждения).

2. Разделенный (некоторая эмоциональная дистанцированность членов семьи).

3. Связанный (эмоциональная близость членов семьи, лояльность во взаимоотношениях).

4. Запутанный (уровень сплоченности  слишком высок, низкая степень  дифференцированности членов семьи). Сбалансированными и обеспечивающими наиболее оптимальное семейное функционирование являются разделенный и связанный уровни сплоченности.

Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье. Однако термин «иерархия» не может быть ограничен данным простым определением, поскольку включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Понятие «иерархия» используется также в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи.

Одним из наиболее типичных нарушений структуры семьи по данному параметру является инверсия иерархии (перевернутая иерархия). При  такой семейной дисфункции ребенок  приобретает власти больше, чем имеется  хотя бы у одного из родителей. На макросистемном уровне этот феномен проявляется в ситуации, когда определяющая позиция в воспитании детей занимается бабушками (дедушками), а не непосредственными родителями. В нуклеарных семьях инверсия иерархии часто наблюдается при наличии:

- межпоколенной коалиции (коалиции между ребенком и родителем против другого родителя);

- химической зависимости  одного или обоих родителей;

- болезни или потери  трудоспособности одного или  обоих родителей;

- болезни или симптоматического  поведения у ребенка, благодаря  которым он приобретает чрезмерное  влияние в семье и регулирует  супружеские взаимоотношения.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме может выглядеть как ее чрезмерная иерархизированность или, наоборот, отсутствие в ней иерархической структуры.

Гибкость - способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации. Для эффективного функционирования семьи нуждаются в оптимальном сочетании внутрисемейных изменений со способностью сохранять свои характеристики стабильными. Не сбалансированные по параметру гибкости семейные системы характеризуются ригидностью или хаотичностью.

Семейная система становится ригидной, когда она перестает  отвечать на жизненные задачи, возникающие  перед ней в связи с прохождением стадий жизненного цикла. При этом семья  теряет способность изменяться и  приспосабливаться к новой для  нее ситуации. Появляется тенденция  к ограничению переговоров, большинство  решений навязывается лидером. По Д. Олсону, система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархизирована.

Система в хаотическом  состоянии имеет неустойчивое или  ограниченное руководство. Решения, принимающиеся  в семье, часто являются импульсивными  и непродуманными. Роли неясны и  часто смещаются от одного члена  семьи к другому.

Семейная структура, как  и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей  или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о  семейной структуре населения можно  только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической  статистики выделяет семьи по следующим  признакам:

- размер семьи (число  ее членов).

- тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная).

- число детей в семье:  малодетные семьи - 1-2 ребенка (недостаточно для естественного прироста); среднедетные семьи - 3-4 ребенка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики); многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений).

 

Заключение

Таким образом, семья как  основанное на браке и кровном  родстве объединение людей, связанное  общностью быта и взаимной ответственностью, является главным социальным институтом человеческого общества.

Семья более сложная система  отношений, чем брак, так как она  может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников, поэтому семья не просто брачная  группа, а социальный институт, то есть система связей, взаимодействий и  отношений индивидов, которые выполняют  функции воспроизводства человеческого  рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, на каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Принято выделять следующие  типы семей: в зависимости от формы  брака выделяются моногамная (муж  и жена) и полигамная (муж имеет  несколько жен) семьи. В зависимости  от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

 

Список использованной литературы

1. Антонов А.И. Социология  семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 640 с.

2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.

3. Кравченко А.И. Общая  социология: Учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

4. Радугин А.А. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А.  Радугин. – М.: Центр, 2001. – 224 с.

5. Сорвин К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание». Разделы «Человек», «Социальные отношения», «Общество», «Культура и духовная жизнь общества», «Познание» / К.В. Сорвин, А.А. Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 192 с.

6. Степаненко В.И. Социология (краткий курс лекций) / В.И. Степаненко. – М.: МАНПО, 2005. – 531 с.

7. Тюгашев Е.А. Семьеведение / Е.А. Тюгашев, Т.В. Попкова. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 275 с.

8. Шнейдер Л.Б.Семейная  психология: учебное пособие для  вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический  Проспект, 2007. – 736 с.

 


Информация о работе Семья и брак