Семья как социальный институт формирования личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
Задачи:
дать теоретическое обоснование данной проблемы;
охарактеризовать стили воспитания и
показать влияние качеств родителей на развитие ребенка

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка……………………………………………………………………………..6
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка……………………………………...6
1.2. Родительские стили воспитания и установки………………………..12
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка…..17
1.4. Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания…………………20
Глава 2. Психолого – педагогическая работа по изучению и коррекции детско – родительских отношений……………………………………………..26
2.1. «Типичные ошибки в семейном воспитании»………………………26
2.2. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания……………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Ведение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка……………………………………………………………………………..6

1.1. Роль семьи в воспитании  ребенка……………………………………...6

1.2. Родительские стили воспитания  и установки………………………..12

1.3. Общение родителей и детей  как детерминант развития ребенка…..17

1.4. Социально-психологические типы  личности ребенка, которые соответствуют  определенному типу семейного  воспитания…………………20

Глава 2. Психолого – педагогическая работа по изучению и коррекции детско – родительских отношений……………………………………………..26

2.1. «Типичные ошибки в семейном воспитании»………………………26

2.2. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания……………………………………………………………………….29

Заключение………………………………………………………………………31

Литература……………………………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблематика психологического возраста является одной из наиболее активно разрабатываемых областей психологической науки. В целом, данные изыскания начал Л.С. Выготский. Он писал о том, что психологический возраст характеризуется особенностями преимущественной деятельности, несущей решающую личностнообразующую нагрузку, принципиально новыми образованиями развивающей личности и специфической для каждого возрастного этапа социальной ситуацией развития, раскрывающей и отражающей своеобразие относительно стабильного положения индивида в социуме, т.е. определенную уникальную степень сбалансированности двух взаимосвязанных позиций – «Я – в обществе» и «Я и общество».

Актуальность исследования обусловлена той ролью, которой семья занимает в жизни ребенка. Семья – это важнейший институт социализации, первый социальный мир ребенка, в котором он получает опыт социального взаимодействия, овладевает навыками поведения и межличностного общения. Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.

Проблема представленная в качестве объекта изучения следствием ситуации, в которую попадает ребенок. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

Новизна исследования определяется принципиально новым подходом согласно которому роль родителей в развитии ребенка находится на более высоком качественном уровне, ведь только они хорошо знают своего ребенка, способны выслушать и понять его, дать нужный совет. Однако, в жизни мы сталкиваемся с вечным конфликтом «отцов и детей», и взрослеющий человек, не найдя понимания в семье, идет на улицу – к преступлениям, наркотикам, беспорядочной половой жизни, насилию.

Объект исследования – детско-родительские  отношения.

Предмет исследования – стили семейного воспитания.

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие  ребенка.

Задачи:

      • дать теоретическое обоснование данной  проблемы;
      • охарактеризовать стили воспитания и
      • показать  влияние качеств родителей на развитие ребенка

Гипотеза работы заключается в том, что семейные взаимоотношение играют огромную роль в развитии  ребенка Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Семья  как социальный институт формирования личности ребенка

1.1. Роль семьи  в воспитании ребенка 

Важнейшая социальная функция  семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи  являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности  в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве: формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание  целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется  в систематическом поведении  одними членами семейства (преимущественно  взрослыми) инициативы и чувства  собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут  и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей  воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать  педагогически и нравственно  оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье - это  система отношений, при которых  родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении  самооценки имеет стиль семейного  воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля  семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

При демократическом  стиле прежде всего учитываются  интересы ребенка. Стиль "согласия".

При авторитарном стиле  родителями навязывается свое мнение ребенку. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Школьник видит себя глазами близких взрослых, его  воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и  неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где  родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Неадекватность также  может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и  за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания  и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Родители задают и  исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной  деятельности и отношениях. Дети с  высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной  с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка  с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение  взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Третий вариант - "уход от реальности". Наблюдается в  тех случаях, когда у детей  демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Крайние, самые неблагоприятные  для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Информация о работе Семья как социальный институт формирования личности ребенка