Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:54, реферат

Описание работы

Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя.

Содержание работы

Введение
Роль семьи
Понятие семьи и брака их исторические типы
Функции семьи
Жизненный цикл семьи
Тенденции в развитии современной семьи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 48.73 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение

Роль семьи

Понятие семьи и  брака их исторические типы

Функции семьи

Жизненный цикл семьи

Тенденции в развитии современной семьи

Заключение

Список использованной литературы

 

1. Введение

 

Сегодня мы часто  слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.

Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним  изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет  продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым  образом, а исследования семьи и  ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться.

 

2. Роль  семьи

 

Заявления об отмирании  семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется  некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые  эксперты утверждают, что “семьи снова  вошли в моду”, а другие социологи  убеждены в том, что семья -является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена  семья была более стабильной и  гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить “золотой век семьи”. Например, сто  или двести лет назад браки  заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а  не по любви. Часто они разрушались  из-за смерти одного из супругов или  из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания  мужей, высокие уровни смертности, а  также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния  семьи имеет долгую историю. Еще  в средние века и в эпоху  Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что “семейный вопрос”, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Семью можно считать  начальной формой групповой жизни  людей, так как именно здесь закладывается  и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными  группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать “изобретениями”  культуры, сфера их существования  – общественная жизнь; сфера же семьи  в первую очередь – личная жизнь.

 

3. Понятие  семьи и брака, их исторические  типы

 

Один из наиболее важных разделов социологии – исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая  закономерности возникновения, функционирования и развития семьи (семейно-брачных отношений) как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы.

Важно обратить внимание на определение концептуальных понятий  родства, брака и семьи.

Семьёй называется основанное на кровном родстве, браке  или усыновлении объединение  людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Родство. Этот термин означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним прежде всего относятся биологические связи, брак, половые нормы и правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.д. В общей системе родственных отношений существует два типа семейной структуры: нуклеарная семья и расширенная.

Брак можно определить как социально признанный и одобренный союз полов между двумя взрослыми  индивидами. Когда двое людей вступают в брак, они становятся родственниками. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной. Известны браки моногамные и полигамные.

Моногамия - тип  брака, при котором мужчина и  женщина состоят только в одном  браке.

Полигамия - когда  мужчина и женщина могут состоять одновременно в нескольких браках. Здесь выделяют полигинию, при которой  мужчина может быть женат более  чем на одной женщине, и полиандрию, при которой женщина может  иметь одновременно нескольких мужей. В большинствах обществ отдаётся предпочтение полигинии. Джордж Мердок (1949) исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния; в 40 преобладала моногамия и лишь в 2-х - полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жён. Фактически большинство мужчин в полигиническом обществе имели одну жену. Право иметь несколько жён обычно давалось человеку из высшего класса.

Во многих традиционных обществах преобладали следующие  формы предпочитаемого партнёрства. При экзогамном (межродовым, межплеменным) браке табу распространялось только на членов своего рода, и половое общение ограничивалось только с кровными родственниками; представителей же других родов и племён это не касалось. В других культурах наоборот, браки заключались только между индивидами, принадлежавшими к одному и тому же роду. Эта форма брака именуется эндогамией.

Что касается правил выбора местожительства, то в обществах  существуют различные правила. Неолокальное местожительство означает, что новобрачные живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живёт в семье мужа либо поблизости от дома его родителей. В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожёны должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

Неолокальное местожительство, считавшееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мердоком, молодожёны переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин.

В плане родословной  и наследования имущества, существует три типа систем определения родословной  и правил наследования собственности. Наиболее распространённой является родословная  по мужской линии. Хотя жена поддерживает отношения со своими родственниками и ее ребёнок наследует её гены, дети становятся членами семьи мужа.

В некоторых случаях, например, среди жителей Тробиандских островов, родство определяется по женской линии, т.е. по родословной женщины. Как принято на Тробиандских островах, молодые жёны живут в посёлке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены.

В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двухсторонней  родословной. Она является общепринятой в 40% мировых культур. В таких системах при определении родства в  равной мере учитываются кровные  родственники со стороны отца и матери. Однако при такой системе могут  возникать и проблемы. Многочисленные обязанности по отношению ко многим родственникам, например, необходимость  их посещать, дарить подарки по торжественным  случаям и одалживать деньги могут стать обременительными. Конечно, это вполне устраивает детей, которым нравится получать подарки от родственников.

Семья, в свою очередь, представляет собой более сложную  систему чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников и близких. Кроме того, семья выступает как социально-экономическая ячейка общества, представляющая собой таким образом очень близкую “оригинальную” модель всего общества, в котором она функционирует.

Семья это социальная группа, в которой совершаются  определенные процессы и которая  осуществляет определённые функции, и  исторически развивается. Создавая теорию исторического развития семьи, Ф.Энгельс использовал результаты этнологических исследований американского  учёного Льюиса Моргана (1818-1881), который  долгое время жил в племени  Сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в  частности над родственными и  семейными отношениями, изложил  в книге “Древнее общество”.

В своём исследовании семейных и родственных отношений  Морган исходил из гипотезы, что  в начальный период истории человеческого  общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую  связь родителей и детей, а  также других запретов, возникли определённые формы семейной жизни. Исходя из результатов  многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство  учёных и сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своём  развитии прошла через следующие  фазы: промискуитет, кровнородственная  семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнёров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет характерен для низшей ступени дикости. Это  такая форма совместной жизни, в  которой семейная жизнь была идентична  общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развития примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что  существовали неограниченные половые  отношения между всеми членами  общества. Примитивному человеку неведомо понятие родства в смысле его, человека, кровнородственной связи  с отдельными членами группы; ему  понятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с  целой группой.

Многие социологи  оспаривали существование промискуитета  как предварительного этапа в  развитии семейной жизни; тем не менее, можно с уверенностью сказать, что  первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом  связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привёл к возникновению особой формы семьи - кровнородственной.

Кровнородственная семья характеризуется групповым  браком, половое общение в ней  разрешено лишь между теми, кто  принадлежит к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сёстры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному поколению  или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение  круга половых партнёров в  рамках семьи подобного типа произошло  под влиянием развития общества и  привело к возникновению более  развитой формы семьи - пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи всё ещё присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это- брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнёрами является группа сестёр из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это - первый шаг к появлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства; в ней один мужчина живёт с одной женщиной; а полигамия, т.е. многобрачие, или в данном случае многожёнство, остаётся исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определённого мужчины и определённой женщины, синдасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.

Информация о работе Семья как социальный институт