Семья как институт социализации
Семья – малая социальная группа,
основанная на браке, кровном родстве
или индивидуальных потребностях людей
в союзе друг с другом. Ее отличают единое
экономическое основание, общность быта,
взаимно зависимый образ жизни ее старших
и младших членов семьи, определенная
структура ролей и норм взаимодействия,
эмоционально-нравственные связи, отношения
помощи, поддержки, защиты.
Семья – базисная основа первичной
социализации личности. Именно с семьи
начинается процесс усвоения ребенком
общественных норм и культурных ценностей.
Влияние семьи на ребенка сильнее, чем
влияние школы, улицы, средств массовой
информации. Следовательно, от социального
климата в современной семье, духовного
и физического становления в ней детей
в наибольшей степени зависит успешность
процессов развития и социализации ребенка.
Отношения между членами семьи
включают в себя четыре аспекта.
1. Психофизиологический – отношения
биологического родства и половые отношения.
2. Психологический – открытость,
доверие, забота друг о друге,
взаимная моральная и эмоциональная
поддержка.
3. Социальный – распределение
ролей, материальная зависимость, статусные
отношения: авторитет, руководство, подчинение.
4. Культурный – внутрисемейные
связи и отношения, обусловленные традициями,
обычаями, сложившимися в условиях определенной
культуры, внутри которой данная семья
возникла и существует.
Вся эта сложная система отношений
оказывает влияние на семейное воспитание
детей. Внутри каждого из видов отношений
могут существовать как согласие, так
и разногласия, которые положительно или
отрицательно сказываются на воспитании.
Социализация личности в семье
зависит от отношений внутри семьи, авторитета
и власти родителей. Семейная власть может
строиться на разнообразном экономическом
или моральном авторитете: от прямого
насилия до морального воздействия, от
приказов до вежливых дружеских советов.
В традиционном представлении структуры
можно выделить два типа семейных отношений.
1. Авторитарный (лидерство)
– руководство и организация всех семейных
функций сосредоточены в руках одного
члена семьи, осуществляющего принудительную
власть в семье.
2. Демократический (партнерство)
– равноправное распределение обязанностей,
равное участие в решении всех семейных
проблем
Взаимоотношения в семье зависят
от традиций общения, экономического и
социального состояния общества, зависимости
семьи от общества, участия супругов в
ведении хозяйства, кто главенствует,
от личных качеств. В последнее время преобладающим
становится равенство отношений между
супругами.
Со структурой семьи связаны
порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции,
взаимоотношения с другими семьями и со
всем обществом. Нарушение этой структуры
приводит к нарушению ее функций.
Функции семьи – это сфера жизнедеятельности
семьи, непосредственно связанная с удовлетворением
определенных потребностей ее членов.
У семьи может быть столько функций, сколько
видов потребностей в устойчивой, повторяющейся
форме она удовлетворяет. Семья – это
система социального функционирования
человека. Ряд функций непосредственно
вытекает из требований общества, но поскольку
семья – сфера межличностных отношений,
там действуют свои законы и функции. Благодаря
реализации своих функций, семья сохраняет
социальный, биологический и культурный
смысл. Ученые выделяют различные функции
семьи. Мы остановимся на тех, которые
касаются, прежде всего, воспитания и развития
ребенка.
1. Экономическая и хозяйственно-бытовая
функция – обеспечение биологического
существования семьи пищей, жильем,
одеждой и т.д.
2. Функция первичной социализации
– введение ребенка семьей
в общество, ознакомление его
со всеми присущими этому обществу
законами.
3. Воспитательная
функция – социализация молодого
поколения, воздействие через общение,
трудовую деятельность, поощрение,
наказание.
4. Рекреационная
и психотерапевтическая функция
– принятие члена семьи таким,
какой он есть, несмотря на
его статус, внешность, жизненные
успехи, обеспечение чувства защищенности
Функция первичной
социализации и воспитательная взаимосвязаны
и направлены на воспитание личности ребенка.
Главная роль в осуществлении этих функций
отводится семье.