Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:17, реферат
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса.
Подобная "прогрессистская" точка
зрения не стала всеобщей. Питирим
Сорокин видел в уменьшении и
сворачивании социокультурных функций
семьи, в т. ч. специфических, негативное
воздействие индустриально-
Типология семейных структур
Типы семейных структур многообразны
и выделяются в зависимости от
характера супружества, особенностей
родительства и родства. Моногамное супружес
Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.
Типы семейных структур, определяемые
по критериям родительства-
По критерию власти различают патриархальные семьи
Выделяется еще так называемая
По критерию пространственно-
В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи - это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношении среди детей двоих детей недостаточно, двое - лишь пара. Двухдетная семья - это семья, состоящая из двух пар - супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, т. к. первично-групповые отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) - чтобы предшествующие поколения замещались последующими необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть - трехдетных, 20% - четырехдетных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и однодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей - границы простого воспроизводства населения - и достиг 11, 5 на 1000 в 1992 г., соответствует в среднем 1, 59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1-2 детьми до 16 лет - таковых в РФ примерно 90%. Многодетных семей с 5 и более детьми меньше 1%, среднедетных семей с 3-4 детьми около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с липшим раз меньше, чем следует, срёднедетных - в 5 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12, 6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс де популяции, складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения малодетности и ускоренного роста смертности с середины 70-х годов.
Огромное разнообразие семейных структур
образуется, когда ставится задача
классификации семей с учетом
изменения семьи во времени от
старта к финишу семейной жизни. Введение
параметра продолжительности, стажа
брака и семьи, изменение семьи
в ходе жизни привело к понятию
"семейного цикла жизни" или
"жизненного цикла семьи". Возможно,
слово "цикл" здесь неточно, т.
к. только при смене семейных поколений
повторяются одни и те же стадии
становления и распада семьи
как социально-психологической
Разработка схем семейного цикла представляет самостоятельную задачу социологии семьи (на основе статистических данных о распространенности тех или иных этапов цикла в семейной структуре населения.
Семейный цикл определяется стадиями
родительства по семейным циклам от начала
до прекращения брака. Сегодня нет
статистических данных, позволяющих
определить среднюю длительность каждой
из четырех стадий. Поэтому даны
приблизительные оценки. На схеме 1
указана идеальная
Эволюция социологии семьи
В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:
Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня. Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются различные системы родства. Теоретическая дискуссия разворачивается по вопросу о соотношении патриархата и матриархата.
Первым нанес по умозрительным
схемам швейцарский историк права
Иоган Якоб Бахофен (1815 - 1887). Его классический
труд "Материнское право" (1861) положил
начало изучению истории семьи и
проблемы матриархата. Он предположил,
что моногамному браку
Независимо от И. Баховена к открытию
материнского права пришел шотландский
адвокат Дж. Мак-Леннан (1827 -1881). Рассматривая
развитие семейной организации, он ввел
в науку такие фундаментальные
понятия, как эндогамия и экзогамия.
По схеме Мак-Леннана, семья прошла
в своем развитии три ступени
- от промискуитета через
Представление о групповых формах брака было свойственно и Дж. Леббоку (1834-1913), который рассматривал "общинный" и "коммунальный" брак как самую раннюю форму брачных отношений. Из нее через похищение женщины возникла экзогамия.
Теория матриархата
Теория патриархата с тех
пор стала господствующей в науке.
По мнению Э. Гидденса, большинство
антропологических исследований свидетельствует
о том, что все в достаточной
степени изученные общества были
патриархальными, хотя степень и
сущность господства мужчины везде
различаются. Важное значение имел труд
Л. Моргана "Древнее общество"
(1887. в рус. перев. "Первобытное
общество", 1900), который оказал существенное
влияние на развитие социологии семьи,
особенно ее марксистского варианта.
Работа Ф. Энгельса "Происхождение
семьи, частной собственности и
государства" (1884) целиком основана
на работе Л. Моргана. Социологическое
направление в изучении семьи
представлено главным образом работами
Э. Дюркгейма ("Введение в социологию
семьи", 1888), М. Вебера ("Супруга
и мать в правовом развитии", 1907),
Ф. Мюллер-Лиера ("Семья", 1911), У. Гудселла
("История брака и семьи",
1915), С. Циммерман ("Семья и цивилизация",
1917) и Ч. Кули ("Социальная организация").
В них окончательно закрепился отход
от европейской и особенно американской
социальной науки, от умозрительных
схем в сторону конкретно-
Дюркгейма наряду с Ф. Ле Пле и
Э. Энгелем считают
Заметный след в социологии семьи оставил французский методолог, теоретик и исследователь Фредерик Ле Пле (1806-1882). Он подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и в разных социальных группах, монографически описывая условия и образ жизни каждого из 300 обследованных семейств. Результатом явилась типология семей.
В первом типе - в патриархальной семье - индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица. Во втором типе - в корневой семье (сегодня ее называют нуклеарной) - все имущество переходит к одному наследнику, выбранному отцом. Остальные дети мигрируют, возвращаясь в родительское гнездо при жизненных неудачах. Третий тип - нестабильная семья - характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь. Предложенная им техника поиска индикатора для измерения и диагностики социальных отношений получила широкое развитие в современной социологии семьи. Согласно наиболее известной классификации Г. Кристенсена (редактора "Антология по браку и семье", 1967), первый период - до середины XIX века - назван периодом "социального дарвинизма". Г. Кристенсен считает, что первый период посвящен изучению семейных традиций фольклора, философской и художественной литературы, а второй - обобщению в исторической и социокультурной перспективе эволюции института семьи. На самом деле умозрительные схемы преобладали на первом этапе, а на втором ученые обратились к конкретно-историческим и социологическим проблемам. Третий период - первая половина XX века - назван Г. Кристенсеном периодом "спонтанной науки". В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.). Появление спекулятивных работ свидетельствует о том, что конкретные факты не получили толкового теоретического осмысления. По мнению Уильяма Гуда, автора капитальной работы "Мировая революция и образы семьи" (1967), с момента опубликования книги Ф. Тенниса "Община и общество" (1887) и до настоящего времени никто из видных теоретиков не написал ни одной сколько-нибудь значительной работы по социологии семьи. Хотя Парсонс и Хоманс обратили на семью часть своей энергии, но никакой последовательной теории они не создали, полагая, что семья не поможет объяснить социальную структуру и другие институты общества.