5. По однородности социального
состава:
- социально гомогенные (однородные). Таких у нас, по данным социологических исследований, примерно 70% от общего числа семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность
происхождения, интересов, места работы
не даёт людям отключится в семье от производственных
проблем после трудового дня.
- социально гетерогенные (разнородные). Их насчитывают 30% от общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше. Эгалитарные отношения тут встречаются меньше, преобладают авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов отношения обычно складываются негладко. В то же время здесь очень высокая семейная активность, чаще наблюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинаковость образовательного уровня стимулирует отстающего.
6. По качеству отношений
в семье:
- благополучные, которые, по словам Толстого, все «похожи друг на друга».
- устойчивые.
- проблемные. Тут частенько нет взаимопонимания,
вспыхивают ссоры и конфликты.
- конфликтные, где семьи не удовлетворены
своей семейной жизнью, и оттого эти семьи
не стабильны.
- социально неблагополучные, в которых культурный уровень
достаточно низкий, распространено пьянство.
- дезорганизованные семьи, где процветает
культ силы, господствующим чувством является
страх, каждый член семьи живёт сам по
себе.
7. По типу потребительского
поведения:
- с физическим уклоном, где на первом месте
обычно стоят проблемы биологического
существования: пища, одежды занимают
все интересы членов семьи не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей
- с интеллектуальным типом поведения
– эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно
не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.
- смешанный тип семьи, в котором гармонично
сочетаются интересы, потребности материальные
и даже физиологические с интересами духовными.
8. По особым условиям семейной
жизни:
- студенческая жизнь. Особенность такой
семьи – отсутствие жилья у молодых супругов,
хронический недостаток денег, почти полная
материальная зависимость от родителей.
В то же время эти семьи отличаются большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят в лучшее будущее.
- дистантные семьи. О них уже упоминалось
выше, когда речь шла о существовании брака
без семьи. Это, например, семьи моряков,
крупных спортсменов, артистов. Здесь
семья в значительной мере номинальна, поскольку
супруги большую часть времени не живут
вместе. Тут гораздо больше опасности
супружеской неверности и развала семьи
на этой основе. Хотя иногда такие семьи
оказываются на редкость устойчивыми.
Конечно же, приведённый перечень далеко не исчерпывает
все разновидности семей [4].
3 Функции семьи
В отдельные исторические периоды, в
разные социально-экономические условия
семья выполняла и выполняет все или большинство
из нижеперечисленных функций. Иногда
часть из этих функций берет на себя государство, некие
социальные институты (например религиозные
коммуны).
Важно понимать, что с течением времени
в семье удельный вес каждой из функций
может меняться. Какие-то функции выходят
на первый план, а какие-то на второй или
вообще исчезают. Появление детей в семье
выдвигает на первый план функцию воспитания
и быта. В молодой семье на первом месте
может быть секс, а в пожилой – нет.
При капиталистических отношениях в
государстве статусная функция семьи
выше, чем при социалистических. Это связано с тем, что семья для
многих – источник могущества и наследства.
Семьи, адекватно выполняющие все или
большинство функций, называются функциональными.
В случае нарушений многих функций (особенно
приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Семейные функции являются
основным предметом работы психологов,
занимающихся семейным консультированием.
Частично нижеперечисленные функции
пересекаются, например воспитательная
и обучающая, экономическая и хозяйственно-бытовая,
однако предмет каждой функции уникален, поэтому
их не следует смешивать:
- Репродуктивная функция. Воспроизводство жизни, то есть рождение
детей, продолжение человеческого рода.
Забота о физическом и психическом здоровье
подрастающего поколения.
Воспитательная функция. Формирование личности ребенка.
Систематическое воспитательное воздействие
семейного коллектива на каждого своего
члена в течение всей его жизни. Постоянное
влияние детей на родителей и других взрослых
членов семьи. Семейное и общественное
воспитание взаимосвязаны, дополняют
друг друга и могут, в определённых границах,
даже заменять друг друга, но в целом они
неравнозначны и ни при каких условиях
не могут стать таковыми. Семейное воспитание
более эмоционально по своему характеру,
чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Однако непорядок в воспитании может обернуться взаимной ненавистью, это тоже надо учитывать.
Обучающая функция. В семье происходит обучение подрастающего поколения.
Здесь учат говорить, ходить, читать, считать
и т.д.
Коммуникативная функция. Посредничество семьи в контакте
своих членов со средствами массовой информации,
литературой и искусством. Влияние семьи
на многообразные связи своих членов с окружающей природной
средой и на характер ее восприятия. Организация
внутрисемейного общения, досуга и отдыха,
связанного с общением. Взаимное культурное
и духовное обогащение.
Важно понимать, что русское
слово «общение» и латинское «communicatio»
происходит от «общее». То есть именно
в семье происходит первый опыт деления
общим, обретения общим с другим человеком,
без чего немыслима дальнейшая социализация
человека.
Эмоциональная функция. Функция эмоционального удовлетворения.
Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви
может быть причиной эмоциональных и поведенческих
трудностей. Эмоциональная функция семьи – это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Духовно-психотерапевтическая функция. Духовное общение – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая – позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.
Развлекательно-рекреативная функция. Совместная организация развлечений
и восстановления после работы. Забота
о здоровье и благополучии членов семьи.
Отдых, организация досуга.
Сексуально-эротическая функция. Существует для удовлетворения
сексуальных потребностей семьи, регулирует
сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение
биологического воспроизводства общества,
благодаря чему семьи превращаются в роды,
идущие в поколения.
- Хозяйственно-бытовая функция. Удовлетворение членами семьи своих
биологических и материальных потребностей.
Удовлетворение потребности в сохранении
их здоровья – хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища,
создание домашнего уюта, организацию
жизни и быта семьи, формирование и расходование
домашнего бюджета.
10. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства.
Формирование крепких экономических связей
между ними. Нормы семейной жизни включают
обязательную помощь и поддержку каждого
члена семьи в случае, если у него возникают
экономические трудности. Общественное
производство средств к жизни, восстановление
истраченных на производстве сил своих
взрослых членов. Наличие своего бюджета.
Организация потребительской деятельности.
11. Статусная функция. Передача по наследству некоторых
статусов, например место в культуре, национальность,
место в социальной страте и др. Особенно
велико место этой функции в классовых
обществах.
12. Функция первичного социального
контроля. Обеспечение выполнения социальных норм
членами семьи, в особенности теми, кто
в силу различных обстоятельств (возраст,
заболевание и т. п.) не обладает в достаточной
степени способностью самостоятельно
строить своё поведение в полном соответствии
с социальными нормами. Семья – малая
социальная группа, в ней учатся строить
свое поведение в соответствии с существующими
социальными нормами. Моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах
жизнедеятельности, а также регламентация
ответственности и обязательств в отношении
между супругами, родителями и детьми,
представителями старшего и среднего
поколений.
13. Функция социализации. Центральное место в социализации
занимает семья. Это объясняется прежде
всего тем, что именно в семье осуществляется
первичная социализация индивида, закладываются
основы его формирования как личности.
Семья для ребёнка является первичной
группой, именно с неё начинается развитие
личности.
14. Защитная функция. Во всех обществах институт
семьи осуществляет в разной степени физическую,
экономическую и психологическую защиту
своих членов.
15. Функция объединения усилий. Г. Навайтис в качестве наиболее
важной особенности функций семьи выделяет
комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая
семьей, может быть удовлетворена и без
нее, но только семья позволяет удовлетворить
их в комплексе, который в случае сохранения
семьи не может быть раздроблен или распределен
между другими людьми [2].