Семья как социальный институт и малая группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие социального института, его виды……………………………6
Глава 2. Семья как важнейший социальный институт……………………..…..8
2.1. Семья как малая группа……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………....24

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами [4].

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий  статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые  функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень  важна способность супругов к  гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с  психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей [4].

В современном обществе наблюдается  процесс ослабления семьи как  социального института, изменение  ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие  позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала  детей, а муж был хозяином, часто  единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую  самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее  большинство женщин в странах  с христианской и буддистской  культурами стали участвовать в  производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Семья как  малая группа

 

Понимание семьи как малой  группы находит множество своих  сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов-практиков, поскольку открывает неоценимые возможности для оказания психологической  помощи семье.

При всем многообразии определений  понятия "малая группа" можно  выделить основное его содержание. Малая группа — это малочисленная  по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся  в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как  эмоциональных отношений, так и  особых групповых ценностей и  норм поведения.

Перечислим основные признаки малой группы:

  • общие цели и общая для всех членов группы деятельность;
  • личный контакт между членами группы;
  • определенный эмоциональный климат внутри группы;
  • особые групповые нормы и ценности;
  • физический и моральный образец члена группы;
  • ролевая иерархия между членами группы;
  • относительная независимость (автономность) этой группы от других;
  • принципы приема в группу;
  • сплоченность группы;
  • социально-психологический контроль поведения членов группы;
  • особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы,

Это первичные признаки малой  группы. В ряд вторичных признаков  входят: конформность членов группы (степень  уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу [8].

По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права  именоваться малой группой. Решение  этого вопроса является принципиальным для психологии семьи. Известный  американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа — это двое или более  лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы". А.И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой  группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов  или пар. В этом случае диаду "мать — ребенок", возникшую после  развода, следует воспринимать как  осколочную форму семьи [2].

Семья относится к разряду  первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между  людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления  членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и  самосознания ребенка. Можно рассматривать  процесс формирования человеческого  Я как результат социального  взаимодействия [3].

Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении и функционировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные  значения, выражения, обращения и  жесты, разделяемые только внутри данного  круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит  к этой группе. Именно так складывается своеобразный "язык семьи", освоить  который бывает непросто новому члену  семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Таким путем формируется прочное чувство "мы" — психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы [9].

Первичная группа предполагает высокую степень интимности и  доверительности отношений, эмоциональной  вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет  затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны других членов семьи. Желание  поделиться сокровенным в сочетании  с принятием этого желания  партнером укрепляет чувства  любви и симпатии.

Доверительный и интимный стиль отношений может стимулировать  более четкое и ответственное  выполнение членами группы своих  обязанностей.

Отечественный социолог и  философ М.С. Комаров так разъясняет значение первичной группы для каждого  человека:

  • здесь индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях, выражает свои самые сокровенные мысли и желания;
  • она дает возможность индивиду получить личное удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми;
  • общение и жизнедеятельность в первичных группах позволяют снимать стрессы и напряжения, тревоги, беспокойство, которыми страдает современный человек от чрезмерных социально-психологических перегрузок на работе;
  • мнение первичной группы весьма важно для самооценки индивида, понимания его реального статуса в обществе.

Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в  огромной степени влияют на его поведение.

Семья может выступать  для индивида в качестве референтной  группы. Это понятие используется в двух случаях:

  • для обозначения группы, которая мотивирует индивида быть принятым в ней. С этой целью индивид поддерживает свои установки в соответствии с тем, что, на его взгляд, считается общепринятым в группе. Группа устанавливает стандарты и вознаграждает того, кто им следует;
  • референтная группа служит своеобразным эталоном, образцом или отправной точкой для сравнения и оценки индивидом себя или других.

К референтной группе относятся  далеко не все люди из ближайшего окружения  даже в первичных группах, а лишь узкий круг "значимых других". Для эмоционального благополучия субъекта и предупреждения отклонений в его  поведении важно, чтобы члены  семьи входили в число тех, чьим убеждениям и взглядам он особенно доверяет и чья безупречная репутация  может служить для него примером [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение следует отметить, что семья является фигурирующей ячейкой общества. Социальная необходимость  семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Нельзя забывать о том, что семья - это  продукт общественной системы, она  меняется с изменением этой системы. Семья всегда сверхзначима. Выполняя различные свои функции, она тем  самым организует и осуществляет связи в обществе. Семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.

Семья образует базовые предусловия  функционирования социума путем  физического и социокультурного замещения поколений благодаря  рождению детей и поддержанию  существования всех членов семьи. Без  этого воспроизводства населения  и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Семья, под каким бы углом  зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации; социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Семья нужна не только человеку, но и обществу, так как она способствует совершенствованию общественных отношений и воспитанию подрастающего поколения.

 

 

Список литературы

 

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 С.;
  2. Антонов А.И. Семья как социальный институт // Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, часть II. - М.: «Знание», 1994;
  3. Антонов А.И., Медков В.М.Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. – 304 С.;
  4. Бедный М. С. Семья-здоровье-общество, М.: Просвещение, 2007. – 349 С.;
  5. Лавриненко В. Н. Социология семьи М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. – 349 С.;
  6. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Наука, 1989. – 112 С.;
  7. Интернет-источник: http://otherreferats.allbest.ru/sociology/d00011479.html;
  8. Интернет-источник: http://works.doklad.ru/view/NTVEye8JSMk.html;
  9. Интернет-источник: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/83024/?kursovaya-semya-kak-sotsialnyiy-institut.

1 Прокопова, М.В. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ , 2005. – с.128


Информация о работе Семья как социальный институт и малая группа