Семья в современном мире: проблемы и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 14:27, реферат

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, чтобы показать какие могут возникать проблемы в семье, и методы их решения.
Семья - это частичка общества. И проблемы в ней не только семейная, но и общегосударственная, общественная. Человек вышедший из проблемной семьи нередко вырастает конфликтным, не способным идти на компромисс, так как у него зарождается потребность в этом. Он создает свою семью, где нередко создается такая атмосфера.

Содержание работы

Введение
Наша семья………………………………………………………………………………………4
Глава семьи - мужчина или женщина………………………………………………….4
Семейное счастье - уважение супругов………………………………………………...8
Любовь в семье………………………………………………………………………………….13
Любовь между супругами…………………………………………………………...….13
Любовь к ребенку…………………………………………………………………….....14
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Семья в современном мире проблемы и тенденции.rtf

— 173.87 Кб (Скачать файл)

 

НАЦИОНАЛНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИСиС

 

 

 

 

Реферат по курсу: Социология

Тема «Семья в современном мире: проблемы и тенденции»

 

 

 

 

 

 

 

Студент_______Харитонова Е.А.

Группа_______ЭУ-12___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

Содержание

 

Введение

  1. Наша семья………………………………………………………………………………………4
    1. Глава семьи - мужчина или женщина………………………………………………….4
    2. Семейное счастье - уважение супругов………………………………………………...8
  2. Любовь в семье………………………………………………………………………………….13
    1. Любовь между супругами…………………………………………………………...….13
    2. Любовь к ребенку…………………………………………………………………….....14

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цель моей работы заключается в том, чтобы показать какие могут возникать проблемы в семье, и методы их решения.

Семья - это частичка общества. И проблемы в ней не только семейная, но и общегосударственная, общественная. Человек вышедший из проблемной семьи нередко вырастает конфликтным, не способным идти на компромисс, так как у него зарождается потребность в этом. Он создает свою семью, где нередко создается такая атмосфера. И так поколение за поколением. И если мы не решим ее, то, во-первых, увеличится поколения неблагополучных семей, а во-вторых, будет хуже и самой стране.

При написании и подготовке реферата:

  • Трудно было совместить всю полезную информацию из различных источников.
  • Книги были советского издания, и трудно было сосредоточиться на них.
Характеристика книги: «Основы семейного счастья»

В этой книге хорошо описано семейная жизнь, а особенно ее первые годы. Каким должно быть взаимоотношение в семье. Как супруги должны относится друг с другом. Первые проблемы в семье, и способы их предотвращения.

Характеристика книги: «Семья»

В этой книги описано как влияет рождение ребенка на семейное счастье. И жизнь семьи с детьми, когда они уже стали взрослыми. Как при этом строится семейное счастье. Взаимоотношения при этом. Проблемы, возникшие в семьи, в котором участвует не только родители, но и их дети. Как влияет воспитание родители на будущем их детей. Каким оно должно быть. Конфликты детей с родителями, и способы их улегурирования.

 

 

  1. Наша семья

 

1.1 Глава семьи - мужчина или женщина

 

«Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден, подчинятся законом брака, раз он вступил в брак».

К. Маркс

 

Со школьной скамьи известно, что раньше во главе семьи стоял мужчина. Его первейшей обязанностью было обеспечивать семью. Обязанность жены - блюсти очаг, рожать и растить детей, сохранять верность мужу. Дом для жены являлся основным местом приложения ее трудов и способностей. Ту долю общественного продукта, которую получала женщина в виде денег, нарядов и даже простого хлеба, она получала из рук главы, кормильца.

Моральный авторитет главы семьи опирался на экономику отношений организующую силу всех прочих отношений в браке. Это, в свою очередь, закреплялось семейно-правовыми нормами, законом. Закон был благожелательно повернут лицом в Его сторону и как бы спиной к Ней.

Порою, мы жалеем женщин, проживших жизнь по старым семейным законам, законам зависимости. Однако напрасно вводим мерки собственной психологии туда, где они недействительны. В тех зависимых женщинах, как и в их мужьях, жила накопленная многими поколениями привычка сознания, что глава содержит семью и отвечает за нее. Так должно, так нужно.

Так исторически сложилось. А что касается человеческой, сердечной окраски семейных отношений, то у разных людей она была разной - от черной до светлой. Как для патриархальных семей, так и для нынешних, демократических, верна формула, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Раз Он занимал в семье позицию главного, Ему приходилось больше и чаще решать, чем Ей. Сложилось психологическое разделение труда, которое предоставило мужчине право на самые ответственные семейные решения, а женщину привязывало к семейной повседневности. При таком положении вещей нередко давала себя знать горькая народная мудрость: чей хлеб жуешь, ту песню и поешь.

К концу XIX - началу XX века все сильнее давала себя знать шаткость патриархальной семейной модели.

Грядущие социальные перемены подготавливались не только в недрах экономики и производственных отношений - они подготавливались и в недрах отношений брачных, зрели в затаенных глубинах человеческой психики.

Прошло время. Резкие социальные перемены привели 
к гибели патриархальной семьи. Брачные отношения очистились от ржавчины корысти, расчетов. Брак стал союзом двух свободных и самостоятельных людей.

Авторитарная власть мужчины пошла на убыль, сведясь на нашей земле почти к нулю в городе, уменьшившись в деревне. Понятие «глава» ветшает, делается старомодным, как и звание «кормилец».

Люди довольно часто характеризуют свою семью как семью без главы, и процент подобных союзов увеличивается с повышением образования и понижением возраста супругов.

Теперь мужчина, предлагая женщине «руку и сердце», не имеет в виду, что он будет экономически содержать жену. Иждивенцами в семье выступают теперь только дети, их кормильцы - и папы, и мамы.

И все-таки понятие «глава» не выбрасывается на свалку. Вопросы семейного главенства то и дело обсуждаются.

С одной стороны, супруги нынче в браке равные, а разве между равных есть главные? С другой стороны - разве разные люди, разные личности равны?

Думается, что сейчас глава семьи - это уже не глава «по закону», а лидер, то есть человек, чье психологическое влияние признается добровольно. Главы как бы выбираются в семье с согласия окружающих. Свобода такого выбора опирается на личностные свойства людей.

Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, регулирующих функций, существенных для жизнедеятельности семьи». В чьих руках сосредоточиваются нынче «регулирующие функции»? В данный момент главой многих семей является женщина. Она же организует и семейное потребление. За нею остается, и преимущественный фронт хозяйства - варить, жарить, стирать, кормить, шить. И главным педагогом, главным воспитателем в семье чаще оказывается женщина. Получается, что структура власти не совпадает (или не всегда совпадает) с фактическим распределением семейных ролей между мужем и женой, что мнение о главе определяет моральный характер отношений, но еще не их действенную суть. И если это противоречие между мнением и делом глубоко и остро, оно может иметь серьезные психологические последствия, касающиеся удовлетворенности или неудовлетворенности супругов своим браком. Удовлетворение своим браком чаще всего высказывают супруги, в равной мере выполняющие обязанности по отношению к семье. Чем неровное распределены эти обязанности (все лежит на чьих-то одних плечах), тем выше процент неудачных браков.

Значит, мы сталкиваемся еще с одним противоречием: во-первых, моральная традиция подталкивает нас к преимущественному признанию власти за мужчиной; во-вторых, эта же традиция нередко сохраняет преобладание домашних дел за женщиной. Однако широкая занятость женщины в общественном производстве и развитие ее личности в сторону индивидуальности, а не прежнего стереотипа «прилежной хозяйки» и «доброй, покорной жены», начинают спорить с первым и вторым моральными предпочтениями. В выигрыше оказывается третья ситуация, когда супруги действительно на равных участвуют в делании домашних дел. Поэтому счастливые нынешние семьи похожи на прежние, но лишь в плане психологических результатов супружества. А пути к этим результатам во многом принципиально изменились.

В этой проблеме есть еще одна сложность.

Более полувека на нашей земле мужчин резко недоставало. Их отнимали войны - первая мировая, гражданская, вторая мировая. У нас были периоды столь резкого нарушения возрастно-половых пропорций, что в какие-то годы возможность вступить в брак для 40-летних женщин оказывалась в 8-9 раз меньше, чем для 50-60-летних мужчин.

Сколько вдов вынуждены были стать во главе семьи по той горестной причине, что их мужья не вернулись с фронта! Сколько женщин решались на материнство, не надеясь на замужество! Никем не подсчитано, сколько дочерей, сколько сыновей вырастили солдатские вдовы, сколько детей вообще - по многим сложным причинам - не знали своих отцов.

Эти дети - сейчас они уже дяди и тети - с молоком матери всасывали убеждение, будто всеми делами семьи может, умеет и должна заправлять женщина. Это убеждение возрождалось и на витке других поколений.

Конечно же, без мужчин в семье трудно. Отсутствие сильного в доме определенным образом формировало женские характеры. Даже женщины, не знавшие войны, не вплотную, а через мать, бабушку, сестру соприкоснувшиеся с ее психологическим эхом, несли с собой сурово-деловое напряжение души. Поэтому многие женщины волей-не-волей преуспели не только в исполнительской, но и в организаторской функциях.

Веское слово в изменении психологии женщины сказала и ее экономическая независимость. Женщина стала тоже добытчиком, тоже кормильцем. Как это ее раскрепостило, какой дало простор чувствам! И никаких особых «главенствующих» интонаций со стороны мужчины, ибо «и я командовать умею», «и я тоже работаю». Выросло поколение, не знавшее войны. Молодые семьи, как правило, имеют в своем составе отцов, мужчин, которых чаще всего называют главами. Но мы уже говорили, что именно индивидуальные людские различия все сильнее влияют на жизнь современной семьи. Брак, основанный на чувстве, стал требовать людской психологической совместимости, согласованности многих индивидуальных, тонких, трепетных и затаенных свойств партнеров. И тут случилось парадоксальное. Освободившись от всякого рода расчетов, предрассудков, классовых и сословных препон, брак оказался не для каждого из нас такой уж простой задачей, хотя условия задачи вроде бы и упростились. Усложнилась главная составляющая брака: сам человек - человек, действительно раскрепощенный и действительно свободный в проявлении своих чувств.

Освобождение человеческого чувства - великий шаг на пути развития и совершенствования личности. Однако брачная жизнь, пусть на самом трепетном чувстве основанная, все равно потребовала не только умения любить, а и умения жить, сживаться, уживаться друг с другом, умения ладить, прилаживаться.

Традиционные прежние предписания, связанные с тем, кто, что и когда должен делать в семье, постепенно уступают место такому распределению обязанностей, которое опирается на то, кто, что и когда может делать в семье, то есть на индивидуальные свойства, склонности и желания человека. Ранговые отношения, существовавшие долгие века (он - глава, она - его половина, он делает то-то, она - то-то), меняются иными отношениями.

При этих отношениях равное распределение обязанностей, не будет являться необходимой и важной причиной удовлетворения супругов своим браком. Главное будет в ином: соответствует ли сложившаяся семейная ситуация характерам и личным склонностям мужа и жены. При этом любое распределение обязанностей может иметь место. Важно, чтобы оно было справедливым в глазах самих участников, отражало бы их индивидуальные способности. Но мы не достигнем этого положения вещей, если минуем этап справедливого - с точки зрения сегодняшнего дня - распределения обязанностей, отрицающих патриархальную прежнюю несправедливость. Лишь через это лежит путь к справедливости, основанной на уважении к личности, ее склонностям, возможностям и желаниям.

Итак, главой семьи должен стать тот, кто берет на себя больше ответственности. Раньше главами семей были мужчины, но со временем главенство мужчин пошла на убыль, и главами многих семей стала женщина.

 

1.2 Семейное счастье - уважение супругов

 

Вступая в брак, люди, как правило, руководствуются большими, возвышенными чувствами и потребностями: любовью, желанием принести счастье другому человеку. Элементарные же нормы поведения в этот торжественный период жизни почему-то часто считаются несущественными. Чуткость, приличие, любезность - все то, что можно назвать вежливостью, уважительным отношением к человеку, культурным поведением.

Мы уважаем любого человека за то, что он - человек, мы признаем за ним человеческое достоинство, право на совместную с нами общественную или личную жизнь, считаем его равным себе, считаем нужным быть с ним вежливым, культурным. Это уважение называется социальным. Для брака и семьи, как это ни выглядит странным, главным и определяющим является как раз социальный вид уважения. Некоторые супруги ценят только личное уважение, опирающееся на любовь и симпатию. Но в семье бывают не только радости и наслаждения, случаются и неприятности, ссоры, конфликты. Легко уважать человека, если он тебе приятен, приносит радости и удовольствия, но очень трудно, когда не совпадают взгляды на те или иные жизненные вопросы, когда расходятся мнения относительно поведения друг друга. Каждый супруг сотворил в своем сознании другого по своему образу и подобию и, естественно, стремится подогнать его под свой идеал. Эти попытки мерить друг друга, образно выражаясь, на свой аршин в большинстве случаев обречены на неудачу, поэтому неизбежны разочарования, а от них недалеко до конфликтов и ссор. И чем сильнее люди любят друг друга, тем болезненнее воспринимают несоответствие созданного ими идеального образа с реальным человеком. В этом случае помощь оказывает социальное уважение, уважение к любимому как к личности, как к постороннему.

Информация о работе Семья в современном мире: проблемы и тенденции