Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Описание работы

20. Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_sots.docx

— 81.75 Кб (Скачать файл)

 

43. Национально  - этнические общности.

Этнос — это природно-социалъная и антропологическая общность людей, возникшая и развившаяся на основе единства при-родно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенность внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания, которое трансформируется в языках других народов. Самосознание этноса развивается через антитезу "мы-они". Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам ("свои-чужие").

Нация -- это исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

 
Рассматривая проблему социально-территориальных общностей, следует иметь в виду и такой важный се аспект, как размещение в их пределах различных национальных (этнических) общностей, главными из которых являются нации. Наличие определенной территории является непременным атрибутом (признаком) нации. На это указывал в частности П. Сорокин. «Не вдаваясь в подробный анализ, — писал он, — можно определить нацию как солидарную, организованную, полузакрытую социально-культурную группу с многочисленными (многофункциональными) связями, которая, по крайней мере, отчасти, сознает свое единство и существование. Эта группа состоит из индивидуалистов, которые 1) являются гражданами одного государства, 2) имеют общий или сходный язык и ряд культурных ценностей, впрочем, и то и другое является результатом прошлой истории их предков и этих людей, и 3) которые занимают общую площадь, рассматриваемую как их территория, на которой жили их предки и на которой живут они» . 
Наличие своей территории даст возможность сохранить известную самобытность национальной культуры, общение на родном языке, сохранение обычаев и традиций. 
Отношения между нациями (этносами) весьма подвижны: от многогранного сотрудничества до кровопролитных конфликтов. 
В процессе межнационального взаимодействия имеет место «территориальное перемещение» наций (этнических групп), осуществляется фактическая интернационализация населения. Основными факторами, обусловливающими последнюю, являются урбанизация, научно-техническая революция, миграционные процессы. 
На характер взаимоотношений наций влияют и те изменения, которые происходят в структуре национальных общностей. Постепенное выравнивание социально-культурного положения различных наций, сближение их социальных структур и статуса, общность территориальных интересов создают необходимые условия и предпосылки для сотрудничества. 
Применительно к современной России, находящейся на этапе утверждения рыночных отношений, связанных с конкуренцией, борьбой «всех против всех», явной политизацией этничности следует отметить такую особенность, как возникновение факто ров напряженности в межнациональных отношениях. И здесь главную роль играет именно политизация этничности, под ко- 
торой понимается самоидентификация личности с нацией-государством, использование этничности в политических целях. 
«В многонациональном обществе, — отмечает В. А. Тиш- ков, — всегда есть тенденция использовать групповую принадлежность, в том числе этническую, для достижения социальных и политических преимуществ за счет представителей другой национальности» . 
Политизация этничности играет двоякую роль. В условиях по-литически стабильного государства она способствует усилению стабильности. В государствах, переживающих кризис, она выступает как дестабилизирующий фактор, влияющий в первую очередь на национальное самосознание людей. Именно в национальном самосознании, представляющем определенную систему теоретических взглядов, обыденных представлений, установок и стереотипов, ценностных ориентаций и норм, формируется об раз собственного народа и образы других народов, восприятие собственного статуса и своих национальных интересов. 
Для исследования природы национального самосознания и его роли в жизни национальной (этнической) группы, принципиально важным является выдвинутое Б. Ф. Поршневым положение о том, что ядром любой формы самосознания (в том числе и национального) является осознание на индивидуальном и коллективном уровнях некой единой общности, сформированной представлением некоего «мы». «Материал не толь ко из истории первобытного общества, но и из истории разных эпох иллюстрирует, что может вовсе отсутствовать сознание «мы» при ясно выраженном, что есть «они». «Они» — это не мы, и, наоборот, «мы» — это не они». Только ощущение, что есть «они», рождает желание самоопределиться по от ношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы» . 
Каждая национальная (этническая) общность обладает определенной суммой представлений о своем происхождении, своей исторической судьбе, важнейших событиях в ней и выдающихся деятелях. Причем эти знания и представления подвержены изменениям не только в результате появления новой информации, но и под давлением обстоятельств, политической конъюнктуры и т. д. Новая интерпретация «старых истин» вызывает, как правило, неоднозначную реакцию внутри национальных общностей: поддержку одной части и неприятие другой. В подобной ситуации может происходить некоторое изменение социальной базы формирования национального сознания. Однако с течением времени внутри национальной общности достигается консенсус в оценке тех или иных событий, идей, лидеров. 
В структуре национального самосознания следует выделить та кой ее важный компонент, как национальный интерес. Говоря о его содержании, следует указать на то, что в нем получают отражение как объективные связи и отношения, в которые вступают национальные (этнические) общности друг с другом, так и субъективные представления и побуждения к деятельности (установки, мотивы, ценностные ориентации и т. д.). При рассмотрении вопроса о классификации национальных интересов выделяется, как правило, несколько наиболее важных оснований. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по своей направленности (экономические, политические, духовные); по характеру субъекта, по степени осознанности, по возможности их осуществления. 
Национальные интересы, получив соответствующую интерпретацию, становятся программой деятельности национальных движений, партий, организаций, входят в содержание национальной идеологии (национальной идеи). Последняя представляет собой важный (теоретический) уровень национального само сознания. 
Национальное самосознание играет определенную роль в консолидации национальных (этнических общностей). Такого рода консолидация не означает обязательного отрицательного противопоставления (а тем более вражды) другим национальным общностям. В стабильно развивающемся политическом социуме формируется, как правило, благоприятная среда межнационального взаимодействия (сотрудничества). В этих условиях осознание своей принадлежности к той или иной национальной общности никак не связано с какой бы то ни было неприязнью к лицам других национальностей. В кризисных ситуациях все складывается по-иному: переживаемые трудности и лишения коррелируются с действиями других национальных общностей, в представителях которых видят если не врагов, то конкурентов.

 

44. Многонациональные общности.

Этносы - это исторически сложившиеся большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. 

Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка и культуры.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью. Нации формируются в период развития товарно-денежных отношений. Им предшествуют племя и народность. 

Нация - исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью.            

 Основные признаки  нации:  

- национальный культурный  язык  

- национальная культура (музыка, театр, кино и т.д.)       

 - единство социальной и экономической жизни  

- традиции и обычаи

           - школа

           - пресса

           - общность территории           

 Национальная культура - включает в себя все достояние народа, способ его существования, приспособления к природно-географической и общественно-исторической среде, в которой он живет.           

 Национальная культура  включает в себя:                       

- язык, литературу, музыку                       

- формы одежды                       

- все виды пищи                       

- конструкцию и внутреннее  убранство жилища

- праздники

- обряды

- традиции, обычаи

- формы этикета

В современном  мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи.

Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными.            

 Национальный вопрос - это вопрос о самоопределении нации и преодолении этнического неравенства. Корни нац. вопроса - в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и могущественные государства покоряли слабые и отсталые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения.            

 Причины межнациональных конфликтов:

- неудовлетворенность нации,  не имеющей собственной государственности

- произвольно установленные  национально-территориальные границы

- опасность размывания  этноса в результате притока  иноязычного населения

- ограничения в использовании  национального языка

- ущемление прав и свобод  по национальному признаку           

 При решении межнациональных  конфликтов необходимо соблюдение  гуманистических принципов политики  в области нац. отношений:

- отказа от насилия  и принуждения;

- поиска согласия на  основе единодушия всех участников;

- признания прав и свобод  человека важнейшей ценностью;

- готовность к мирному  урегулированию спорных проблем.

 

45. Девиантное поведение.

В обществе существует отклоняющееся (девиантное) поведение, которое

представляет собой "социальное явление, выраженное в массовых формах

человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или

фактически сложившимся  в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)".

Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые

социальные группы, вступившие  осознанно или стихийно в конфликт с

существующими в обществах  требованиями и нормами поведения.

Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает

постепенно. Более того, в  социологии есть понятие "первичная  девиация", когда

на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек,

игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения

граничат с незначительными  проступками или безнравственными действиями и до

поры до времени могут  не замечаться (прощаться, игнорироваться), как,

например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к

нарушению общественной морали.

Но есть второй уровень  отклоняющегося поведения (вторичная  девиация), когда

окружающей социальной группой  или официальными организациями  человек  открыто

признается нарушителем  норм морали или права, что всегда связано с

определенной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и

коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения  требований

морали и права одним  человеком, то во втором случае отклоняющееся  поведение

является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной

шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие  своей "культуры

"(субкультуры) и открыто  конфронтируют с принятыми нормами.

Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение

считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все

люди будут попадать под  данное определение, ибо нет в  обществе ни одного

человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях

жизни абсолютно соответствовали  нормам и правилам.

Помимо вышеуказанных(деление на первичную и вторичную девиации, на

индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения ) классификацию

данного вида поведения можно  осуществить по сферам жизнедеятельности  людей. В

соответствии с этим в производственно-трудовой сфере проявляются

экономические хищения, стяжательство, бесхозяйственность и т.д.; в сфере

распределения- стремление урвать от общества побольше, взяточничество,

социальный паразитизм; в  сфере политической жизни - карьеризм, бюрократизм,

аполитичность, национализм, экстремизм; в сфере быта и образа жизни -

нищенство, пьянство, потребительство, пренебрежительное отношение к семейному

долгу; в сфере духовной жизни - бескультурье, эрзацкультура, снобизм в

культуре, мещанство; в сфере  общения - хамство, эгоизм, бездушное  отношение к

людям, грубость, клевета, высокомерие, нечестность и т. д.

Иногда отклоняющееся  поведение типологизируют  по другому основанию -

противопарное и аморальное,- исходя из того, что нормы, стандарты и правила

определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей:

нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее

ею можно руководствоваться  при изучении конкретных форм отклоняющегося

поведения.

Вместе с тем социологические  исследования 80-90-х годов показыают, что среди

всех названных групп  отклоняющегося поведения наиболее крупными и

представляющими предмет  тревоги общества являются алкоголики, наркоманы и

преступники.

Неблагоприятный морально-психологический  климат, расхождение групповых норм с

общественно санкционироваными, трудности адаптации, отсутствие взаимной

требовательности, конфликты  и напряженность в общении - это  далеко не полный

перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой  микросреду.

Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько

коллективов, групп, влияние  которых может быть противоречивым.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"