Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1 Исторический взгляд на брак 4
2 Понятие социального института, его виды 5
3 Брак – основа семейных отношений 7
3.1 Формы брака 8
3.2 Историческое направление в социологии семьи и брака 10
4 Семья как важнейший социальный институт 13
4.1 Жизненный цикл семьи 14
4.2 Формы семьи 15
4.3 Функции семьи 16
4.4 Распределение ролей к семье 19
5 Кризис в семье и ее будущее 21
Заключение 25
Список литературы

Файлы: 1 файл

контр раб.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)
 

     4.4  Распределение ролей в семье

    Для понимания семьи как социального  института большое значение имеет  анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями  индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные  и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко  представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в  семье или младшим, какого поведения  ждут от него, какие правила, нормы  ждут от него, какие правила, нормы  диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ  своего поведения, индивид должен точно  определить свое место и место  других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять  роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального  достояния семьи. В этом плане  немаловажное значение имеет согласованность  той или иной роли с личностью  исполнителя. Человек со слабыми  волевыми качествами, хотя и старший  по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи  в современных условиях. Для успешного  формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к  ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется  в способности без особых затруднений  выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует  ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение  изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его  роли.

    Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым  согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой  конфликт чаще всего проявляется  как:

    а) конфликт ролевых образцов, что связано  с неправильным их формированием  у одного или нескольких членов семьи;

    б) межролевой конфликт, при котором  противоречие заложено в противоположности  ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются  часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения  одновременно являются и детьми и  родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

    в) внутриролевой конфликт, при котором  одна роль включает в себя противоречивые требования. В  современной семье  такого рода проблемы бывают чаще всего  присущи женской роли. Это относится  к случаям, когда роль женщины  предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы  детей и т.д.) с современной  ролью, предполагающей равное участие  супругов в обеспечении семьи  материальными средствами.

    Конфликт  может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и  переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна  способность супругов к гибкому  переключению ролей. Особое место среди  предпосылок ролевого конфликта  занимают трудности с психологическим  освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная  и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в  особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет  переложить на свои плечи хозяйственные  заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ  жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери и т.д.

 

    5 Кризис семьи и  ее будущее

    Не  секрет, что современная семья  переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

    Показателем кризиса семьи выступает также  резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г. в 1 квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. — 246,1 тыс. браков. Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%.

    По  количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%. значительно превысив число заключенных браков (92,1%).

    С 1991 г. смертность значительно превысила  рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность — 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения.

    Реформирование  общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи  одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.

    За  три года произошел значительный рост малообеспеченных семей среди многодетных (26,9% за три года) и неполных (14,5%). При этом четко прослеживается и другая тенденция – снижение количества многодетных семей и рост семей с детьми-инвалидами и неполных.

    Причин  кризисного положения семей можно  условно разделить на экономические  и социальные. Экономические –  потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда – являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей – трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.

    При прогнозировании семейно-брачных  отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.

    При отсутствии государственной программы  адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений «нащупывает» механизмы выживания. В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и понимание того, что выживание семьи — дело рук самой семьи. На основе изменения отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-экономической единицей различных альтернативных видов собственности: семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной приусадебной и др. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности: частнопредпринимательскую, челночно коммерческую, спекулятивно-посредническую. В этих условиях гарантированной поддержкой семейного бюджета все более выступает личное подсобное, дачное и приусадебное хозяйство. Его доля в семейном бюджете за последние 5 лет резко возросла.

    Развитие  современной семьи во многом связано  с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи – персоналитарную (от лат. persona — особа, личность). Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе.

    Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи. Социологи заметили, что в городах детей рождается  меньше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однако наибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в связи с информатизацией общества. Развитие информационного производства потребует определенного соответствия между новейшими предметами и средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду: его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями, профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе, работоспособностью, способностью к быстрой адаптации, умением самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни. Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.

    Для обеспечения качественного роста  работника и подрастающего поколения должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни.

    Таким образом, репродуктивная функция семьи  будет направлена на сознательное ограничение  рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни  и труду в условиях информационного общества. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи — серьезная причина для конфронтации и отчуждения. 

 

    Заключение

    Итак, семья является одним из самых  древних социальных институтов. Она  возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

    Причин  побуждающих людей объединятся  в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным  языком, духовные, физиологические  и сексуальные потребности мужчины  и женщины побуждают их объединятся  для совместного осуществления  целей: воспроизводство человеческого  рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

    В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

 

     Список  литературы

  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Учеб. пос. – Минск: Тетра Системс, 2000.
  2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Касьянов В. В. Социология: Экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  4. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  5. Лавриненко В.Н. / Под ред. «Социология» Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2000.
  6. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ, 2001.
  7. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., дополн.и перераб. – М.: Центр, 2001.
  8. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
  9. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001.
  10. Фролов С.С. «Социология» Учебник. – М.: Гардарики, 2002.   Рек.
  11. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М.: 1995.
  12.   Якушкина П.О. «Психология отношений» - С- П., 2004

Информация о работе Семья как социальный институт