Семья и Церковь (какое место Церковь должна занимать в семье)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Брак понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, которое совершается Самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни, существенно нужным для совершенствования, для осуществления своего предназначения, для преображения и вселения в Царствие Божие. Цель нашей работы – определить, какое влияние оказывает православная Церковь на семейный уклад жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ» В ПРАВОСЛАВИИ. 4
2. ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ НА СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

pravoslavnaya_semya.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Материнство и отцовство  – это, прежде всего, огромный труд и жертва своими интересами.

Только в семье ребенок проходит школу послушания и заботы, в отличие от общественного воспитания в детском саду, где он проходит школу равноправия, т.к. там нет старших и младших, все дети имеют равные обязанности. Здесь они учатся жить без межличностных конфликтов, однако, как правило, в детских садах нет духа послушания и заботы, которым проникнута семейная обстановка. При  этом в детских учреждениях все люди временные – и воспитатели, и дети, что не способствует воспитанию ответственности друг за друга. Поэтому самих детей, как правило, здесь связывает лишь детская дружба, которая часто бывает переменчивой и кратковременной.

В семье наших еще  недавних предков через общение  и совместный труд традиционно происходила  передача опыта от одного поколения другому. На ребенка с раннего возраста смотрели,  как на будущего взрослого, трудом приобщая его к взрослой жизни. Так постепенно он приобретал важную черту взрослого человека – ответственность за принятые решения. Этому способствовал весь уклад православной семьи, а также правильное понимание целей самого воспитания. Его главная задача, конечно, не в запретах, а в том, чтобы сформировать у ребенка понимание того, что является нормой в его поведении. Воспитание предполагает создание у ребенка определенной иерархии ценностей, в том числе в семейных отношениях.

Современные ученые Тищенко Ю.В. и Перевозникова Е.В., исследовавшие психологию детей из православных семей, отмечают следующее. Детям из православных семей практически не свойственны такие негативные симптомокомплексы, как враждебность и трудности общения, а также конфликтность и депрессивность.

Подростки из православной семьи направлены на духовное развитие и смирение, согласно Е.В. Перевозниковой. Им свойственна меньшая выраженность различных видов агрессии, раздражения, негативизма, а также высокий уровень самообвинения и невысокий – самопринятия, связанный с сильным желанием соответствовать идеальным представлениям о себе.

Таким образом, функции  семьи, выделяемые православным вероучением и психологией, находятся в состоянии соответствия и непротиворечия. Именно поэтому всё больше современных семей стремится приобщиться к православию.

 

Заключение

В наши дни в российском обществе идет активный поиск своей  национально-культурной идентичности и вопрос о ее корнях, нравственных и художественных особенностях приобретает актуальное значение.

Культура есть тот  стержень, которые объединяет общество и превращает демографическое понятие  «население страны» в живой организм – народ. Народ  имеет свои  традиции, верования, святыни, бытовой уклад, памятники искусства, т.е. единые духовные и нравственные ценности, которые он готов приумножать и защищать. Русский народ всегда имел такие ценности и духовные ориентиры, основанные на православной вере его предков. Именно они позволяли ему не только пережить  трудные годы лихолетий, но и выстоять и победить.

Чтобы разрушить и  разорить страну достаточно лишить народ  его опоры, разорить и  осквернить его верования, традиции и святыни, т.е. уничтожить его культурные традиции, подорвать его устои. И этот процесс происходит на наших глазах. Только понимание истинной картины событий позволяет по-новому взглянуть на окружающую нас действительность, понять и  признать ответственность каждого за судьбу нашей страны и наших детей.

Русскую культуру невозможно рассматривать в отрыве от Православия, его ценностей и особенностей. Православная культура – это та корневая система, на которой возникла российская цивилизация. Можно давать различную оценку роли Русской Православной Церкви в формировании основных культурных достижений страны, но не  видеть или игнорировать их невозможно: они рядом с нами и вокруг нас. Православная культура – не мертвые традиции глубокой старины, она тесно связана с жизнью каждого русского человека и общества в целом, во многом забывшего свои духовные основы.

Особую культурную ценность представляет для современников традиции православия в семейном укладе.

Нравственная культура Православия лежала в основе бытового уклада не одного поколения наших  предков. Ее понимание поможет ребенку, воспитываемому в православной семье, определить свое место в мире и обществе. Ведь связь с прошлыми поколениями и сохранение неповторимости своей личности, в конечном счете, возможна лишь через осознание своих духовных основ.

 

Список литературы

 

  1. Вершинин В. Воспитание в патриархальной семье //Домашнее воспитание. – 2001. – №3. – С.21-31.
  2. Голод С.И. Будущая семья: какова она? – М.: Знание, 1990.
  3. Дружинин В. Психология семьи. М., 1996.
  4. Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. – 2000. - №1. – С.29-38.
  5. Ничипоров Б.В. Таинство брака и семьи: Введение в космологию домостроительства //Вопросы психологии. – 1991. - №5. – С.103-108.
  6. О православном браке и обязанностях мужа и жены. – 2 изд. – Воронеж: МОДЭК, 2000.
  7. Перевозникова Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 2000.
  8. Тищенко Ю.В. Психологические особенности проявления самосознания детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста (5-8 лет) из воцерковленных православных семей //Журнал прикладной психологии. – 2001. - №3. – С.18-24.
  9. Угринович Д.М. Психология религии. – М.: Политиздат, 1986.
  10. Христианская семья и брак. Духовные чтения. /Сост. А.Зеленцов, Л.Исакова. – М.: Воскресение, 1992.
  11. Швейгер-Лерхенфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, ее нравы и общественное положение у всех наролов земного шара /Пер. с нем. М.И.Мерцаловой. /ст. о русских женщинах В.И.Немировича-Данченко. – М.: Кураре – Н, 1998.
  12. Шугаев И., священник. Один раз и на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. М., 2004.

 

 




Информация о работе Семья и Церковь (какое место Церковь должна занимать в семье)