Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Семья – особый социальный институт, который стравится многими социологами на первое место. Все началось с О. Конта, который считал семью клеткой социального организма.
Также важнейшим институтом семью считал Г. Спенсер, который разделил все социальные институты на шесть групп, и на первое место поставил «домашние», в которой доминировали семья и брак.
Было положено начало, и все последующие социологи изучали проблемы семьи и брака, базируясь на ранних теоретических положениях

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 4

Параграф 1. Понятие социального института 4

ГЛАВА II. ХАРАКТИРИСТИКИ СЕМЬИ 7

Параграф 1. Функционирование семьи в современном обществе 7
Параграф 2. Типология семьи, жизненный цикл 10


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Санкт - Петербургский государственный технологический институт

                                              (Технический университет)

 

 

 

 

 

Кафедра социологии                                                                   Факультет   2

                                                                                                                  Курс             2

                                                                                                                  Группа    9012

 

Учебная дисциплина социология

                                             

                                             КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Тема                         “ Семья как социальный институт”

 

 

 

 

Студент             Ильющенко К. С.

 

Руководитель   Ежов С.П.

 

 

 

 

 

Оценка

за курсовую

работу                                                                                             Личная подпись

                                                                                                         руководителя

 

 

                                                   

                                                    Санкт – Петербург

                                                             2013г.

                                                           

                                          СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

ГЛАВА    I.    СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ                                                         4        

 

Параграф 1. Понятие социального  института                                                4

 

ГЛАВА  II.    ХАРАКТИРИСТИКИ СЕМЬИ                                             7

 

Параграф 1. Функционирование семьи в современном обществе                  7   

Параграф 2. Типология семьи, жизненный цикл                                               10

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                    13

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             15 
ВВЕДЕНИЕ

 

Семья – особый социальный институт, который стравится многими социологами  на первое место. Все началось с О. Конта, который считал семью клеткой социального организма.

Также важнейшим институтом семью считал Г. Спенсер, который разделил все социальные институты на шесть групп, и на первое место поставил «домашние», в которой доминировали семья и брак.

Было положено начало, и все последующие  социологи изучали проблемы семьи  и брака, базируясь на ранних теоретических положениях. Семью как социальный институт рассматривали К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. В западной социологии наиболее видными представителями социологии семьи были У. Берр, К. Киркпатрик, И. Най, Р. Хилл и др. В отечественной же науке это были А.Г. Харчев, А.И. Антонов, С.И. Голод, Т.А. Гурко.

Актуальность работы обусловлена непрекращающимся интересом к семье как социальному институту, поскольку она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

          Семья является динамичной и легко изменяющейся частью общества. Проводимые в стране изменения сильно отражаются на ней, что выражается в изменении особенностей формирования семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Поэтому будет актуальным рассмотрение нами семьи как динамичного и проблемного социального института.

Цель работы: изучение семьи как социального института.

Задачи:

  1. Изучение понятия социального института, его признаков
  2. Анализ функционирования семьи в современном обществе
  3. Рассмотрение типологии семьи, жизненного цикла
  4. Изучение понятия семьи, типологии

           Объект: семья

Предмет: семья как социальный институт. 
                                       ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Параграф 1. Понятие социального института

 

С социологической точки зрения, понятие институт обозначает совокупность норм, которые регулируют социальные действия и общественные отношения  определенной сферы.

Э. Дюркгейм понимал под социальными институтами такие типы человеческих отношений, в которых нуждается общество, и поэтому они постоянно возрождаются.

Современный английский социолог Э. Гидденс дал следующее понятие социального института – это устойчивые формы социальной деятельности, которые воспроизводятся во времени и пространстве.

Понятие социального института  определялось по-разному различными учеными. Обобщая все определения, Н. Г. Багдасарьян выделяет элементы, из которых складывается понятие социального института.

Социальный институт, это

  • Ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;
  • Совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;
  • Организованная система формальных и неформальных структур;
  • Совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;
  • Устойчивый комплекс социальных действий.1

В итоге, социальный институт можно  понимать с трех позиций: как установление, норма, принятое правило поведения, как организация, учреждение, орган, ассоциация, объединение людей и как устойчивые формы организации общественной жизни и деятельности людей.

Сегодня в научной литературе доминирует трактовка социального института  как нормы. Доказательством может  служить определение Т. Парсонса: институты – «всеобщие модели норм, которые очерчивают категории предписанного, разрешенного и запрещенного поведения в социальных отношениях, для людей в их взаимодействии друг с другом как членов общества и его различных подсистем и групп»2

Существует пять институциональных признаков, общих для всех социальных институтов. Это черты, которые выражают их внутреннее состояние:

  1. стандарты и образцы поведения;
  2. знаки и символы;
  3. кодексы и уставы;
  4. физические объекты и сооружения;
  5. ценности и идеи.

Существуют также внешние черты:

  1. объективность, когда люди воспринимают социальные институты в виде объектов, существующих независимо от их воли и сознания;
  2. принудительность. Институты навязывают свои правила и порядки, с которыми люди не всегда согласны;
  3. моральный авторитет, легитимность (законность) социальных институтов;
  4. историчность социальных институтов. Каждый институт когда-то зародился, развивался, трансформировался, и в данный момент мы видим итог этой эволюции.

Каждый из социальных институтов имеет  свои функции, которые характеризуются  как польза, приносимая людям. Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Основными функциями социального института как такового, по Г.Е. Збровскому, являются:

1. Интегративная – способность института обеспечивать целостность сообщества, и реализовать это через взаимодействие между группами людей.

2. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области, с помощью которой поддерживается устойчивость различных систем общества.

3. Регулятивная функция – способность социальных институтов с помощью норм, правил поведения и санкций регулировать поведение человека в различных сферах: в семье, в быту, в школе, и в других сферах.

4. Коммуникативная функция, включающая людей в деятельность, обеспечивает связи и общения между людьми за счет организации их жизни и деятельности.

Для каждого конкретного института можно выделить явные функции, латентные функции и дисфункции.

Те функции, которые открыто определяются, закрепляются в законах, программах, уставах, официально заявляются и осознаются людьми называются явными.

Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле, но их последствия осознаются не сразу и не всегда.

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией социального института. Ее суть в нарушении стабильности и равновесия в социальной среде через появление каких-либо сбоев в деятельности институтов.

Дисфункции социального института выражаются в неясности целей, неопределённости функций, падении социального престижа, подчинении интересам отдельных лиц.

В рамках своей теории человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, Г. Спенсер различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религия, политические системы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          ГЛАВА  II.    ХАРАКТИРИСТИКИ СЕМЬИ

 

                   Параграф 1. Функционирование семьи в современном обществе

 

Семья – один из наиболее древних  и значимых социальных институтов, не похожий ни на один другой институт. В истории пока нет альтернативы семье, и у нее есть своя особенность. По словам Я. Щепаньского, семья является единственным "разрастающимся изнутри" социальным институтом.3 Но нельзя это "саморазрастание" сводить только к демографическому воспроизводству, нужно понимать его двусмысленно. И все же, несмотря на это, семья и необходимость ее сохранения возникают из необходимости воспроизводства населения и социализации личности.

Антонов А.И. утверждает, что семья как социальный институт не просто исполнитель названных функций, она активный элемент и агент социальных изменений.4

Семья – это социальный институт, характеризуемый совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками.

Во многих примитивных  обществах существует только один институт – семья. Например, у современных племен Центральной Африки, у многих народов Севера нет института государства, религии, образования и других. Все вопросы, которые в цивилизированных обществах решаются всевозможными социальными институтами, тут решаются в рамках отдельных семей или на советах нескольких семей.

Российское общество развивается в направлении демократизации и гуманизации, что накладывает заметный отпечаток на все сферы его функционирования. Изменившемуся социуму соответствует обновленная модель семьи, которая уже нашла отражение в массовом сознании и фиксируется в массовом поведении.

Современная отечественная социология семьи, по мнению Черняк Е.М., предлагает ряд подходов при анализе тенденций  развития российской семьи, которые  сводятся к трем ключевым позициям:

1. идет нормальная  трансформация традиционной семьи  в современную под влиянием  социокультурной модернизации;

2. в России  происходит кризис института  семьи, его деградация;

3. трансформация семьи – это  мировой процесс, кризис-условие, в котором протекает модернизация российской семьи.

Проблемы современной  российской семьи в целом совпадают  с общемировыми.

На данный момент большинство жителей  России живет в семьях, общее число  которых – более 40 млн. Массовая семья – нуклеарная – два супруга, один или два ребенка.

В России происходят процессы изменения  повседневной жизни россиян в  ходе трансформации российского  общества. Они затрагивают процессы, сопряженные с трансформацией института  семьи и определяют демографическую  модернизацию, характеристиками которой являются самореализация, свобода выбора, личное развитие и индивидуальный стиль жизни, эмансипация. Все это находит отражение в формировании семьи, установках в отношении регулирования рождений и мотивах родительства. Это приводит к нуклеаризации семьи, увеличению возраста вступления в брак и позднему рождению детей, видоизменению форм брака и родительства. Все это можно описать как кризис, эволюция, модернизация, трансформация.

Кризис семьи как социального  института возник в последней  четверти XX века. Кризис семьи – это утрата ею в значительной степени своих традиционных функций. Кризис проявляется в возрастании количества разводов, в тенденции к малодетности, в росте занятости женщин в общественном производстве, в трансформации и возникновении новых традиционных форм семьи.

Информация о работе Семья как социальный институт