Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Социология".
1.Объект и предмет социологии.
Социология
изучает социальную жизнь, социальные
изменения в об-
ществе и социальные события, с которыми
люди постоянно сталкива-
ются, в которых участвуют и которые так
или иначе отражаются на их
поведении, образе жизни, положении в обществе
и, возможно, на их
судьбе.
Под объектом
понимают ту сферу реальности, кᴏᴛᴏᴩая
подлежит изучению, и именно на нее направлен
исследовательский поиск. Следовательно,объектом социоло
В самом широком смысле предмет социологии — ϶ᴛᴏ социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.
2.Функции социологической науки.
Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем будет французский философ Огюст Конт. Отметим, что термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas - общество и греч. logos — учение).
Функции социологии
Социология реализует следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.
Гносеологическая
(теоретико-познавательная) фун
Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.
Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый. Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? Внормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.
Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.
Организационно-
Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.
Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.
3.Структура социологического знания.
Структура социологического знания - не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.
Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.
Таким образом, исходный элемент структуры социологического знания -- знания об обществе как целостном социальном организме. Это знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Понимание природы и сущности общественных отношений позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имеющихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры.
Другим элементом структуры социологического знания выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Социолог не должен подменять экономиста, политолога, правоведа, этика или искусствоведа. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в данных сферах общественной жизни. Прежде всего он исследует возможности жизнедеятельности и социального самоутверждения в каждой из этих сфер личности или социальных групп, в том числе молодежи, различных групп рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, служащих, предпринимателей.
Важным элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.
Еще один элемент структуры социологического знания -- научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Не менее важно для социолога нахождение путей и способов осуществления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы реально влиять на происходящие в обществе политические процессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функционирование всей политической системы общества.
Важным элементом структуры социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.
4.Макросоциология и микросоциология.
Микросоциология
и макросоциология – это уровни социологического
знания, различающиеся по масштабу охвата изучаемых
явлений.
Макросоциология ориентирована на изучение
социальных явлений крупного масштаба,
таких как общество, социальные
институты, общности, системы и процессы, в них
происходящие.
Микросоциология исследует сферы непосредственного
социального взаимодействия: отношения
между отдельными личностями, процессы коммуникации
в малых группах, пространство повседневной
реальности.
Макросоциология – как наука
Макросоциологический
уровень знания нацелен на комплексный
охват социальных проблем, он стремится
включить отдельные социальные события
в общую теорию. Конкретные проблемы и
ситуации здесь не рассматриваются.
В качестве предмета социологического
познания у макросоциологов выступает
общество и его структурные элементы.
Анализу подвергаются:
Подчеркивается
качественная неповторимость социальных
явлений, невозможность их сведения к
социально-психологическому уровню. Любые
процессы, протекающие в сфере межличностного
общения, изучаются как проявление закономерностей
макроуровня. Основными методами получения
знания об обществе на данном уровне являются
анализ, синтез, обобщение, сравнение,
индукция, дедукция, то есть в основном
общенаучные методы.
К макросоциологии относят преимущественно
теоретические концепции: структурный
функционализм, структурализм, неоэволюционизм,
теорию конфликта.
Какие вопросы изучает микросоциология?
Микросоциологический уровень изучения общества концентрирует внимание на внутренних аспектах поведения людей и групп. Здесь в центре внимания
оказываются
конкретные процессы в отдельных сферах
жизни общества и социальных общностях.
Это, прежде всего, социология малых групп,
таких как семья, команда, производственная
бригада, экипаж. Сторонники микросоциологии считают,
что этот уровень – единственно реально
существующий, и общество следует исследовать
через отдельные явления небольшого масштаба.
Описывать события они стараются с помощью
эмпирически обоснованных понятий и принципов.
Конкретные знания об обществе поступают
в результате применения эмпирических
методов: социологического наблюдения,
опроса, эксперимента.
Микросоциологические концепции в основном
связаны с проведением прикладных исследований,
имеющих разные методологические и идейные
основания. Сюда входят концепция социального
обмена, этнометодология, символический
интеракционизм, анализ социальных
сетей, феноменологическая социология.
Макросоциологическая ориентация во взглядах
на общество преобладала с момента основания
социологии Огюстом Контом в течение всего
девятнадцатого столетия и до начала двадцатого
века.
Микросоциология как самостоятельная
область начинает формироваться приблизительно
с 30-х годов двадцатого столетия. В значительной
степени этот процесс стимулировался
массовыми эмпирическими исследованиями.
Особая роль в становлении микросоциологии
принадлежит американским ученым, много
усилий потративших на разработку социологических
методов исследования социальной реальности.
Резкое разделение на микро- и макросоциологию
и их противопоставление друг другу происходит
в конце шестидесятых годов. Противостояние
сторонников различных уровней знания
о социуме сохраняется до сих пор.
5.Взаимосвязь социологии с другими науками.
Взаимообмен научной информацией. Сейчас трудно найти политологов и журналистов, игнорирующих данные социологических исследований электорального поведения; правоведов, равнодушных к установленному социологом общественному мнению о проектах законов; психологов и педагогов, не знающих выводов социологии личности, малых групп и коллективов; экономистов, не интересующихся наработками в области социологии труда и производства. Активными потребителями социологической информации стали философы, историки, теологи, культурологи, криминологи, филологи, географы, финансисты, экологи, медики, социальные работники, представители управленческих и всех других наук, изучающих человека и разные формы общественной жизни людей.
Социология не только поставляет нужную разным наукам информацию, но и жадно впитывает в себя выводы, к которым приходят ученые из родственных областей знания. Основные заключения философии имеют для нее теоретико-методологическое значение, выводы других наук учитываются при разработке исследовательских программ, формулировании гипотез, прежде всего. Обмен научной информации имеет не только взаимный, но взаимообогащающий смысл.
Интенсивное формирование и развитие отраслей социологии, изучающих пограничные с другими науками проблемы. Речь идет о: 1) социальной философии, 2) социальной антропологии, 3) исторической социологии и социологии истории, 4) экономической социологии, 5) социокультурологии , 6) политической социологии и социологии политики, 7) космосоциологии (социоастрономии), 8) конфликтологии, 9) социальной статистике, 10) психосоциологии (социальной психологии), 11) социокриминологии, 12) социобиологии, 13) социогеографии, 14) экосоциологии, 15) социолингвистике, 16) социальном менеджменте и социологии менеджмента, 17) социологии рекламы, 18) социологии социальной работы, 19) социальной педагогике, 20) социальном маркетинге, 21) библиосоциологии (социобиблиотековедении), 22) социологии культурно-просветительской работы, 23) социальной логотерапии, 24) имиджиологии, 25) математическом анализе социальной информации.
6.Социальная работа в России.
Социология
в Россию проникла с Запада еще в 40-е годы
XIX века,
однако ее расцвет связывают со второй
половиной 60-х годов XIX века.
Социологические
теории в России появляются толь-
ко в начале XX века.
На начальном
этапе — в 60–80-е годы XIX века — в отечественной
социологии доминировал позитивизм.
С середины
60-х годов в русской литературе, по наблюдению
исто-
риков социологии И. Голосенко и В. Козловского,
появляются работы,
в которых неоднократно встречается термин
«социология», хотя новая
наука все еще рассматривается как «философия
истории на научной
основе». В конце 60-х годов, отмечал крупнейший
историограф рус-
ской социологии Н. Кареев, «позитивизм
и социология вошли в рус-
ский умственный обиход».
Первый период
развития русской социологии представлен
в Рос-
сии множеством различных подходов и направлений:
географическая
школа (Л. Мечников), органицизм (П. Лилиенфельд,
А. Стронин), пси-
хологизм (субъективная школа — П. Лавров,
Н. Михайловский, Н. Ка-
реев, С. Южаков), социопсихологизм — (Е.
Де Роберти).
Второй период в развитии русской социологической
мысли условно
может быть ограничен второй половиной
80-х и 90-ми годами XIX ве-
ка. В эти годы развиваются марксизм и
антипозитивистские установки,
резко критикуются натуралистические
концепции. Антипозитивистский
подход представлен в работах Б. Кистяковского,
П. Новгородцева,
Л. Петражицкого, В. Хвостова. Существенное
влияние на развитие со-
циологической мысли в России оказал П.
Струве. На данном этапе до-
минировала субъективная социология.
Движущим мотивом создате-
лей субъективной социологии П. Лаврова
и Н. Михайловского было
стремление обосновать идеи русского
социализма и народничества.
В конце XIX и начале XX веков в российской
социологической
мысли сформировались, попеременно господствуя
в общественном
сознании и сменяя друг друга, несколько
направлений, научных школ
и течений: социокультурная теория (Н.
Данилевский), социологиче-
ская концепция русского консерватизма
(К. Леонтьев), государствен-
ная школа (Б. Чичерин, К. Кавелин, А. Градовский),
социологические
идеи теоретиков анархизма (Л. Мечников,
М. Бакунин, П. Кропот-
кин), социал-органицизм (А. Стронин, П.
Лилиенфельд), психологиче-
ское направление (Е. де Роберти, Л. Петражицкий),
субъективная школа
социологии (П. Лавров, Н. Михайловский,
Н. Кареев, С. Южаков), ге-
нетическая социология (М. Ковалевский),
марксистское направление
в социологии, эмпирическая социология
(К. Тахтарев, П. Сорокин).
Третий период развития русской социологии
ограничен двумя пер-
выми десятилетиями XX века. В этот период
распространяется неопо-
зитивизм, сочетающий функционализм и
эмпирические исследования
(Г. Зеленый, А. Звоницкая, К. Тахтарев, А.
Лаппо-Данилевский). Цен-
тральной темой их анализа стала структура
«социального взаимодей-
ствия» и изучение элементов среды в виде
социальных групп и слоев.
Профессора, читавшие курсы по политической
экономии, истории
и правоведению, знакомили студентов с
содержанием теорий О. Кон-
та и К. Маркса. К концу столетия (в 1896–1897
учебном году) прочи-
тан первый в России систематический курс
социологии, который
подготовил известный профессор Санкт-Петербургского
университета Н. И. Кареев. Этот курс был
тотчас опубликован в виде пособия для
студентов «Введение в изучение социологии.
Лекции» (СПб., 1897).
Первая кафедра социологии открылась
в 1908 году в Петербурге при
частном Психоневрологическом институте.
А в 1916 году при Петер-
бургском университете учреждается Русское
социологическое обще-
ство имени М. М. Ковалевского (сразу же
после кончины этого выда-
ющегося ученого).