Семья как социальный институт и как малая группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:28, реферат

Описание работы

Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях известных европейских ученых-статистиков Рилэа и Ле Пи. В середине XIX в. они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия, на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно..

Содержание работы

Введение……………………………………………………………с. 3

1. Семья, ее особенности………………………………………….с.4-6

2. Семья и брак как социальные институты……………………..с.7-12
2.1. Основные функции семьи……………………………..с.10-12
3. Семья как малая группа………………………………………….с.13-16
Заключение………………………………………………………….с.17
Список литературы………………………………………………….с.18

Файлы: 1 файл

Реферат - Семья как малая группа и социальный институт.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.1. Основные функции семьи

 

Семья всегда выполняет  целый ряд функций, которые отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

 Семейное  и общественное воспитание взаимосвязаны,  дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального  социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного  общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как  традиционные функции стали резко  ослабляться, возникла эта новая, ранее  неизвестная — психотерапевтическая функция.

Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

 

Москве говорит  тот факт, что 2/3 супружеских пар, бывших на 
грани развода и обратившихся к специалистам, изменили свое 
решение и сумели урегулировать семейные отношения), улуч- 
шение организации бытового обслуживания, решение жилищ- 
ной проблемы. *

Подведем итоги. Можно выделить три основные «горячие точки» в современных семейно-брачных  отношениях: 1) проблема стабильности семьи, 2) проблема рождаемости и 3) проблема напряженности в сфере быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Семья как малая группа

 Семья представляет собой малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Поскольку семья получает моральную и правовую санкцию, общественную и государственную поддержку, она  выступает и как социальный институт. Когда говорят о семье как о социальном институте, то интерес представляет не конкретная семья, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Социологи анализируют семью как социальный институт в тех случаях, когда необходимо выяснить насколько ее функционирование соответствует общественным потребностям, как меняются семейные нормы и ценности в различных типах культуры, каким образом происходит социальное регулирование отношений между членами семьи.

Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается  в тех случаях, когда изучается  конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или  ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.

Отличительные особенности семьи как малой  группы общества состоят в следующем:

1)     семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;

2)  в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;

3)  особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди 
вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

Основные функции  современной семьи могут быть сведены к следующему:

1)    репродуктивная - биологическое воспроизводство членов семьи;

2) воспитательная - социализация личности;

3) хозяйственно-бытовая  - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми;

4) экономическая  - экономическая поддержка несовершеннолетних  и нетрудоспособных членов семьи;

5)  сфера первичного социального контроля – моральная регламентация  поведения членов  семьи в различных  сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми;

6) сфера духовного  общения - развитие личности члена  семьи;

7) социально-статусная  - предоставление социального статуса  членам семьи; воспроизводство  социальной структуры.

8)   досуговая - организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9)   эмоциональная - эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10)сексуальная  - сексуальный контроль.

11) накопления  собственности и передача ее  по наследству.

Среди перечисленных функций важнейшими являются репродуктивная и воспитание детей;

Известный отечественный  социолог И. Кон дает описание различных  типов культур (в зависимости  от господствующих норм половой морали), среди которых выделяет два основных типа: антисексуальная (репрессивная) и просексуальня (терпимая).

Примером репрессивной морали может служить средневековая  христианская мораль. Пример противоположного типа - культуры народов Полинезии: сексуальность и эротизм здесь  активно поощряются, половые проблемы свободно обсуждаются, выражаются в ритуалах, песнях, танцах,

Для социологической  теории семьи большой интерес  представляет вопрос об эволюции типов  семей и тех трансформациях, которым  она подвергалась в условиях современного индустриального общества. Известно, что в аграрном обществе господствовала расширенная семья, которую иногда называют патриархальной.

При переходе от аграрного общества к индустриальному  произошли демографическая революция, результатом которой явилось  возникновение нового типа семьи - нуклиарной, или малодетной, получившей особой распространение в урбанизированных районах.

Основные причины столь существенной трансформации семьи:

1)  свойственная индустриальной экономике организаций производственного процесса требует отдаления места работы от места жительства, что приводит к росту мобильности населения, ослабившей частоту, и интенсивность контактов между членами расширенной семьи;

2)  рост социальной мобильности и свойственная индустриальному обществу ориентация на «достигаемый статус» приводит к тому, что члены семьи начинают занимать различные социальные позиции, что также приводит к ослаблению родственных связей;

3)  рост дифференциации и специализации общественного труда в индустриальном обществе приводит к широкому распространению; 
культурно-образовательных учреждений и развитию сферы услуг, эти учреждения берут на себя многие традиционные функции семьи образовательную, хозяйственную, досуговую и др.

Важную роль в семейно-брачных отношениях играют тенденции семьи. Тенденции –  это более или менее устойчивые, повторяющиеся явления, факты, события, которые уменьшаются или увеличиваются по отношению к какому-либо начальному периоду.

Назовем некоторые  из них на сегодняшний день относительно 2010г.:           

1) брак по любви, равноправный, добровольный без материальных расчетов;

2) рост общественной ценности семьи в становлении и развитии личности;

3) укрепление чувств супругов в индивидуальной половой любви;

4) превышение смертности над рождаемостью. Россия ежегодно вымирает почти на 1,5 миллиона человек.

5) сокращение  рождаемости;

6)  рост числа разводов;

7)  стремление девушек к замужеству с богатым (без любви, но терпимым).

8) рост преступности, в том числе подростковой и д.р.

Свойственная  современному обществу тенденция превращена 
семьи в «дружественный интимный союз» позволяет в отдельных случая 
адаптироваться к требованиям социально-профессиональной структуры 
общества. В некоторых социальных слоях общества начинает создаваться 
новый тип семьи, успешно сочетающий в себе ценностные ориентации 
супругов на создание собственной семьи и их профессиональные интересы, 
связанные с ориентацией на «достигаемый статус», т.е. карьеру в выбранной 
профессии. Этот тип получил название «бикарьерной семьи». На западе- 
эта форма получила распространение в верхних слоях среднего класса, у 
нас - в некоторых слоях интеллигенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Семья – это  социальное явление, сочетающее в себе черты социального института  и малой группы. Являясь малой  группой, она соединяет личные потребности  с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит  на месте, он меняется, а вместе с  ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в  целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век  становится эпохой, на которую возложены  большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая  семья – залог стабильности и  процветания любого общества.

Список  литературы:

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

3. Лавриненко  Н.А. Социология. – М.: Культура  и спорт, Юнити, 1998 – 349с.

4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

 

 


Информация о работе Семья как социальный институт и как малая группа