Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:55, шпаргалка
Работа содержит ответы к экзамену по "Социологии управления"
Вопрос 30
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии
как групповые процессы, связанные с социальной
властью в группе. Власть несет в себе
право и возможность распоряжаться чем-либо,
кем-либо, подчинять воле одного человека.
Лидер и руководитель оказывают ведущее
влияние на дела группы.
Любая социальная группа в той или иной
мере связана с проблемами лидерства или
руководства. Несмотря на различие понятий
«руководитель» и «лидер», большинство
исследований по проблемам управления
идут в контексте общих теорий лидерства.
где под лидером и руководителем
понимается человек, оказывающий ведущее
влияние на группу, причем лидер - в
системе неформальных отношений, а руководитель
- в системе формальных отношений. В социально-психологическом
смысле лидерство и руководство
- это механизмы групповой интеграции,
объединяющие действия группы вокруг
индивида, выполняющего функцию лидера
или руководителя. Феномены лидерства
и руководства близки по своей психологической
сущности, но они не совпадают полностью,
поскольку руководитель чаще всего ориентируется
на задачу совместной деятельности, а
лидер - на групповые интересы. В то же
время выделяют два аспекта власти - формальный и психологический, в зависимости
от ориентации лидеров и руководителей.
Формальный, или инструментальный, аспект
власти связан с правовыми полномочиями
руководителя, а психологический определяется
личностными возможностями руководителя
воздействовать на членов группы. Руководство,
таким образом, всегда содержит правовую
основу в отличие от лидерства. Инструментальный
руководитель - это руководитель, ориентированный
на задачу, а психологический руководитель
- на людей и их интересы. Вполне понятно,
что большинство руководителей сочетают
в своей деятельности и то, и другое.
Несмотря на то что по своей психологической
сущности процессы лидерства и руководства
тождественны, существуют различия между лидером и
руководителем, которые традиционно
выделяются в социальной психологии (Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической
теории. - М., 1971).
Во-первых, лидер регулирует межличностные
отношения, а руководитель - формальные.
Кроме того, лидер связан только с внутригрупповыми
отношениями, руководитель же обязан обеспечить
определенный уровень отношений своей
группы в микроструктуре организации
(учреждения), т.е. вне группы.
Во-вторых, лидер является представителем
своей группы, ее членом. Он выступает
как элемент микросреды. В то время как
руководитель входит в макросреду, представляя
группу на более высоком уровне социальных
отношений.
В-третьих, лидерство является стихийным
процессом, в отличие от руководства. Никто
не может гарантировать запланированное
лидерство, потому что многие условия
его возникновения зависят от групповых
процессов, которые не всегда предсказуемы.
Руководство - процесс целенаправленный
и запланированный. Он не зависит от групповых
настроений, групповой динамики и реализуется
на уровне формальных отношений. Руководство
всегда осуществляется под контролем
различных элементов социальной структуры.
Таким образом, руководство выступает
как явление более стабильное, нежели
лидерство.
В-четвертых, руководитель в процессе
влияния на подчиненных имеет значительно
больше санкций, чем лидер. Он может использовать
формальные (отрицательные и положительные)
и неформальные (отрицательные и положительные)
санкции. Лидер имеет возможности использовать
только неформальные санкции.
В-пятых, различие между лидером и руководителем
связано с процессом принятия решений
- обязательной управленческой функции.
Для ее реализации руководитель использует
большой объем информации как внешней,
так и внутренней. Лидер же владеет только
той информацией, которая существует в
рамках данной группы. Таким образом, принятие
решений лидером осуществляется непосредственно,
а руководителем - опосредованно. Наконец,
сфера деятельности руководителя шире,
поскольку у лидера она ограничивается
рамками данной группы.
Вопрос 50
Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Процесс биологической адаптации
наблюдается при изменении
Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.
Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.
В процессе социализации происходит
социально-психологическая
Социально-психологическая
адаптация – это интегративный
показатель состояния человека, отражающий
его возможности выполнять
1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
2) адекватная система
отношений и общения с
3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Процессы социализации и
социально-психологической
В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.
Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.
Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.
По механизму осуществления
выделяют добровольную и принудительную
социально-психологическую
Стадии процесса социально-психологической адаптации:
а) ознакомление;
б) ролевая ориентация;
в) самоутверждение.
В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
Вопрос 22
Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности [22; с. 108].
Мотивация труда формируется еще до начала профессиональной трудовой деятельности, в процессе социализации индивидуума путем усвоения им ценностей и норм трудовой морали и этики, а также посредством личного участия в трудовой деятельности в рамках семьи и школы. В это время закладываются основы отношения к труду как ценности и формируется система ценностей самого труда, развиваются трудовые качества личности: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, инициативность и т.д., приобретаются первоначальные трудовые навыки.
Основой мотивации является
стимулирование труда. Стимулирование труда
– это, прежде всего, внешнее побуждение,
элемент трудовой ситуации, влияющий на
поведение человека в сфере труда, материальная
оболочка мотивации персонала. Вместе
с тем оно несет в себе и нематериальную
нагрузку, позволяющую работнику реализовать
себя как личность и работника одновременно.
Она выполняет экономическую, социальную,
нравственную функции [22; с. 126].
^ Экономическая функция выражается, прежде всего, в том,
что стимулирование труда содействует
повышению эффективности производства,
которое выражается в повышении производительности
труда и качества продукции.
^ Нравственная функция определяется тем, что стимулы к
труду формируют активную жизненную позицию,
высоконравственный общественный климат
в обществе.
Социальная
функция обеспечивается формированием
социальной структуры общества через
различный уровень доходов, который в
значительной степени зависит от воздействия
стимулов на различных людей. Стимулы
могут быть материальными и нематериальными (рис.2.).
Стимулирование труда - довольно
сложная процедура. Существуют определенные
требования к его организации: комплексность,
дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность
подразумевает единство моральных и материальных,
коллективных и индивидуальных стимулов,
значение которых зависит от системы подходов
к управлению персоналом, опыта и традиций
предприятия. Комплексность предполагает
также наличие антистимулов.
Дифференцированность
означает индивидуальный подход к стимулированию
разных слоев и групп работников. Известно,
что подходы к обеспеченным и малообеспеченным
работникам должны существенно отличаться.
Различными должны быть подходы и к кадровым
и молодым работникам.
Гибкость
и оперативность
проявляются в постоянном пересмотре
стимулов в зависимости от изменений,
происходящих в обществе и коллективе.
Вопрос 13
Социальные исследования систем управления проводятся с целью выявления социальных последствий управленческих решений и основываются прежде всего на социологическом инструментарии. Социальным (социологическим) исследованием системы управления называют разновидность исследований, в которой общество, коллектив, индивидуум рассматриваются как целостная социокультурная подсистема, влияющая на эффективность, затраты, риск системы управления.
Целью социальных исследований систем управления могут быть:
1) оптимизация предприятием
номенклатуры выпускаемых
2) отказ от тех товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом;
3) совершенствование и
модернизация товаров, работ и
услуг, условий их
4) выработка наиболее
действенных методов
5) изучение отношения
потребителей, дилеров, брокеров
к товару (работе, услуге), методам
работы и персоналиям
6) улучшение социальной ситуации в коллективе;
7) снижение затрат за
счет активизации
Совокупность задач проведения социологических исследований системы управления :
- определение
множества наиболее
- определение
социально-экономических
- установление
объективных и субъективных
- выделение множества параметров объекта исследования и его системы управления;
- установление диапазона возможных изменений параметров системы управления и объекта управления;
- исследование
парных или множественных
- использование
результатов анализа для
- использование
полученных результатов для
Вопрос 26
Манипулирование – это система способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. При этом люди часто не осознают, что их мировоззрение, потребности и интересы и в целом образ жизни во многом зависят от тех, кто ими манипулирует.
Возможности манипулирования особенно возрастают в связи с развитием средств массовой коммуникации. Для социального управления характерна следующая совокупность видов манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.
Потребности
и интересы населения, и их учет в
государственном и
Успешная реализация целей возможна при условии, когда они отвечают определенной совокупности ценностей. Категория "ценность" относится к общественным понятиям и используется для обозначения объектов, явлений, свойств, идей, идеалов, выступающих как эталон должного. .
Ориентация на ценности лежит в основе управленческой деятельности. Задачей социологии управления является выявление ценностей, на которые ориентирована конкретная управленческая деятельность, и соответствия данной ориентации стоящим перед организацией целям. Выявление ценностей позволяет повысить эффективность управления и установить соответствие между потребностями, целями и ценностями управляемой и управляющей системами.