Семья как объект социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Один из наиболее важных разделов социологии – исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности формирования и функционирования, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3 с.
1. Социология о сущности семьи и брака. Классификация типов семьи ..…….. 4 с.
2. Функции семьи………………………………………………………………....... 7 с.
Практическое задание …………………………………………………………….. 13 с.
Заключение ………………………………………………………………………… 14 с.
Список использованной литературы ……………………………………………... 17 с.

Файлы: 1 файл

контр социология.docx

— 34.69 Кб (Скачать файл)

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и давления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье - очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социо - культурном смысле, соответствующим всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, в "пробирке", будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.

Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива? На это как раз и должна ответить социология семьи. В принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, что противоречат личным влечениям (к ним, в частности, следует отнести и "пробирочные", конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потребность семьи в детях.

Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыхали досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжении и самосохранению "Я" каждого, и др.- эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание

  1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятия - определение

а) семья - общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей;

б) полигамия - Многобрачие

в) эгалитарная семья - семья, в которой супруги имеют одинаковые права и обязанности распределяются равномерно;

г) брак - брак, в котором выбор партнеров осуществляется без вмешательства общества.

д) матриархатная семья - семья, в которой лидирующую роль играет жена/мать;

е) экзогамный - супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого;

ж) патриархатная семья - семья, в которой лидирующую роль играет муж/отец;

з) моногамия - супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной; совокупность отношений между супругами, регулируемых официальными нормами;

и) эндогамный брак - брак брак, характеризуемый образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты, одной веры и т.п.;

к) нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей и их детей;

л) полиандрия - брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;

м) полигиния - брак между одним мужчиной и несколькими женщинами;

2. Как вы понимаете выражение: «Семья – ячейка общества»?

Все начинается с семьи – здесь мы впервые узнаем о мире, учимся общаться с людьми, учим законы жизни. Семья, в моем понимании это организация отношений между членами семьи, создает залог будущих отношений каждого члена семьи в отдельности в обществе, то есть традиции, взгляды, оценка происходящих событий, которые непременно переносятся на модель поведения членов семьи в окружающую среду, то есть в общество. Поэтому семью можно назвать микромоделью общественных отношений или ячейку общества.

 

 

Заключение.

 

Таким образом, семья как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью, является главным институтом человеческого общества.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак, то есть исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, более сложная система отношений, чем брак, так как она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников, поэтому семья не просто брачная группа, а социальный институт, то есть система связей, взаимодействий и отношений индивидов, которые выполняют функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, на каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации: в зависимости от формы брака выделяются моногамная (муж и жена) и полигамная (муж имеет несколько жен) семьи. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Одним из видов социальных ролей человека в обществе является семейная роль, эти роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. К функциям семьи как основного социального института относятся: функция сексуального регулирования, репродуктивная функция, функция социализации, функция эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная функция, экономическая функция.

Брачные отношения выступают как сложнейшая гамма отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Их нужно регулировать со стороны общества ввиду того, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, то есть будущее самого общества и государства.

Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. В примитивных общественных отношениях, больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. В более развитом обществе, большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и сексуальные моменты. Об этом говорят мотивы вступления молодых людей в брак. Мотивами брачно-семейных отношений являются: социальные мотивы, психологические и экономические мотивы.

Современная семья переживает кризис, приведший к падению рождаемости, нестабильности семьи, росту количества разводов, росту количества бездетных семей, отказ от рождения единственного ребенка. Причины кризисного положения семей экономические и социальные. При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество (переход к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни). В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне.

Репродуктивная функция семьи подвергнется серьезным изменениям, она будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества, потребность в качестве жизни. Упор будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности.  В условиях модернизации института семьи в России имеется два варианта, либо: традиционный, восточный (власть мужа, святость супружества, многодетность, непопулярность развода), либо модернизационный и сверхмодернизационный – западный (супружеское партнерство, малодетность, разнообразие вариантов и типов семейных структур). При этом быстрые, кардинальные изменения испытывает западный вариант, демонстрируя, например, новые формы брака: бигамию, групповой брак, партнерство вне брака и т.п. В этом контексте перемена проявляется в разрыве между брачными и семейными отношениями (пробные браки, семейные группы кровнородственного типа, неполные семьи и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

2. Прокопова М.В. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2006.

3. Радугин А. А., Радугин  К. А. Социология: Курс лекций. – 3-е  изд., дополн.и перераб. – М.: Центр, 2001. – 224 с.

4. Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003

5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.


Информация о работе Семья как объект социологии