Семья как важнейший социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:25, реферат

Описание работы

Естественно есть немало и других причин, побуждающих общество всё глубже заниматься вопросами семьи. Нередко упускают из виду связь между характером супружеских отношений и стабильностью кадров на производстве.
С семейной атмосферой тесно связано психическое и физическое здоровье человека. По некоторым данным, в основе 42% всех случаев, когда люди вынуждены были обращаться за медицинской помощью в связи со своими психологическими проблемами, лежат супружеские конфликты.
Всё выше сказанное подводит к однозначному выводу: исходный пункт профилактики негативных социальных явлений – семья.

Содержание работы

Введение 3
1.Семья и её общественная роль. 4
2.Ретроспективный взгляд на семью и брак. 6
3.Классификация семьи. 8
3.1.Классификация семьи. 8
3.2.Патриархальная семья. 12
4.Социальные функции семьи. 12
5.Какой тип личности наиболее подходит для семейной жизни. 14
6.Тенденции развития современной семьи. 16
Заключение 19
Литература

Файлы: 1 файл

ref family.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Ещё античные мыслители уделяли внимание этой проблеме. Платон считал, женщины должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же,  как и они, овладевать важными навыками. У него мы находим вполне конкретные рекомендации, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению самых здоровых детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 55лет. Платон требовал, чтоб каждый мужчина вступил в брак до 35 лет, уклоняющийся от этого должны подвергаться  штрафу. Хорошо, когда супруги различны по темпераменту, это обеспечивает уравновешенное потомство. Недопустимо, подчеркивал Платон, зачатие в состоянии опьянения, это чревато тяжёлыми последствиями для будущих детей.

Примерно до середины двадцатого века в мышлении людей господствовали религиоз- но-догматические воззрения на брак и семью. Семья рассматривалась как нечто неизменное.

Началом исторического  подхода к семье можно считать  работу швейцарского историка И.Бахофена(1815-1887) “Материнское право” (1861). В ней он высказал предположение, что для ранних ступеней развития общества была характерна полная неупорядоченность половых отношений. В дальнейшем развитии общества господствуящая роль принадлежала женщине. Позднее утвердилось господство мужчин. Следы того первобытного периода, когда господствовала групповая семья и неизвестно было, кто является отцом ребёнка, Бахофен видел в религиозной проституции, в праве первой ночи.

Большой резонанс, особенно в Англии, получили труды шотландского учёного

Дж.Ф.Мак-Леннана(1827-1881). Он называет три формы брака : многоженство, многомужество и моногамию. По его мнению, дикари убивали новорождённых девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей, т.е. возникло многомужество.

С критикой нового учения выступил английский юрист и историк  Г.Мэн, который отрицал существование матриархата в развитии общества.

Иные взгляды на развитии семьи высказывал американский  исследователь Л.Морган. Он исследовал развитие семьи более чем 200 общественных групп. В ис-тории человечества Морган выделил три эпохи : дикость, варварство и цивилизацию. Согласно Моргану, семья прошла следующие этапы : кровнородственная, пуналуальная, полигамия и моногамия.

Пунуальную семью( групповой  брак, охватывающих братьев с их женами или группу сестёр с их мужами ) Морган наблюдал в индейских племенах Северной Америки. Морган пришел к выводу, что эндогамия и экзогамия не противоположны друг другу. Он полагал, что, хотя род был экзогамным, племя, включающее в себя роды, было эндогамным. Существование экзогамных племён доказать не удалось.

Подлинно научные воззрения  на семью обосновал Ф.Энгельс. В своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он анализирует семью в её историческом развитии. Первоначально это была кровнородственная семья, когда брачные группы были разделены по поколениям, так что половая связь между родителями и детьми была исключена. На смену ей пришла пунуальная семья, в которой исключалась половая связь между братьями и сёстрами, а ещё позднее возникла парная семья, в которой от женщины, живущей с мужем, требуется строжайшая супружеская верность.

По мнению Энгельса, развитие семьи в первобытную эпоху  состоит в непрерывном сужении  круга лиц, из которых состоит брачный союз. В отличии от прежних форм семьи, когда у мужчин не было недостатка в женщинах, теперь женщины стали редки, и их приходилось искать. Последней формой семьи, возникшей на пороге ци- вилизации, явилась моногамия. Господином в ней стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследни- ков. Состав семьи значительно ограничивается, верность обязана соблюдать лишь женщина.

Совсем иных взглядов на историю древних людей и  их семейно-брачную жизнь при-держивался финский социолог Э.Вестермак(1862-1939). Он считал, что ни в первобытном обществе, ни тем более в позднейшие времена брачным отношениям не был свойствен промискуитет. Он отстаивал мнение, что человеку по самой его природе всегда был свойственно стремление к моногамии.

Что же касается некоторых  обычаев, в которых усматриваются  пережитки группового брака, то причина  их, полагал Вестермарк, в другом. Так право первой ночи не уходит своими корнями в промискуитет, а  возникло на почве предрассудка, согласно которому гименальная кровь оскверняет жениха, но этому осквернению не подвержены король, священник. В некоторых обществах господствовало убеждение, что священник, осуществляя право первой ночи, тем самым освящал супружество.

Вестермарк отвергал гипотезу Моргана о пуналуальной стадии развития семьи и без всяких на то оснований утверждал, что эта форма нигде обнаружена не было.

Наука располагает обширной и достоверной информацией, дающей представление о характере еврейской, греческой и римской семьи  в древности. Еврейская семья была моногамной. Главной фигурой в семье был отец. Семья была многочисленной. Вступая в брак, жених был обязан заплатить определённую денежную сумму родителям невесты. Безбрачие религия рассматривала как святотатство.[1]

В Древней Греции мужчина имел одну жену. Если жена не приносила с собой приданого, такая связь считалась простым сожительством. Отец был господином своей законной жены, детей, сожительниц и рабов. Жены первоначально пользовались равными правами с мужьями, но затем положение изменилось. В Афинах и Спарте был распространён гомосексуализм, половые связи между родственниками были запрещены.

В более позднюю эпоху  сильное влияние на институт семьи  во многих странах мира оказало христианство. Оно освящало моногамию, осуждало многоженство и многомужество. Превыше всего христианство ставило девственность, второе место отводилось воздержанию при вдовстве. Браки христиан с иноверцами считались греховными.

Церковь определяла так  же правила сексуальных отношений. Девушка должна была хранить девственность даже в первую брачную ночь. Позднее было установлено, чтобы молодожены воздерживались от сексуальных сношений три дня и три ночи после свадьбы.

Новую концепцию супружества  как гражданского договора выдвинул Мартин Лютер. Новые взгляды на брак позднее сделали возможной практику разводов.

 В период образования   в США существовала относительная  свобода в выборе партнёра  по жизни. Но в отдельных  областях США были запрещены  смешанные браки  черных и  белых, между белами и индейцами.  Создание семьи всячески поощрялось. Девушка в возрасте 25 лет и старше считалась слишком старой, поэтому в брак вступали очень рано, иногда в 13 лет. Американские семьи того времени отличались многодетностью. Это объяснялось потребностью в рабочей силе.

В дореволюционной России женщины подвергались откровенной дискриминации и развод церковь  провозгласила тяжким грехом. Брачно-семейные отношения несли на себе печать имущественных. Так, в литовской деревне после смерти мужа вдова выходила замуж за одного из младших братье, чтоб не делить имущество. В восточных и южных национальных окраинах России семейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось многоженство. Нередко родители заключали сделку ещё в младенчестве невесты и жениха или до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив жену или купив её, муж становился полноправным её владельцем.

У многих народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранялись  пережитки родового строя и полигамии. Семьи жили в самых примитивных бытовых условиях, практиковалось сожительство с девочками, не достигшими половой зрелости.[2]

 

3.Классификация  семьи.

   3.1 Классификация  семьи.

Вопрос о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен, потому что наличие  такой классификации даёт возможность человеку легче находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать опыт организации жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои проблемы. Но с другой стороны он очень сложен. До сих пор не существует даже более или менее общепризнанной типологии личности, а семья ведь является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии семьи пока ещё не может быть и речи, но первые попытки классификации семьи уже предпринимаются. В частности, семьи различают по таким параметрам :

1.По семейному стажу супругов. Здесь выделяют семьи :

  • семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый период, который длится у разных людей разное время. Типичным состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.
  • молодая семья – следующая стадия( у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его.
  • семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не знает границ.
  • семья среднего супружеского возраста( от трёх до десяти лет совместного проживания ).Это наиболее опасный период её жизни. Потому что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится боль-шинство разводов.
  • семья старшего супружеского возраста(10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

пожилые супружеские  пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству детей выделяют такие разновидности семей:

  • бездетные( инфертильные ) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы распадается по инициативе мужчин.
  • однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.
  • малодетная семья( семья с двумя детьми). Стабильность семьи с рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3 раза.
  • многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической несостоятельности мужа.

3. По составу семьи.

    • неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.
    • отдельная, простая семья( нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.
    • сложная семья( расширенная ) – состоит из представителей нескольких поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к самостоятельности.
    • большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар( родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на производстве, они мало подходят.

4. По типу  главенства семьёй. Различают две основные разновидности семьи :

    • эгалитарная(равноправная) семья. По данным социологических исследований, таких у нас насчитывается 60-80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом.
    • вторая разновидность – авторитарная семья, основанная на беспрекослов-ном повиновении одного члена семьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую – патриархатного типа. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще всего мелких. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи, когда подчинённого вполне устраивает его роль.

         5. По однородности социального состава.

    • социально гомогенные( однородные ). Таких у нас, по данным социологических исследований, примерно 70% от общего числа семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт людям отключится в семье от производственных проблем после трудового дня.
    • социально гетерогенные( разнородные ). Их насчитывают 30% от общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше. Эгалитарные отношения тут встречаются меньше, преобладают авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов  отношения обычно складываются негладко. В то же время  здесь очень высокая семейная активность, чаще наблюдается стремление к самообразованию супругов, потому что неодинаковость образовательного уровня стимулирует отстающего.

                 6. По качеству отношений в семье.

 

      • благополучные, которые, по словам Толстого, все < похожи друг на друга > .
      • устойчивые
      • проблемные. Тут частенько нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры и конфликты.
      • конфликтные, где семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.
      • социально неблагополучные, в которых культурный уровень достаточно низкий, распространено пьянство.
      • дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господству- ющим чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе.

Информация о работе Семья как важнейший социальный институт