Семья как социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России.
Практическая значимость контрольной работы определяется попыткой достучаться до сознания каждого человека, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Целью контрольной работы является наиболее углубленно раскрыть тему семьи как социального института.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Сущность семьи как социального института и тенденции изменения семьи 6
1.1. Сущность, структура и функции семьи как социального института и малой группы 6
1.2. Тенденции изменения семьи. Основные формы современной семьи 15
Глава 2 Проблемы семьи и брака в России 21
2.1. Проблемы брака в современном российском обществе 21
2.2. Проблемы семьи в современной России 24
Заключение 30
Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

семья как социально-культурная.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Эти дети чаще, чем те, что растут без отца, имеют такие качества, как самоконтроль, послушание, а также самоуважение и ответственность в поступках.

Отец непосредственно влияет на формирование у сына и дочери половой идентификации. Сын смотрит на отца как на пример. Это помогает ему развивать мужские черты характера и поведения. А дочери необходимо именно от отца получить признание своей значимости как женщины, которое происходит благодаря высокой самооценке девочки. Отец, который поддерживает ее в поступках и решениях, а также восхищается способностями и внешностью, закладывает те основы, благодаря которым девочка в будущем станет полноценной женщиной.

Таким образом, мы понимаем, что влияние отца на воспитание ребенка так же важно, как и материнское, и тут нельзя говорить о четком приоритете одной из сторон. Отцы лучше всего могут воспитать детей как самостоятельных, активных и ответственных людей.

Необходимо помнить, что отцовская любовь отличается от материнской. Любовь ребенка и матери — безусловная, она связывает их с рождения и на всю жизнь.

Любовь отца к ребенку и наоборот — это приобретенная любовь. Отец не носит в себе малыша, «не срастается» с ним каждой клеточкой. Поэтому любовь отца формируется в первые годы жизни ребенка. Часто можно услышать, что отцовскую любовь надо заслужить. В этом есть доля истины. Если мать принимает ребенка таким, какой он есть, то отец способствует развитию у сына или дочери природных способностей, поощряет их на достижения, помогает постоянно совершенствоваться. Можно даже сказать, что любовь отца — это своеобразная награда за успехи ребенка.

Именно поэтому мы не говорим о прерогативе в воспитание матери или отца. Самое главное в жизни ребенка и его нормальном развитии — это любовь родителей, это то ощущение, благодаря которому ребенок всегда чувствует себя в безопасности, зная, что даже если что-то не получится, родители его поддержат.

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их разрешения.

Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребенка крайне ценны теплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем просто рождение и материальное обеспечение детей, это ответственность и справедливость, любовь к своим детям и преданность своей семье.

Уход из семьи любого из его членов пагубно влияет на ребенка и на его дальнейшую жизнь.

 

Заключение

 

Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Семья - это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Основными функциями семьи в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения, являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт семьи выполняет весьма значительные функции в жизни общества.

Современная молодая семья переживает тяжелейший кризис и имеет свои, свойственные только ей, особенности.

1. Объективно недостаточный  уровень материальной и финансовой  обеспеченности. Сегодня среднедушевые  доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом 69% молодых семей живут за чертой бедности.

2. Объективно повышенная  материальная и финансовая потребность  в связи с необходимостью обустройства  семейной жизни: приобретение жилья, организация быта.

3. Время, когда супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.

4. Необходимая психологическая  адаптация к семейной жизни. 18% молодых семей нуждаются в  психологическом консультировании.

Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят к семейным конфликтам, способствующим распаду семьи. 70% всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни.

Замеры состояния современной семьи показывают, что и в мире, и в России идет процесс изменения типа семьи. Все более широкое распространение получает незарегистрированный брак. 43% молодежи указывают на недостаток средств как на свою главную проблему; опасение безработицы в той или иной степени испытывают около 70% молодых людей; глобальной же проблемой современной молодежи является недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. В российском законодательстве не предусмотрен механизм поддержки молодых семей, ввиду чего единственным средством поддержания удовлетворительного уровня жизни является помощь родителей.

Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью.

 

 

Список литературы.

 

  1. Кравченко А.И. Социология. – М.: Изд-во Проспект, 2006.
  2. Общая социология: Учеб. пособие / под общей ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2007.
  3. Социология: Курс лекций / Ю.Г. Волков и др. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
  4. Лавриненко В.Н. Социология: учебник для вузов. — Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2002.
  5. Гурко Т.А. Брак и родительство в России.. — Москва: Институт социологии РАН, 2008.
  6. Борисов В.А. Деградация института семьи // Семья в России. 1995. № 1–2.
  7. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991.
  8. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник для ВУЗов.М.,2006.
  9. Обществознание. Под ред. Ю.Г. Волкова. Учебное пособие для поступающих в высшие учебные заведения. М.,2005.
  10. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 2008.
  11. Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978.
  12. Савинов Л.И. Семьеведение. – Саранск, 2000.
  13. Медков В.М. Демография. – Ростов-н/Д, 2002.
  14. Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века» С-Пб.: Питер, 2008.
  15. Черняк Е.М. Социология семьи: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006

Размещено на Allbest.ru

1 Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 2008

2 Черняк Е.М. Социология семьи: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006

 

3 Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек./Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 2008

4 Черняк Е.М. Социология семьи: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006

5 Черняк Е.М. Социология семьи: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006


Информация о работе Семья как социальная группа