Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:06, шпаргалка
20. Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.
43. Национально - этнические общности.
Этнос — это природно-социалъная и антропологическая общность людей, возникшая и развившаяся на основе единства при-родно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенность внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания, которое трансформируется в языках других народов. Самосознание этноса развивается через антитезу "мы-они". Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам ("свои-чужие").
Нация -- это исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.
Рассматривая проблему социально-территориальных
общностей, следует иметь в виду и такой
важный се аспект, как размещение в их
пределах различных национальных
(этнических) общностей, главными
из которых являются нации. Наличие определенной
территории является непременным атрибутом
(признаком) нации. На это указывал в частности
П. Сорокин. «Не вдаваясь в подробный анализ,
— писал он, — можно определить нацию
как солидарную, организованную, полузакрытую
социально-культурную группу с многочисленными
(многофункциональными) связями, которая,
по крайней мере, отчасти, сознает свое
единство и существование. Эта группа
состоит из индивидуалистов, которые 1)
являются гражданами одного государства,
2) имеют общий или сходный язык и ряд культурных
ценностей, впрочем, и то и другое является
результатом прошлой истории их предков
и этих людей, и 3) которые занимают общую
площадь, рассматриваемую как их территория,
на которой жили их предки и на которой
живут они» .
Наличие своей территории даст возможность
сохранить известную самобытность национальной
культуры, общение на родном языке, сохранение
обычаев и традиций.
Отношения между нациями (этносами) весьма
подвижны: от многогранного сотрудничества
до кровопролитных конфликтов.
В процессе межнационального
взаимодействия имеет место «территориальное
перемещение» наций (этнических групп),
осуществляется фактическая интернационализация
населения. Основными факторами, обусловливающими
последнюю, являются урбанизация, научно-техническая
революция, миграционные процессы.
На характер взаимоотношений наций влияют
и те изменения, которые происходят в структуре национальных
общностей. Постепенное выравнивание
социально-культурного положения различных
наций, сближение их социальных структур
и статуса, общность территориальных
интересов создают необходимые условия
и предпосылки для сотрудничества.
Применительно к современной России, находящейся
на этапе утверждения рыночных отношений,
связанных с конкуренцией, борьбой «всех
против всех», явной политизацией этничности
следует отметить такую особенность, как
возникновение факто ров напряженности
в межнациональных
отношениях. И здесь главную роль играет
именно политизация этничности, под ко-
торой понимается самоидентификация личности
с нацией-государством, использование
этничности в политических целях.
«В многонациональном
обществе, — отмечает В. А. Тиш- ков, — всегда
есть тенденция использовать групповую
принадлежность, в том числе этническую, для
достижения социальных и политических
преимуществ за счет представителей другой национальности»
.
Политизация этничности играет двоякую
роль. В условиях по-литически стабильного
государства она способствует усилению
стабильности. В государствах, переживающих
кризис, она выступает как дестабилизирующий
фактор, влияющий в первую очередь на национальное
самосознание людей. Именно в национальном
самосознании, представляющем определенную
систему теоретических взглядов, обыденных
представлений, установок и стереотипов,
ценностных ориентаций и норм, формируется
об раз собственного народа и образы других
народов, восприятие собственного статуса
и своих национальных
интересов.
Для исследования природы национального
самосознания и его роли в жизни национальной
(этнической) группы,
принципиально важным является выдвинутое
Б. Ф. Поршневым положение о том, что ядром
любой формы самосознания (в том числе
и национального)
является осознание на индивидуальном
и коллективном уровнях некой единой общности, сформированной
представлением некоего «мы». «Материал
не толь ко из истории первобытного общества,
но и из истории разных эпох иллюстрирует,
что может вовсе отсутствовать сознание
«мы» при ясно выраженном, что есть «они».
«Они» — это не мы, и, наоборот, «мы» —
это не они». Только ощущение, что есть
«они», рождает желание самоопределиться
по от ношению к «ним», обособиться от
«них» в качестве «мы» .
Каждая национальная
(этническая) общность
обладает определенной суммой представлений
о своем происхождении, своей исторической
судьбе, важнейших событиях в ней и выдающихся
деятелях. Причем эти знания и представления
подвержены изменениям не только в результате
появления новой информации, но и под давлением
обстоятельств, политической конъюнктуры
и т. д. Новая интерпретация «старых истин»
вызывает, как правило, неоднозначную
реакцию внутри национальных
общностей: поддержку одной части и неприятие
другой. В подобной ситуации может происходить
некоторое изменение социальной базы
формирования национального
сознания. Однако с течением времени внутри национальной общности
достигается консенсус в оценке тех или
иных событий, идей, лидеров.
В структуре национального
самосознания следует выделить та кой
ее важный компонент, как национальный
интерес. Говоря о его содержании, следует
указать на то, что в нем получают отражение
как объективные связи и отношения, в которые
вступают национальные
(этнические) общности
друг с другом, так и субъективные представления
и побуждения к деятельности (установки,
мотивы, ценностные ориентации и т. д.).
При рассмотрении вопроса о классификации национальных
интересов выделяется, как правило, несколько
наиболее важных оснований. Интересы различаются
по степени общности (индивидуальные,
групповые, общественные), по своей направленности
(экономические, политические, духовные);
по характеру субъекта, по степени осознанности,
по возможности их осуществления.
Национальные интересы, получив соответствующую
интерпретацию, становятся программой
деятельности национальных
движений, партий, организаций, входят
в содержание национальной идеологии
(национальной
идеи). Последняя представляет собой важный
(теоретический) уровень национального
само сознания.
Национальное самосознание играет определенную
роль в консолидации национальных
(этнических общностей).
Такого рода консолидация не означает
обязательного отрицательного противопоставления
(а тем более вражды) другим национальным общностям. В
стабильно развивающемся политическом
социуме формируется, как правило, благоприятная
среда межнационального
взаимодействия (сотрудничества). В этих
условиях осознание своей принадлежности
к той или иной национальной общности никак
не связано с какой бы то ни было неприязнью
к лицам других национальностей.
В кризисных ситуациях все складывается
по-иному: переживаемые трудности и лишения
коррелируются с действиями других национальных общностей,
в представителях которых видят если не
врагов, то конкурентов.
44. Многонациональные общности.
Этносы - это исторически сложившиеся большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.
Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка и культуры.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью. Нации формируются в период развития товарно-денежных отношений. Им предшествуют племя и народность.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью.
Основные признаки нации:
- национальный культурный язык
- национальная культура (музыка, театр, кино и т.д.)
- единство социальной и экономической жизни
- традиции и обычаи
- школа
- пресса
- общность территории
Национальная культура - включает в себя все достояние народа, способ его существования, приспособления к природно-географической и общественно-исторической среде, в которой он живет.
Национальная культура
включает в себя:
- язык, литературу, музыку
- формы одежды
- все виды пищи
- конструкцию и внутреннее убранство жилища
- праздники
- обряды
- традиции, обычаи
- формы этикета
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи.
Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными.
Национальный вопрос - это вопрос о самоопределении нации и преодолении этнического неравенства. Корни нац. вопроса - в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и могущественные государства покоряли слабые и отсталые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения.
Причины межнациональных конфликтов:
- неудовлетворенность нации,
не имеющей собственной
- произвольно установленные
национально-территориальные
- опасность размывания этноса в результате притока иноязычного населения
- ограничения в использовании национального языка
- ущемление прав и свобод
по национальному признаку
При решении межнациональных
конфликтов необходимо
- отказа от насилия и принуждения;
- поиска согласия на
основе единодушия всех
- признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
- готовность к мирному
урегулированию спорных
45. Девиантное поведение.
В обществе существует отклоняющееся (девиантное) поведение, которое
представляет собой "социальное явление, выраженное в массовых формах
человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или
фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)".
Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые
социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с
существующими в обществах требованиями и нормами поведения.
Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает
постепенно. Более того, в социологии есть понятие "первичная девиация", когда
на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек,
игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения
граничат с незначительными
проступками или
поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как,
например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к
нарушению общественной морали.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда
окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто
признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с
определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося
поведения важно различать
коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований
морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение
является отражением деятельности некоторой социальной группы - преступной
шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей "культуры
"(субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение
считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все
люди будут попадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного
человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях
жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.
Помимо вышеуказанных(деление на первичную и вторичную девиации, на
индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения ) классификацию
данного вида поведения можно осуществить по сферам жизнедеятельности людей. В
соответствии с этим в производственно-трудовой сфере проявляются
экономические хищения, стяжательство, бесхозяйственность и т.д.; в сфере
распределения- стремление урвать от общества побольше, взяточничество,
социальный паразитизм; в сфере политической жизни - карьеризм, бюрократизм,
аполитичность, национализм, экстремизм; в сфере быта и образа жизни -
нищенство, пьянство, потребительство, пренебрежительное отношение к семейному
долгу; в сфере духовной жизни - бескультурье, эрзацкультура, снобизм в
культуре, мещанство; в сфере общения - хамство, эгоизм, бездушное отношение к
людям, грубость, клевета, высокомерие, нечестность и т. д.
Иногда отклоняющееся поведение типологизируют по другому основанию -
противопарное и аморальное,- исходя из того, что нормы, стандарты и правила
определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей:
нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее
ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося
поведения.
Вместе с тем социологические исследования 80-90-х годов показыают, что среди
всех названных групп отклоняющегося поведения наиболее крупными и
представляющими предмет тревоги общества являются алкоголики, наркоманы и
преступники.
Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с
общественно санкционироваными, трудности адаптации, отсутствие взаимной
требовательности, конфликты и напряженность в общении - это далеко не полный
перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду.
Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько
коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым.