Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 09:58, реферат

Описание работы

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 40.95 Кб (Скачать файл)

Межличностные конфликты (утрата чувства  любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь  одного из супругов, ревность, мнительность). В этом блоке главным фактором являются грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин — инициаторов  развода эти причины чаще оказываются  связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это прежде всего неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к производственным (профессиональным) успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и пр. С этим тесно смыкается такой фактор, как различие взглядов на жизнь — так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.

3. Внешние факторы (измена, появление  новой семьи или нового чувства  у инициатора развода, вмешательство  родителей и других лиц).

Конечно, все три группы факторов тесно переплетаются. Так, измена может  быть следствием невнимания, грубости, а грубость — результатом хозяйственных  неурядиц и т.п. Разные люди по-разному  переживают распад своей семьи. По оценкам  многих российских и зарубежных социологов, весьма распространенными последствиями  разводов являются снижение трудовой активности, высокая вероятность  нервных стрессов, психических расстройств. Для общества особенно тягостно, что  ослабляется влияние родителей  на воспитание детей и дети становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами, причем зачастую такие конфликты  выходят далеко за рамки предразводной и разводной стадий и продолжаются в течение многих лет.

Итак, нестабильность брака создает  острые проблемы как для тех, кто  хочет создать семью, так и  для тех, чья семья оказалась  разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всецело  отрицательное явление, так как  свобода расторжения брака —  одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно-брачных  отношениях, средство сохранения их моральных  устоев. Принципиально неверны как злоупотребление свободой развода, так и огульно негативный подход к разводам независимо от индивидуальной ситуации.

Вместе с тем существенную роль в профилактике разводов могут сыграть  службы семьи (об эффективности их работы в Москве говорит тот факт, что 2/3 супружеских пар, бывших на грани  развода и обратившихся к специалистам, изменили свое решение и сумели урегулировать  семейные отношения), улучшение организации  бытового обслуживания, решение жилищной проблемы.

Подведем итоги. Можно выделить три основные проблемы в современных  семейно-брачных отношениях: 1) проблема стабильности семьи, 2) проблема рождаемости  и 3) проблема напряженности в сфере  быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как  института и кризиса семьи  вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми  возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все  более высокие требования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Семья  один из самых древних социальных  институтов. Она возникла намного  раньше религии, государства,  армии, образования, рынка, Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи.  Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи.

Сущность семьи заключается  в той целостности, которая присуща  семье и социальной общности, и  как малой социальной группе, и  как социальному институту. Институт семьи выполняет весьма значительные функции в жизни общества. Семья — это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере — творец цивилизации. Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство —человека. Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.

 Список Литературы

1. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический  анализ.- СПб.: ТОО КТ «Петрополис», 1998.

2. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3.

3. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. — М.: Педагогика, 1990

4. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 479 с.

5. Перов Г.О. Социология: Учебник  /Г.О. Перов, С.И. Самыгин.- Ростов  н/Д: Изд. центр «МарТ», 2002.

6. Смелзер Н. Социология /Пер. с англ.- М.: Феникс, 1994.

7. Социология: Учеб. пособие /Под ред. В.И. Игнатьева, М.В. Ромма.– М.: ИНФРА–М.; Новосибирск: НГТУ, 2001.

8.Социология: учебник для вузов/  В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.:ЮНИТИ, 2000.


Информация о работе Семья как социальный институт